Уроки «Разговор о важном» — придумка нового учебного года для российских школьников. Накануне первый такой урок (и, вероятно, своеобразный мастер-класс для преподавателей) преподал в Калининграде президент России Владимир Путин Уроки «Разговор о важном» — придумка нового учебного года для российских школьников. Накануне первый такой урок (и, вероятно, своеобразный мастер-класс для преподавателей) преподал в Калининграде президент России Владимир Путин Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

Как Путин «опоздал» на урок по уважительной причине

Уроки «Разговор о важном» — придумка нового учебного года для российских школьников. С 5 сентября понедельники в школах будут начинаться со специального классного часа, на котором дети и учителя станут обсуждать историю города и региона, где находится школа, исторических личностей и моральные качества человека. Новые уроки призваны обеспечить «историческое просвещение» ребят, поясняли ранее в минпросвещения РФ. Накануне первый такой урок (и, вероятно, своеобразный мастер-класс для преподавателей) преподал в Калининграде президент России Владимир Путин. «Занятие» продлилось чуть больше часа, началось с небольшим опозданием, но это был тот случай, когда дети смиренно ждут учителя. Тем более что на урок специально собрали прилежных учеников из разных уголков страны.

Путин сначала извинился за опоздание и объяснил, что есть уважительная причина — открывал русскоязычные школы в Таджикистане вместе с коллегой Эмомали Рахмоном. «У них явно чувствуется дефицит русских школ. Россия не только помогла открыть пять школ в пяти городах, но и направляет туда своих преподавателей, которые будут вести уроки по русскому языку, литературе, математике и некоторым другим предметам по российским стандартам и на российских материалах», — подчеркнул глава государства. И перешел уже к российской повестке. В этом году в России почти 2 млн первоклашек, для которых начинается «взрослая жизнь». 

Вступительная часть сводилась к тому, что от успеха нынешних школьников будет зависеть успех всей страны и поэтому детям нужно найти свой путь, себя. «И, безусловно, нужно создать для себя такую парадигму, погрузить себя в такую парадигму получения знаний, которые, с одной стороны, были бы широкими, но давали бы возможность специализироваться и применять эти знания на самых разных направлениях», — перешел Путин уже на вполне взрослую лексику. А затем предложил начать разговор.

«Наша задача, миссия наших солдат, ополченцев Донбасса — эту войну прекратить, защитить людей. Конечно, защитить саму Россию, потому что на территории сегодняшней Украины начали создавать антироссийский анклав, который угрожает нашей стране» «Наша задача, миссия наших солдат, ополченцев Донбасса, — эту войну прекратить, защитить людей. Конечно, защитить саму Россию, потому что на территории сегодняшней Украины начали создавать антироссийский анклав, который угрожает нашей стране» Фото: © Виктор Антонюк, РИА «Новости»

Президент объяснил детям, почему нужна СВО

Школьницу из города Макеевки в Донецкой Народной Республике (ДНР) Путин заверил, что проект «Университетские смены», который позволил сотням школьников ДНР и ЛНР посетить российские города, продолжится в 2023-м. «Люди, которые там, [в Донбассе], живут <…>, считают себя частью нашего общего гуманитарного, культурного, языкового, вы же говорите на русском языке, это родной язык для вас, частью этого пространства. Тем более, оказавшись в сложном положении за последние 8 лет, вы должны иметь возможность соприкоснуться с Русским миром в самом высшем и хорошем смысле», — подчеркнул президент.

Разумеется, не обошлось без разговора о ситуации на Украине. Российский президент поделился, что за сутки до урока общался с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым, который недавно посещал освобожденные территории. И тот поведал такое, что Путин, как он сам признался, «рот раскрыл». «Школьники даже не знали, что существует Крымский мост. Они считали, что это фейк, — горько усмехнулся глава государства. — Они даже не знали, что Украина и Россия когда-то входили в состав единого государства — Советского Союза. Им так все преподавали. Не только дети, но и взрослые, наверное, не знают, что у Украины никогда не было своей государственности до образования Советского Союза». Следом — небольшой экскурс в историю. Путин вспомнил, что Компартия передала Украине значительную часть исторических российских территорий, в том числе Донбасс. Хотя жители Донбасса такого присоединения не хотели, о чем говорят свидетельства и документы, подчеркнул президент. Но Ленин решил по-своему.

«Все считают, что идет какая-то агрессия со стороны России сегодня. Но никто не понимает и не знает, что после государственного переворота [на Украине] в 2014 году жители Донецка, Луганска в значительной своей части, Крыма не захотели признать этот  переворот», — вернулся Путин к недавнему прошлому. Он отметил, что украинская тема не детская, но вместе с тем здесь все понятно — против жителей Донбасса начали войну и 8 лет ее вели. «Наша задача, миссия наших солдат, ополченцев Донбасса, — эту войну прекратить, защитить людей. Конечно, защитить саму Россию, потому что на территории сегодняшней Украины начали создавать антироссийский анклав, который угрожает нашей стране», — высказался президент.

«Нужна внутренняя мотивация для достижения цели. И конечно, трудолюбие. Трудолюбие — это вообще отдельный талант. Это не просто, извините, резиновая попа. Это талант заставить себя работать и уметь это делать продуктивно» «Нужна внутренняя мотивация для достижения цели. И, конечно, трудолюбие. Трудолюбие — это вообще отдельный талант. Это не просто, извините, резиновая попа. Это талант заставить себя работать и уметь это делать продуктивно» Фото: kremlin.ru

«Ценность бытия не в реализации своих амбиций, а в служении. Я всем вам хочу этого пожелать»

В этот день Путин преподавал в том числе жизненные уроки. Один из участников встречи спросил о составляющих успеха. Чтобы быть успешным, очень важна дисциплина, пояснил глава государства. И признался детям, что не может назвать себя самым дисциплинированным, «надо еще над собой работать». При этом одной дисциплины недостаточно, уверен Путин. «Нужна внутренняя мотивация для достижения цели. И, конечно, трудолюбие. Трудолюбие — это вообще отдельный талант. Это не просто, извините, резиновая попа. Это талант заставить себя работать и уметь это делать продуктивно», — подчеркнул российский лидер.

Еще на занятии выяснилось, что у президента было несколько главных наставников в жизни: мама, первая учительница, а позднее — коллеги по работе. И тут Путин вспомнил, как начинал трудовую деятельность в КГБ и стал работать во внешней разведке. В соседнем кабинете с будущим президентом работал пожилой человек, который 25 лет служил разведчиком-нелегалом. «Я его как-то спросил: „Сан Саныч, вам не обидно, я почти начинающий, а вы 25 лет в нелегалке и сидите со мной рядышком. Вы же должны быть где-то там“. Его ответ я запомнил на всю жизнь. Он сказал: „Володя, смотри, я мог быть и не здесь. Мне предлагали другие места, но мне это не нужно. Мне в свое время Родина доверила то, что не доверила другим. Я чувствовал свою востребованность. Я не жду от Родины благодарность за то, что я сделал. Я благодарен Родине за то, что она дала мне возможность быть таким востребованным и реализоваться“», — передал Путин слова коллеги, которые перевернули его восприятие жизни. «Я почувствовал, что ценность бытия не в реализации своих амбиций, а в служении. И в реализации таким образом. Я всем вам хочу этого пожелать», — подытожил он.

Ближе к вечеру Путин провел в Калининграде первое очное заседание наблюдательного совета Российского движения детей и молодежи Ближе к вечеру Путин провел в Калининграде первое очное заседание наблюдательного совета Российского движения детей и молодежи Фото: kremlin.ru

Путин дал указания новой пионерии: никакой обязаловки и бюрократии, только «настоящие ценности»

Ближе к вечеру Путин провел в Калининграде первое очное заседание наблюдательного совета Российского движения детей и молодежи. Правда, очным его можно было назвать с натяжкой — помимо президента, в зале присутствовали замглавы Росмолодежи Дамир Фаттахов, которому с мая обещали пост лидера движения, и два активиста — Эмилия Котляр из Южно-Сахалинска и Артем Климков из Липецкой области. Остальные, вероятно, не успели (или не пожелали) пройти карантин. Напомним, новое движение, по сути, родилось 19 мая — в день 100-летия пионерии. Тогда законопроект об организации внесли в Госдуму, а спустя два месяца создание современного аналога пионерского движения утвердил своим указом Путин. Вскоре глава государства «с удовольствием» принял предложение школьницы возглавить набсовет организации. В августе координационный совет движения возглавил первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко.

Новое движение объединит все организации школьников в стране, в том числе «Юнармию» и «Большую перемену», пояснил 31 августа министр просвещения Сергей Кравцов. Организацию создали по инициативе школьников, важно и дальше принимать решения с опорой на мнение детей, идти вслед за их мечтами, наставлял Путин сидевшего в 3 м Фаттахова и остальных участников. Заранее глава государства предупредил, что движение не должно стать привилегией больших городов, где проще все организовать — надо дойти до поселков и обеспечить инфраструктуру. Никакой обязаловки быть не может — участие добровольное. Наконец работать с детьми должны увлеченные профессионалы, которые смогут отсечь все ложное и показное и красиво показать «настоящие ценности» — семья, дружба, любовь к Родине, участие в жизни страны. На этом Путин закончил с «оргвопросами» и передал слово Фаттахову.

Всем ребятам пример: Дамир Фаттахов станет «главным пионером»?

Тот напомнил, что опыт работы с детьми в России солидный — есть советское прошлое, а после распада СССР активно работали региональные общественные объединения. Сейчас охвачены несколько миллионов ребят, но всего в России больше 19,5 млн детей в возрасте от 6 до 18 лет. Название для движения пока не выбрали (идет конкурс), зато скоро стартует первая акция — дети проедут по городам России и будут собирать там сторонников. Потом запланирован первый съезд.

Подключать надо не только детей, но и взрослых — родителей и учителей, отметила Эмилия Котляр, назвавшая себя «амбассадором» нового движения. Как показалось, девушка заметно волновалась. Дело в том, что с одной стороны сидел глава государства, а с другой — стоял телевизор с участниками совещания, в том числе членами правительства РФ, и было решительно непонятно, куда смотреть. Определиться девушка так и не смогла и постоянно крутила головой, чтобы никого не обидеть. Артем Климков поблагодарил Путина за то, что он, как и дети, может принимать решения о судьбе движения и даже больше — нести за них ответственность.

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова выразила надежду на то, что «проводниками» нового движения в регионах станут лично губернаторы. А учитель физики и информатики из Забайкалья Юлия Гильфанова призналась, что личное участие Путина в жизни движения для нее очень ценно. «Мы, педагогическое и родительское сообщества, будем активно развивать движение, будем с детьми на одной волне. Вдохнем идеи движения и все вместе выдохнем потрясающий результат!» — пообещала педагог. Олимпийского чемпиона в гимнастике и новоиспеченного лидера «Юнармии» Никиту Нагорного Путин спросил, как детско-юношеское движение будет работать с новой организацией. Тот по существу не ответил, зато рассказал об акциях юнармейцев и, в частности, о том, как они поддерживают участников СВО.

Путин в заключение предостерег чиновников от «забюрокраченности» движения. «Иначе все пойдет насмарку, с первых же шагов. Это важнейшее условие успеха всего нашего предприятия», — добавил Путин, безусловно, знакомый с бюрократией, как никто другой. Осталось узнать, получится ли у Фаттахова исполнить мечты и детей, и президента.