Прошедшее в прошлую пятницу заседание экспертного совета центра электронной торговли началось со слов поддержки Ozon, который пережил сильнейший пожар на складе в Подмосковье Прошедшее в прошлую пятницу заседание экспертного совета центра электронной торговли началось со слов поддержки Ozon, который пережил сильнейший пожар на складе в Подмосковье Фото: © Russian Emergencies Ministry / via Global Look Press / www.globallookpress.com

Успехи Татарстана в онлайн-торговле

Прошедшее в прошлую пятницу заседание экспертного совета центра электронной торговли началось со слов поддержки Ozon, который пережил сильнейший пожар на складе в Подмосковье. Ущерб от него оценили в более чем 10 млрд рублей. «Желаем скорейшего восстановления, коллеги мысленно с вами», — начала председатель совета Юлиана Гордон. Представитель интернет-магазина Александр Васильев поблагодарил за поддержку и заверил, что и продавцы, и клиенты получат компенсации за ущерб. 

Свой доклад Гордон посвятила главному драйверу e-commerce — инфраструктуре. Так, только в 2021 году в республике инвестировано 10 млрд рублей, из них 5 млрд — Wildberries, 1,8 млрд — Ozon и 1 млрд — Kazan Express. Создано 8,2 тыс. рабочих мест. Кроме того, Татарстан договорился о расширении магистральной логистики с компанией «Деловые линии». «Это солидный фундамент для того, чтобы ускорить темпы роста электронной торговли в будущем», — отметила спикер.

По итогам I квартала 2022 года татарстанские селлеры получили 13,7 млн онлайн-заказов. Это 30,2% от всех заказов в ПФО и 5,8% по России. По количеству селлеров республика заняла первое место в округе. Их выручка в I квартале, по прогнозам, достигнет 8,2 млрд рублей (за тот же период в 2021-м — 4,8 млрд), в 2024-м — 100 млрд рублей.

Фарид Абдулганиев: «Когда говорили о развитии торговли в СССР, сравнивали с довоенным 1913 годом. Сейчас мы сравниваем с допандемийным годом» Фарид Абдулганиев: «Когда говорили о развитии торговли в СССР, сравнивали с довоенным 1913-м. Сейчас мы сравниваем с допандемийным годом» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Можно принять сейчас такое постановление правительства, что бондовая зона просто не полетит»

«Когда говорили о развитии торговли в СССР, сравнивали с довоенным 1913-м. Сейчас мы сравниваем с допандемийным годом. У нас в январе 2020-го был 321 селлер, а на конец июня — свыше 31 тысячи. Это почти в 100 раз больше», — продолжил тему бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев

Количество селлеров напрямую зависит от инфраструктуры, подтвердил он. Так и в районах республики: чем больше пунктов выдачи и приема заказов, тем больше местных продавцов выходят на маркетплейсы.

Бо́льшую часть доклада Абдулганиев посвятил теме бондовой зоны — на таких складах хранят и распределяют товары с маркетплейсов. Особый статус зоны позволяет выплачивать налоги и таможенные пошлины на товары не при пересечении ими границы, а после их покупки физлицами, что существенно упрощает возврат невостребованного товара обратно за рубеж. Президент России Владимир Путин 15 июля подписал закон по созданию бондовых складов, и Татарстан может стать «пилотом».

Большую часть доклада Абдулганиев посвятил теме бондовой зоны — на таких складах хранят и распределяют товары с маркетплейсов Бо́льшую часть доклада Абдулганиев посвятил теме бондовой зоны — на таких складах хранят и распределяют товары с маркетплейсов Фото: «БИЗНЕС Online»

Спикер поделился, что соответствующее постановление правительства еще только рассматривается. Рассчитывать на итоговое решение можно в сентябре. «Главный критерий — порог беспошлинной торговли. Можно принять сейчас такое постановление правительства, что бондовая зона просто не полетит. Мы все равно будем пытаться зайти в этот эксперимент. Перенастроить всегда легче, чем ничего не делать», — сказал чиновник. 

Пока республика продолжает переговоры с компаниями, заинтересованными в бондовой зоне. Среди них — FESCO, с которой подготовлен проект соглашения о сотрудничестве. Речь идет о двух контейнерных поездах в неделю, грузы будут идти через Владивостокский порт. Вместе с руководством РЖД власти прорабатывают варианты строительства специальных съездов, станций, развилок и мест для разгрузки поездов. 

Проблему с параллельным импортом подсветил директор по взаимодействию с органами государственной власти «Яндекс. Маркет» Дмитрий Русаков Проблему с параллельным импортом подсветил директор по взаимодействию с органами государственной власти «Яндекс. Маркета» Дмитрий Русаков Фото: «БИЗНЕС Online»

«Селлеры боятся, что упаковка съест часть прибыли, и экономят»

Проблему с параллельным импортом подсветил директор по взаимодействию с органами государственной власти «Яндекс. Маркета» Дмитрий Русаков. По его словам, механизм принят юридически «криво» — постановление правительства противоречит Гражданскому кодексу. Как предприниматели могут быть уверены, что купленный ими за несколько миллионов долларов товар разрешат ввезти в Россию: вдруг к этому времени выйдет новый приказ минпромторга? Он предложил перевести процесс в более понятное и прогнозируемое русло и сделать эксперимент не до конца 2022-го, а на 2–3 года. «Только в таком случае эти тысяча предпринимателей станут этим планомерно заниматься, насыщая рынок товарами, которые к середине осени начнут вымываться из ассортимента. Пока мы частично живем на старых запасах, но ситуация может достаточно быстро меняться», — отметил Русаков. 

Директор службы развития продуктов «Деловых линий» Кирилл Кочанов рассказал о необходимых мерах поддержки для поставщиков маркетплейсов. Во-первых, это расширение образовательной программы. Например, в разы выросла продажа на маркетплейсах мебели и предметов интерьера, а поставщики банально не знают, как их правильно упаковывать и перевозить. Во-вторых, неплохо было бы властям республики субсидировать затраты на упаковочные материалы. Ограниченные бюджетом селлеры предпочитают упаковывать товар, например, не трехслойным картоном, а однослойным, что приводит к порче товара. «Это беда. В Европе уже знают и понимают, для чего нужна упаковка, в России — не всегда. Селлеры боятся, что упаковка съест часть прибыли, и экономят», — пояснил он.

Также спикер предложил субсидировать экспортные перевозки, которые у нас сохраняются даже в Европу, а в Казахстан и Беларусь выросли аж в 10 раз. Наконец, Кочанов предложил финансовую помощь сервисным центрам, занимающимся хранением и обработкой заказов.

«Мы столкнулись с такой проблемой, что, как только начинаем что-то субсидировать, у нас вылезают так называемые грантоежки — нечистоплотные чудо-предприниматели», — отреагировал Абдулганиев, но в целом поддержал инициативы.