Вместо Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay теперь появились новые названия RE, CR, XC, M и CUH Фото: «БИЗНЕС Online»

«Перерождение» иностранных брендов на российском рынке

После массового исхода зарубежных брендов на фоне спецоперации российский рынок медленно, но все же начинает оживляться. Иностранные компании, вероятно, нашли лазейку, которая позволяет окончательно не разрывать отношения с Россией и при этом не угодить под санкции своих правительств. В середине мая с помпой открылись магазины немецкой группы OBI, которые были проданы российскому инвестору, а в минувшую пятницу как ни в чем не бывало вновь заработали магазины польской группы LPP. Напомним, последняя в конце марта сначала прекратила онлайн-продажи, а затем закрыла все торговые точки из-за «неясной ситуации и невозможности прогнозировать судьбу вооруженного конфликта на Востоке».

При этом официально поляки в Россию не вернулись. 19 мая LPP объявила, что продает российский бизнес китайскому консорциуму. Кто именно станет владельцем, в компании не уточнили. При этом указали, что новый собственник сможет продавать все товары, принадлежащие российскому подразделению LPP. В сделку не вошли права на использование товарных знаков и брендов, которыми владеет польская компания. На следующий день посетители московских ТЦ увидели привычные точки, но под новыми названиями. Вместо Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay теперь, соответственно, RE, CR, XC, M и CUH. Как говорится в известном выражении: «Те же яйца, только в профиль». По официальным данным, сеть LPP в России только в 2018 году насчитывала 336 магазинов. Российская «дочка» LPP — ООО «Ре Трэйдинг» — в 2021 году увеличила выручку по РСБУ вдвое до 52,9 млрд рублей с 27,35 млрд рублей в 2020-м.

23 мая выяснилось, что нового покупателя для российского филиала ищет Levi’s 23 мая выяснилось, что нового покупателя для российского филиала ищет Levi’s Фото: «БИЗНЕС Online»

Чуть ранее, 16 мая, стало известно о продаже российского подразделения Reebok турецкому холдингу FLO Retailing. Турки получили контроль над торговыми точками после подписания соглашения о выпуске на турецких фабриках продукции под соответствующей маркой для ряда стран. В общей сложности новому владельцу досталось более 100 магазинов. Французская косметическая компания L’Occitane, которая 16 апреля закрыла российские магазины, накануне возобновила работу, например, в Москве под брендом «Л’Окситан» (в Казани висит еще старая вывеска). СМИ без деталей пишут, что компания ранее продала свое российской подразделение.

По данным «Известий», вариант с продажей российского бизнеса партнеру изучает испанская Zara (холдинг Inditex). «Бизнес Zara может быть передан партнеру штаб-квартиры, именно он будет торговать одноименными товарами компании в России, но под другой вывеской», — сказал собеседник газеты. 23 мая выяснилось, что нового покупателя для российского филиала ищет Levi’s. Скорее всего, это будут турки. Наконец, весь российский потребительский рынок которую неделю следит за эпопеей с продажей «Макдоналдса» и гадает, под каким брендом теперь будут работать рестораны.

«Бизнес Zara может быть передан партнеру штаб-квартиры, именно он будет торговать одноименными товарами компании в России, но под другой вывеской» «Бизнес Zara может быть передан партнеру штаб-квартиры, именно он будет торговать одноименными товарами компании в России, но под другой вывеской» Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом надо отметить, что пока вернувшихся зарубежных брендов в России не так много. К примеру, по-прежнему нет решений по остальным брендам испанского концерна Inditex — помимо Zara и Zara Home, они владеют марками Pull & Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho. IKEA заявила, что не откроется в России раньше 31 августа. Закрыты магазины Adidas, Nike, Uniqlo… Брендам непросто продать свои подразделения, не для этого они завоевывали российский рынок, однако все зависит от того, в какой ситуации они находятся, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» президент российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. «Если им ставят ультиматум, условно, европейский рынок или российский, тогда они как-то выбирают. И то мы видим, что какие-то французские компании у нас продолжают работать. Это просто одна из развилок (пример — LPP и Reebok — прим. ред.), которой могут воспользоваться компании: кто-то уходит совсем, кто-то находит иное лицо, которое будет представлять интересы, заниматься, например, управлением магазинов. Будет склад, условно, в Турции, куда бренд станет привозить товары, и уже с этого склада по факту пойдут для продажи. Какие-то, наверное, появятся еще комбинации». 

«Уважаемые покупатели, мы открылись и рады встрече с вами!», — встречал голос из колонок покупателей магазина Reserved «Уважаемые покупатели, мы открылись и рады встрече с вами!» — встречал голос из колонок покупателей магазина Reserved Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ничего не понятно, но очень интересно. Примерно так и ходим, с таким девизом»

В торговом центре KazanMall все магазины польского ретейлера LPP в понедельник были открыты. «Уважаемые покупатели, мы открылись и рады встрече с вами!» — встречал голос из колонок покупателей Reserved. В магазине в это утро буднего дня расхаживало достаточно много покупателей. Консультант в зале рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что сейчас магазин распродает старую коллекцию, а что произойдет дальше, пока неизвестно. «Нам будут поставлять товар, но пока неизвестно кто», — пояснил он. Ничего не напоминало о недавнем закрытии бренда, кроме объявления на кассе, где сказано, что сейчас системы и серверы магазина находятся в процессе настройки, в связи с чем могут возникнуть «технические трудности», а цена в торговом зале и на кассе может различаться. Недоступен пока и сайт магазина, рассказали сотрудницы на кассе. На вопрос, надолго ли открылся магазин, они, не скрывая радости, ответили: «Навсегда!»

Такие же объявления о технических неполадках появились и в других магазинах ретейлера, нигде нет возможности сделать заказ онлайн. И везде корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердили, что магазины ждет ребрендинг, но, когда он произойдет, непонятно. Пока же вывески магазинов остаются прежними. В Cropp рассказали, что новые поставки будут уже под новым названием. Откуда теперь станут привозить одежду, неизвестно. Пока здесь также распродают старые коллекции. «Нам не сказали еще, кто нас выкупил», — сообщила одна из консультантов.

На вопрос, надолго ли открылся магазин, они, не скрывая радости, ответили: «Навсегда!» На вопрос, надолго ли открылся магазин, сотрудницы, не скрывая радости, ответили: «Навсегда!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы больше не поляки. К House старому больше не относимся, — рассказала одна из сотрудниц одноименного магазина. — Одежда будет привозиться так же — у нас не было завозов из самой Польши, поставки шли из Средней Азии. Пошив остается там же, единственное — просто отдел дизайна, наверное, будет другим, пока сами не знаем». «Ничего не понятно, но очень интересно. Примерно так и ходим, с таким девизом», — посмеялась девушка. Как ни странно, стоимость товаров в магазине стала ниже, чем до двухмесячной паузы, отметила сотрудница. До закрытия магазинов произошло повышение цен на 45%, теперь они вернулись на прежний уровень. «Половину этикеток даже не переклеиваем, они как пришли, так и остались. До этого вообще цены были ужасные, мы сами не знали, что делать», — добавила сотрудница House.

В ТЦ «Кольцо» все по-прежнему: вход в магазины Cropp и Reserved закрыт, наклейки «Опечатано» от 28 апреля не тронуты, внутри нет ни света, ни движения В ТЦ «Кольцо» все по-прежнему: вход в магазины Cropp и Reserved закрыт, наклейки «Опечатано» от 28 апреля не тронуты, внутри нет ни света, ни движения Фото: «БИЗНЕС Online»

В ТЦ «Кольцо» все по-прежнему: вход в магазины Cropp и Reserved закрыт, наклейки «Опечатано» от 28 апреля не тронуты, внутри нет ни света, ни движения. Точку в ТРК «Тандем» журналист «БИЗНЕС Online» застал в полурабочем состоянии. Привычная вывеска, горит свет, а в дальнем конце зала ходят сотрудники. «Не знаю, когда откроемся, — устало ответила девушка с ключами от магазина на вопрос о режиме работы. — Может быть, на этой неделе, может, через две». Сейчас работе точки мешают некие «технические проблемы». По словам нашей собеседницы, в зале пока находятся те же товары, что и перед закрытием, — новые поставки планируются не ранее чем через три недели. В «Южном», по нашим данным, магазины LPP еще закрыты, сейчас идут переговоры с арендатором. 

Открытие одного из самых крупных ТРЦ KazanMall с арендной площадью в 52 тыс. кв. м повлекло за собой выход таких новых брендов на рынок, как Poison Drop, Deseo (бренд Incity), Akhmadullina Dreams и других Открытие одного из самых крупных ТРЦ — KazanMall с арендной площадью в 52 тыс. кв. м — повлекло за собой выход таких новых брендов на рынок, как Poison Drop, Deseo (бренд Incity), Akhmadullina Dreams и др. Фото: «БИЗНЕС Online»

Сколько иностранных брендов в Казани и чем их заменяют?

Всего на начало года в казанских ТЦ располагалось 125 иностранных брендов. К концу марта свою деятельность приостановило 45 магазинов. Их доля, по крайней мере до возвращения LPP, в Казани оценивалась в 10–15%, в зависимости от размера торгового центра и его формата. Однако в крупных ТЦ, таких как «МЕГА Казань» или «Южный», соответствующие показатели значительно выше. Такие данные привели «БИЗНЕС Online» в Knight Frank Russia. При этом казанские ТЦ, как и другие крупные регионы, оказались немного в более выигрышном положении, чем та же Москва, где доля закрытых международников составляет 15–20%.

Заменить иностранные бренды пытаются локальными. Сегодня в Казани они занимают также в среднем до 15% в профессиональных торговых центрах. На данный момент самыми крупными локальными брендами одежды на офлайн-рынке называют Melon Fashion Group (марки Zarina, Befree, Love Republic и Sela), магазины которой представлены более чем в 100 городах России, в том числе в Казани. Чаще всего отечественный фешен открывается в небольших бутиках в ТЦ, в pop-up-магазинах или островках.

По словам регионального директора департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгении Хакбердиевой, все больше игроков российской фешен-индустрии стараются выходить из онлайн-площадок и заполнять успешные офлайн-точки в городе, включая и новые качественные торговые центры. Так, открытие одного из самых крупных ТРЦ — KazanMall с арендной площадью в 52 тыс. кв. м — повлекло за собой выход таких новых брендов на рынок, как Poison Drop, Deseo (бренд Incity), Akhmadullina Dreams и др. Для местных дизайнеров это одна из возможностей попробовать для себя новый формат, как, например, сделал местный модный бутик Irke, который ранее работал в формате стрит-ретейла. «В целом открытие российских дизайнерских магазинов в крупных и значимых ТЦ поможет выйти брендам на новый уровень, повысить их узнаваемость и привлечь новую аудиторию», — отмечает Хакбердиева.