Ушел из жизни один из самых известных российских поп-артистов, хотя обычный зритель, пожалуй, не вспомнит ни одну из его песен, кроме хита «Голубая луна», которую он исполнял в дуэте с Николаем Трубачом еще на «Песне года – 1998» Фото: © Anatoly Lomohov / Russian Look / globallookpress.com

«Не поминайте его лихом»

«Яркая жизнь — бесславный исход. Не поминайте его лихом», — написал в своем телеграм-канале известный журналист и знаток жизни отечественного постсоветского шоубиза Отар Кушанашвили после того, как пришла новость о смерти шоумена, танцовщика и певца Бориса Моисеева. Ушел из жизни один из самых известных российских поп-артистов, хотя обычный зритель, пожалуй, не вспомнит ни одну из его песен, кроме хита «Голубая луна», которую он исполнял в дуэте с Николаем Трубачом еще на «Песне года – 1998».

Baza пишет, что Моисеев умер днем во вторник в своей московской квартире на Краснопролетарской улице. Тело обнаружил арт-директор певца Сергей Горох, когда пришел проведать подопечного, перенесшего несколько инсультов. Вызванные врачи лишь констатировали смерть артиста, которому в марте должно было исполниться 69 лет.


Моисеев прожил яркую, необычную и трагичную жизнь. Он родился в исправительной Мозырской колонии близ Могилева, где по политической статье отбывала срок его мать. Впрочем, это не помешало карьере талантливого юноши, нашедшего себя в танцевальной студии при одном из могилевских домов культуры. Дальше была учеба в Минском хореографическом училище и работа в Харьковском театре оперы и балета, где он попробовал свои силы в качестве хореографа-постановщика. Но настоящий прорыв случился после переезда в Каунас. Здесь, в советской Литве, Моисеев, чей профессиональный интерес все больше уходил от классического к эстрадному танцу, создал трио «Экспрессия», в котором на сцену с эффектными и смелыми по тем временам номерами выходили сам наш герой и две эффектные танцовщицы. Вскоре их заметила Алла Пугачева, пригласив в свое шоу, после чего «Экспрессия» гастролировала с разными звездами советской эстрады, а с 1987 года выступала уже самостоятельно. Моисеев даже успел поработать в Штатах, в Новом Орлеане, но в 1991-м вернулся на родину.


Здесь, в России, как раз подул ветер свободы, парус которого поймал и Моисеев, став едва ли не первым открытым геем (официального камингаута Моисеев не совершал) на отечественной поп-сцене, к тому же всячески эксплуатируя в своем творчестве свою сексуальную ориентацию. Чего стоят только названия его шоу, например «Дитя порока» или «Падший ангел». Кроме того, танцовщик Моисеев запел, хотя никогда не имел особых вокальных способностей. Но это не помешало песне «Голубая луна» стать мегахитом, а ему самому — одним из самых узнаваемых лиц российского шоубиза, пусть это и было лицо фрика, хотя в багаже у Моисеева есть дуэты с Пугачевой, Лаймой Вайкуле, Людмилой Гурченко и т. д. В 2006 году он стал заслуженным артистом Российской Федерации.


В нулевые популярность Моисеева пошла на спад, хотя он оставался завсегдатаем всяческих телевизионных шоу. В 2010-м он расстался с многолетним продюсером Евгением Фридляндом, а в конце года случился инсульт, с последствиями которого артист так и не смог справиться до конца — у Моисеева была парализована часть тела. С 2015 года, после новых проблем со здоровьем, артист прекратил активную концертную деятельность, впрочем, и официальная эстрада в стране становилась все более пуританской.

«Легендарный Борис Моисеев (68 полных лет) не смог пережить принятия нового РФ-законодательства, направленного против ЛГБТКВ±сообщества, — пишет в своем телеграм-канале известный политолог Станислав Белковский (орфография и пунктуация автора здесь и далее сохраненыприм. ред.). — Не говоря уже о том, что новопреставленный г-н Моисеев был близкий приятель и давний (с 1980-х) объект покровительства нар. арт. СССР Аллы Пугачевой. Бросившей недавно вызов Кремлю…»

«Единственное, что он создал — собственный миф» Фото: © Alexander Legky / Russian Look / globallookpress.com

«Настоящий человек-образ, ходячий персонаж»

Эксперты нашей газеты оценивают роль Моисеева в отечественном шоу-бизнесе.

«С Моисеевым лично мы не дружили, но встречались за кулисами. Не знаю, каким он был в близком общении, — признался нашему корреспонденту солист группы Uma2rman Владимир Кристовский. — Боря был танцором. Жаль, но, честно говоря, не приходилось видеть, как он танцевал».

«Это очень печально, — высказался о смерти артиста в беседе с „БИЗНЕС Оnline“ музыкальный журналист Андрей Бурлака. — Однако единственное, что он создал, — собственный миф. Когда-то Моисеев хорошо танцевал, с трио „Экспрессия“ он смело, эффектно и необычно аккомпанировал российским звездам. Потом Борис занялся строительством своего культа и, в конце концов, для кого-то работал. Человеком при этом был порядочным, доброжелательным, помогал там, где мог помочь, что характеризует его как положительного героя. А уж чем Моисеев себя демонстрировал, мне сложно судить. То, что он стал петь, не обладая особыми вокальными данными, конечно, было рисовкой».

«Моисеев — настоящий человек-образ, ходячий персонаж, — отмечает в разговоре с нашим корреспондентом музыкальный критик Олег Кармунин. — Он явился символом нового времени и со своим трио „Экспрессия“ предвосхитил новую Россию. Когда в 1991-м Борис начал устраивать свои феерические шоу, подул ветер перемен. То, что он делал, по меркам советского времени было не только непозволительным, но и немыслимым. Моисеев пришел и показал нам, что такое шоу-бизнес, и сам был синонимом этого слова. Он не очень умел петь, но это не отталкивало, а, наоборот, привлекало».