Многотысячный коллектив шинного комплекса «Татнефти» всколыхнула весть о продаже шести компаний в пользу АО «Татнефтехиминвест-холдинг» Многотысячный коллектив шинного комплекса «Татнефти» всколыхнула весть о продаже 6 компаний в пользу АО «Татнефтехиминвест-холдинг» Фото: tatarstan.ru

«Как гром среди ясного неба»

Минувшая пятница, 13-е, преподнесла неожиданный сюрприз для 8 тыс. работников шинного комплекса «Татнефти». Поздно вечером нефтяники опубликовали пресс-релиз, в котором объявили о продаже бизнеса в пользу республиканского АО «Татнефтехиминвест-холдинг» под руководством Рафината Яруллина. Сделка проходила, судя по всему, в спешке — по нашим данным, слухи о продаже (как это часто бывает) даже не успели просочиться на предприятия.

«Шок?! Естественно. Я бы даже сказал, как гром среди ясного неба», — поделился с нами на условиях анонимности один из работников «Нижнекамскшины». 

С чем именно расстается «Татнефть»? Это доли в ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» и ООО «Торговый дом Кама», а также акции в ПАО «Нижнекамскшина», АО «Нижнекамский механический завод» и АО «Ярполимермаш-Татнефть» (Ярославль). Ярославское предприятие и управляющая компания при закрытии сделки получат новые названия.

С 13-го же мая оперативный и управленческий контроль над компаниями, которые вошли в периметр сделки, перешли ТНХИ-Х. «Сделка по продаже шинного бизнеса не приводит к каким-либо кадровым изменениям, снижению социальных и иных обязательств перед работниками шинного комплекса», — заверили в «Татнефти».

Коллективы пока скептично настроены к таким обещаниям. «Очень много людей недовольно этим событием. И как-то сомнительно будущее рабочих в данной организации (ТНХИ-Х — прим. ред.), даже несмотря на то, что пишут, что все останется так же, как и было», — поделился с нами работник комплекса.

АО «Татнефтехиминвест-холдинг» (ТНХИ-Х) создано в 1994 году. Выполняет роль координационно-экспертного центра, работающего в широком диапазоне направлений деятельности нефтегазохимического комплекса. Основная цель холдинга — способствовать наиболее полному использованию интеллектуального, материального, природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала нефтехимического комплекса Татарстана. Гендиректор ТНХИ-Х — Рафинат Яруллин.

Председатель совета директор ТНХИ-Х — президент Татарстана Рустам Минниханов. Он каждый месяц лично проводит заседания совета директоров, на которых заслушивает доклады о состоянии отрасли и перспективных разработках, которые могут помочь предприятиям.

Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», 48,97% общества принадлежит АО «Связьинвестнефтехим», которым на 100% владеет минземимущество РТ. Остальные акционеры не раскрываются. Выручка компании в 2021 году составила 4,1 млн рублей, чистая прибыль — 284,2 млн рублей. На балансе ТНХИ-Х 13,3 млрд рублей.

День был подпорчен еще и тем, что в пятницу днем сотрудники «Нижнекамскшины» получили зарплату якобы ниже, чем ожидали. Еще в ноябре прошлого года работникам начали выдавать доплаты, и до апреля все было хорошо. И именно на прошлой неделе, рассказывают собеседники, зарплата пришла сильно урезанной. Много жалоб на эту тему в группе предприятия во «ВКонтакте»: «Спасибо за остатки с вашего стола! Унизили дальше некуда…» Вряд ли урезание доплат связано с решением о продаже бизнеса, но совпадение двух событий по времени, конечно, создало почву для пересудов.

Буквально на днях «Татнефть» приобрела у холдинга «ТаграС» ряд нефтесервисных активов, так что вырисовывается некая цепочка Буквально на днях «Татнефть» приобрела у холдинга «ТаграС» ряд нефтесервисных активов, так что вырисовывается некая цепочка Фото: «БИЗНЕС Online»

«Просто по команде сверху передали актив»?

Чем столь неожиданное решение объяснили в «Татнефти»? «В условиях значительных изменений экономической ситуации, в том числе вызванных геополитическими процессами, продажа шинного бизнеса позволит группе „Татнефть“ сконцентрироваться на ключевых стратегических проектах», — сухо говорится в официальном релизе. Понять истинные причины непросто. 

Версия 1. Нефтяники действительно концентрируются на профильной деятельности. Стратегия диверсификации бизнеса, которой придерживались российские вертикально интегрированные компании, в текущих реалиях оказалась неэффективной, считает гендиректор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова. Особенно если приобретенные активы находятся на территории недружественных стран или бизнес ориентирован на экспорт продукции в условиях действующих ограничений. А продукция KAMA TYRES ранее экспортировалась в 46 стран мира. На сайте kamatyres.com сообщается, что по итогам 2021 года 22% продукции было отправлено на экспорт.

Напомним, что буквально на днях «Татнефть» приобрела у холдинга «ТаграС» ряд нефтесервисных активов, так что вырисовывается некая цепочка. Сафонова полагает, что «сделка была направлена на формирование сбалансированного портфеля профильных активов». «В сложившейся ситуации меняющихся рынков импортеров, логистики и условий поставки основных видов продукции своевременная реализация дополнительных сегментов бизнеса может оказаться эффективной для компании», — отмечает эксперт.

К 2000 году 34,5% акций «Нижнекамскшины», как писал «Коммерсантъ», было в собственности республики. Менее 30% принадлежало физическим лицам, главным образом, работникам завода, остальные акции были распределены между многочисленными юрлицами, значительная доля которых контролируется руководством республики или самой «Нижнекамскшины». Предприятие, построенное в 1972 году, уже несколько лет работало практически без оборотных средств и не могло развиваться. На актив засматривались такие иностранные компании, как GoodYear, Michelin, Bridgestone и Continental. На тот момент премьер-министр РТ Минниханов заявил, что об иностранном стратегическом партнере речи не идет. Руководство республики решило передать «Татнефти» свой пакет акций «Нижнекамскшины». Взамен нефтяники обязались профинансировать реконструкцию шинного предприятия.

В марте 2001-го создается дилерская сеть торгового дома «Кама», годом позже — управляющая компания «Татнефть-Нефтехим». Тогда же, в 2002-м, в шинный комплекс «Татнефти» вошел ярославский «Ярполимермаш-Татнефть», который до этого дважды пережил банкротство. Там производят пресс-формы широкого диапазона. В 2007 году создается научно-технический центр «Кама». 

KAMA TYRES выпускает продукцию под брендами Viatti (легковые и легкогрузовые шины), «КАМА» (легковые, легкогрузовые, грузовые, сельскохозяйственные и индустриальные шины) и «КАМА PRO» (линейка ЦМК шин нового поколения).

Шинный бизнес, действительно, какое-то время был этакой социальной нагрузкой для нефтяников. Однако в последние годы «Татнефть» активно инвестировала в направление, причем не только прямо, но и косвенно. Чего стоит только покупка завода «Тольяттикаучук» в 2019 году у СИБУРа за 15 млрд рублей, чтобы не зависеть от сырья нижнекамских несговорчивых соседей из орбиты ТАИФа. Судя по отчетностям, убыточной была лишь одна компания из тех, что вошли в сделку, —  это сервисная ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“» с минусом в 17 млн рублей. Сумма незначительная, учитывая масштаб бизнеса.

К тому же, по нашим сведениям, «Татнефть» не отказывается от строительства шинного завода в Карагандинской области Казахстана. Инвестиции в проект превысят $280 миллионов. Планировалось, что завод будет введен в конце этого года, а к 2025-му выйдет на полную мощность — 3 млн шин для легковой техники и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов. В силе и производство бутадиеновых каучуков в Атырауской области совместно с НК «КазМунайГаз». Этот проект оценивается в $800 миллионов. Так что «хоронить» всю нефтехимию в составе «Татнефти», пожалуй, преждевременно.

Версия 2. «Татнефть» готовят к M&A? Пессимистическая версия наших экспертов в том, что вывод непрофильных активов — подготовка к поглощению «Татнефти» кем-то покрупнее. Здесь сознание опять же складывает воедино несколько событий — это те же самые камбэки в «Татнефть» сервисных компаний Шафагата Тахаутдинова, а также таифовские флешбэки. ТАИФ перед тем, как продаться СИБУРу, аккуратно выводил все, что не связано с нефтехимией, в созданную управляющую компанию. «История повторяется?» — спрашивают наши собеседники. В схожем ключе версия обсуждается некоторыми комментаторами «БИЗНЕС Online».

Наш источник в нефтегазовой отрасли допускает, что ТНХИ-Х — лишь промежуточный собственник и шинный бизнес в будущем могут продать новому инвестору. Поэтому и параметры нынешней сделки сложно оценить. «Грубо говоря, возможно, просто по команде сверху передали актив. Вариантов, как это могло произойти, масса», — рассуждает собеседник.

Кто может в действительности претендовать на покупку шинного комплекса «Татнефти»? Наши эксперты осторожны в предположениях. Возможно, актив может быть интересен инвесторам из Поднебесной. А может, и СИБУР, испытывающий большие проблемы с продажей каучуков, захочет поиграть в построение вертикально интегрированной цепочки.

Возможно, актив может быть интересен инвесторам из Поднебесной. А может, и СИБУР, испытывающий большие проблемы с продажей каучуков, захочет поиграть в построение вертикально интегрированной цепочки Возможно, актив может быть интересен инвесторам из Поднебесной. А может, и СИБУР, испытывающий большие проблемы с продажей каучуков, захочет поиграть в построение вертикально интегрированной цепочки Фото: «БИЗНЕС Online»

Версия 3. Шинников выводят из-под санкций. Из-за возможного западного нефтяного эмбарго под санкции могут попасть нефтедобывающие компании, поэтому шинный комплекс безопасно вывели из «Татнефти» как самостоятельный бизнес. Особенно сейчас, когда иностранные компании покидают российский рынок, у отечественных производителей есть все шансы занять освободившуюся нишу, рассказал владелец сети автосалонов «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. Если острого дефицита шин автомобильная отрасль еще не почувствовала, то повышение цен на товары со складов уже заметно. В своем бюджетном сегменте шины KAMA TYRES «вполне на уровне», отметил собеседник. «Относительно цены – качества, конечно, были конкуренты, но не так много», — добавил Абдулнасыров.

Обидно было бы получить ограничения из-за возможных санкций головной компании. Тем более что в целом тенденция на рынке покрышек складывается позитивная. В 2021 году производство легковых шин в России выросло на треть. KAMA TYRES на 14% увеличила выпуск продукции — до 12,3 млн штук. Это 26% от общего объема производства в стране.

«Шинный бизнес достаточно стабилен с точки зрения рынка сбыта. Шины при любом раскладе нужны для любого вида транспорта», — говорит наш источник.

В конце марта, тогда гендиректор ТНХИ-Х Яруллин заявлял, что у «Нижнекамскшины» возникли «большие сложности» с производством на фоне санкций, а именно — с поставками импортных компонентов для резиновых смесей В конце марта гендиректор ТНХИ-Х Яруллин заявлял, что у «Нижнекамскшины» возникли «большие сложности» с производством на фоне санкций, а именно с поставками импортных компонентов для резиновых смесей Фото: tatarstan.ru

Версия 4. Татарстанские шинники сами попадут под санкции. Согласно этой версии, шинников сбросили на баланс республики из-за высокого риска попасть в санкционные списки. Особенно высока вероятность угодить под вторичные рестрикции. Все-таки в Нижнекамске делают шины для уже попавших под ограничения компаний, например для КАМАЗа. Возможно, есть какие-то заказы для военных нужд — не на «мишленах» же ездит наша армия. Да и сами нижнекамцы всегда гордились, что поставляют бронированные покрышки в том числе для кортежа Путина.

Звоночки уже звучали в конце марта, тогда гендиректор ТНХИ-Х Яруллин заявлял, что у «Нижнекамскшины» возникли «большие сложности» с производством на фоне санкций, а именно с поставками импортных компонентов для резиновых смесей. «Вроде шина — это взял каучук, перемешал с чем-то. А перемешать надо не менее 200 различных компонентов. И большинство этих компонентов приходит с запада», — рассказывал он «Интерфаксу», добавив, что вопрос решается с учеными. В «Татнефти» отрицали такие проблемы. В тот момент казалось, что проблемы в основном из-за осложнившейся логистики. 

Версия с уходом от санкций выглядит как наиболее достоверная. О ней говорят наши эксперты, косвенно это подтверждается тем, кому передан актив. ТНХИ-Х — этакое министерство нефтехимии Татарстана, то есть, по сути, контроль и управление над предприятием остается в руках республики.

А схема с подобным уходом от санкций уже отработана тем же КАМАЗом с «Ремдизелем», который в 2012-м «отделился» от автогиганта. А в 2015 году на баланс «Ремдизеля» перешел «Завод специальных автомобилей» (ЗСА), на котором начали собирать бронеавтомобили семейств «Тайфун», «Выстрел» и «Торнадо». Причем владельцем стратегического предприятия на тот момент стала ведущая «Вестей КАМАЗа» Людмила Трейсман. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин подтверждал, что вывод военных заказов за контур компании, как и сокращение доли «Ростеха» ниже контрольной, был нужен для снижения санкционных рисков.

В пресс-службе «Татнефти» не ответили на наш запрос, а Рафинат Саматович в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» бросил лишь, что «пресс-релиза будет достаточно».

Совокупная выручка шести указанных в релизе компаний — 78,3 млрд рублей. Все они находятся под управлением «Татнефть-Нефтехима» Совокупная выручка 6 указанных в релизе компаний — 78,3 млрд рублей. Все они находятся под управлением «Татнефть-Нефтехима» Фото: tatarstan.ru

Улов Яруллина

Разберем подробнее, что именно сбросила с себя «Татнефть». Совокупная выручка 6 указанных в релизе компаний — 78,3 млрд рублей. Все они находятся под управлением «Татнефть-Нефтехима». Меж тем внутри управляющей компании «сидит» еще три компании. Так что всего ТНХИ-Х получит 9 предприятий. 

Итак, во главе теперь уже бывшей шинной империи Наиля Маганова — ПАО «Нижнекамскшина». Судя по финансовым показателям, чувствует себя предприятие весьма неплохо. Чистая прибыль за 2021 год увеличилась в 3 раза до рекордных 454 млн рублей, в пандемийном 2020-м компания получила прибыль в 146 млн рублей. Прибыль от продаж за год выросла до 204 млн рублей против 150,7 млн в 2020-м. За прошлый год «Нижнекамскшина» получила 7,28 млрд рублей выручки против 6,9 млрд рублей годом ранее.

Самый большой вклад в выручку комплекса, конечно, внесла дилерская сеть ТД «КАМА» — 60,6 млрд рублей. Вчистую компания заработала в прошлом году 6,1 млрд рублей против 2,7 млрд в 2020-м

На третьем месте по обороту ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» с 6,7 млрд рублей (минус 3% к 2020 году). Это предприятие выпускает грузовые, сельскохозяйственные шины, камеры, ободные ленты, резинотехнические изделия и сопутствующие товары.

АО «Нижнекамский механический завод» выпускает машиностроительную продукцию и выполняет капитальный ремонт оборудования шинного производства. В прошлом году завод принес в актив комплекса 2,4 млрд рублей выручки. Прибыль составила всего 6,3 млн рублей. 

Единственное убыточное предприятие в пакете, как уже было сказано, — ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“». Оно ушло в минус на 17,5 млн рублей. Общество значится владельцем еще трех юрлиц. Это ООО «Энергошинсервис» — предприятие с оборотом в 1,9 млрд рублей, оно обеспечивает бесперебойную подачу на шинные предприятия пара, газа, электроэнергии, сжатого воздуха, теплофиката, промышленной и хозпитьевой воды. ООО «Научно-технический центр „Кама“» (выручка — 817,3 млн рублей) занимается разработкой и освоением новых моделей шин. На сайте его называют «сердцем шинной группы „Татнефти“». Сервисное предприятие ООО «Соцбытобслуживание „Шинник“» закончило 2021 год с выручкой 504,8 млн рублей. 

В 2021-м выручка ярославской «дочки» «Татнефти» увеличилась на 37% до 222,5 млн рублей, прибыль составила 7,2 млн рублей. Видно, что предприятие оправляется после провального пандемийного года. Тогда обороты «Ярполимермаш-Татнефти» рухнули в 1,3 раза, компания сработала с убытком 8,8 млн рублей.

***

Реальные мотивы сделки будут понятны уже в ближайшее время. Возможно, что-то объяснят власти республики и сама компания, а может быть, станет все понятно после объявления 6-го пакета санкции ЕС, который так долго и мучительно «рожают» западные «партнеры».