Львиная доля списка товаров для параллельного импорта посвящена автопрому: теперь разрешено ввозить, например, самые разные комплектующие и запчасти к порядка 50 иномаркам от Toyota до Tesla: в списке есть, например, Land Rover, Jaguar, Chrysler, Bentley, General Motors, Cadillac, Chevrolet,  Renault, Mercedes-Benz, Maybach, Volkswagen, Lamborgini, Ferrari (на фото), Man, Rolls-Royce, Bugatti и другие. Ну и сами автомобили, конечно Львиная доля списка товаров для параллельного импорта посвящена автопрому: теперь разрешено ввозить самые разные комплектующие и запчасти к порядка 50 иномаркам: в списке есть, например, Land Rover, Jaguar, Chrysler, Bentley, General Motors, Cadillac, Chevrolet,  Renault, Mercedes-Benz, Maybach, Volkswagen, Lamborgini, Ferrari (на фото), MAN, Rolls-Royce, Bugatti и др. Ну и сами автомобили, конечно Фото: © Arnulf Hettrich, via www.imago-i/www.imago-images.de/www.globallookpress.com

Оружие, деревья и ядерные реакторы: что разрешено параллельно импортировать? 

С сегодняшнего дня в России официально начинает действовать механизм параллельного импорта. Это ответ на решение двух сотен европейских компаний уйти с российского рынка, прекратить продажи и поставки в РФ. Соответствующий приказ был анонсирован еще в середине апреля, но перечень товаров, в отношении которых не применяются требования о защите интеллектуальных прав, минюст зарегистрировал только сегодня.

«Согласно документу, исключается гражданско-правовая ответственность для случаев завоза продукции импортерами в обход официальных каналов дистрибуции», — говорится в сообщении на сайте минпромторга. Ведомство подчеркивает, что параллельный импорт не означает разрешения на ввоз и оборот контрафакта, — продукция должна быть легально введена в оборот в стране, откуда осуществляется импорт. В свою очередь, таможня на границе должна будет сверять коды ТН ВЭД и наименования брендов с данным приказом.

В документе сотни наименований продукции самых разных категорий — от автомобилей и катеров до земли и парфюмерии. Принцип их выбора министерство укладывает в формулу «защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях введенного недружественными странами санкционного режима». Неудивительно, что львиная доля списка посвящена автопрому: теперь параллельно разрешено ввозить, например, самые разные комплектующие и запчасти к порядка 50 иномаркам от Toyota до Tesla: в списке есть, например, Land Rover, Jaguar, Chrysler, Bentley, General Motors, Cadillac, Chevrolet,  Renault, Mercedes-Benz, Maybach, Volkswagen, Lamborgini, Ferrari, MAN, Rolls-Royce, Bugatti и др. Ну и сами автомобили, конечно. 

Ввозить без разрешения правообладателя в Россию разрешено смартфоны, компьютеры и сопутствующую технику ключевых производителей (Apple, Samsung, Nokia, Panasonic, Asus, Philips, Siemens, HP, Cisco, Dell, Oracle) и т. д. Привезут и холодильники со стиральными машинами (Electrolux, Miele), копировальную технику, швейные машины, кондиционеры, звукозаписывающую и передающую аппаратуру. В список попали также батарейки (Energizer и Duracell) и приставки XBox, Nintendo и PlayStation.

Разрешается ввоз мыла и зубоврачебных составов, спичек и пиротехники, часов и катеров,  Есть и довольно экзотические позиции: начинается список с живых деревьев, саженцев, земли, золы, шлака и соли, а продолжается изделиями из внутренних органов животных и ядерными реакторами.

Без ограничений можно ввозить одежду  и текстиль, а также парфюмерию и косметику, за исключением продукции в основном выпускаемой концерном L’Oreal (под запретом Maybelline, NYX, La Roche-Posay, Vichy, Lancome, Giorgio Armani, Yves Saint Laurent, Kiehl’s, Valentino, Prada и т. д.) и некоторых средств Procter & Gamble (средства для волос, для гигиены полости рта, для бритья, дезодоранты и др. В стоп-листе Pantene Pro-V, Head & Shoulders, Herbal Essences, Blend-a-Med, Oral-B, Gillette, Old Spice.

Когда российские покупатели лишились не только физических магазинов, но и возможности оплачивать покупки на зарубежных сайтах, наступило вынужденное затишье Когда российские покупатели лишились не только физических магазинов, но и возможности оплачивать покупки на зарубежных сайтах, наступило вынужденное затишье Фото: © CéZaro De Luca / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Где купить Zara и Levi’s?

Понятно, что параллельный импорт — это всегда более мелкие партии, более сложная логистика через множество посредников и, соответственно, удорожание товара. Неслучайно даже ЦБ в официальном прогнозе предрекал появление челноков. Но и без официальной его легализации пути купить вещи ушедших брендов были. И траектории обхода санкций оказались самые разные. Например, по одежде с начала апреля активизировались сервисы коллективных (групповых) закупок.

Чтобы сэкономить на доставке товаров из-за границы, покупатели стали объединять свои заказы, таким образом добирая необходимую сумму для бесплатной доставки или деля ее стоимость между собой. Движение оформилось в небольшие бизнесы, которые за организационный сбор координируют покупки, проводят оплаты, отслеживают посылки, получают их и раздают заказчикам, помогая тем, кто не знает иностранных языков или не хочет вникать в тонкости размерных сеток. Часть игроков рынка обзавелась сайтами.

Обычно организатор закупки публикует в соцсетях объявление о распродаже на каком-то из зарубежных сайтов и предлагает подписчикам присоединиться к заказу. Собрав корзину на определенную сумму, организатор выкупает ее из предоплат или собственных средств и заказывает доставку на адрес посредника, который живет в той же стране, где находится этот магазин. Посредник собирает посылки из разных магазинов вместе и отправляет Почтой России или курьерской службой. Объем проходящих через них товаров таков, что приходится арендовать целые склады, создают сайты, куда организатор закупки из РФ загружает трек-номера покупок. Некоторые также оказывают услугу по выкупу товара в магазине — особенно актуальна она стала на фоне запрета расплачиваться за границей картами Visa и Mastercard, выпущенными в России. 

Организаторы при этом стремятся к тому, чтобы партия выглядела как частная закупка, а не поставка товара с целью перепродажи, благо с 28 апреля 2022 года порог таможенной пошлины в России был повышен с 200 до 1 тыс. евро. Получив посылку в России, организатор подсчитывает затраты на посредника, транспортировку и рассылает покупателям счета на оплату, после чего заказ отдается в руки покупателю. 

Как рассказала «БИЗНЕС Online» одна из организаторов закупок Мария (имя изменено), после старта специальной военной операции России на Украине, резкого взлета курса валют и введения запрета на использование российских карт Visa и Mastercard за рубежом бизнес замер в ожидании: в банках зависли сотни тысяч рублей, на границе застряла масса посылок. Хотя к концу марта деньги из России начали поступать на счета жителей Европы, часть товаров осталась в руках недобросовестных посредников родом с Украины, которые отказались пересылать их дальше из политических соображений.

А стоимость уточняйте на кассе: как санкции ударили по модным бутикам?

Поменялись и условия доставки. В среднем из-за роста курса валют и удорожания топлива перевозчики из Европы подняли стоимость своих услуг на 10% в валютном эквиваленте (в российских рублях эта разница постоянно колеблется). По словам Марии, транспортные компании не делятся подробностями о том, как теперь выглядят их логистические цепочки, но наша собеседница допускает, что товары проходят через страны, не вводившие санкции в отношении России.

Новым вызовом на фоне санкций стало введение порога в 300 евро или $300 на вывоз товаров личного пользования из ряда стран — ограничение действует с 23 марта. Однако, как отмечает Мария, ее клиенты редко заказывают такие дорогие вещи, чаще всего закупки объявляются именно в моменты распродаж, когда даже брендовые вещи становятся доступными по цене, в 3–5 раз дешевле.

Второе дыхание у коллективных закупок открылось только к началу апреля. С появлением способов проводить оплату в США, среди участников коллективных закупок активизировались любители люксовых вещей. Они стали массово скупать товары брендов Karl Lagerfeld, Michael Kors, Ralf Lauren, Donna Karan и др. Если раньше это была одна сумочка или одна пара обуви за 5–10 тыс. рублей, теперь покупатели разом готовы потратить 30–40 тыс. рублей. По словам Марии, такие покупатели опасаются, что однажды доступ к благам западной цивилизации может оборваться совсем, и закупаются впрок. «Люксовые вещи стали для покупателей еще более ценными и желанными», — подчеркивает она.

При этом стоимость доставки из США не изменилась, рассказывает другая организатор закупок, действующая под ником kupiusa. Девушка подтвердила, что время доставки у некоторых сервисов действительно удлинилось. Однако она отказалась от невыгодных вариантов и поддерживает срок доставки на прежнем уровне — 3–4 недели при стоимости $17 за килограмм (при заказе меньше 1 кг тариф составит $2 за 100 г, минимальная сумма — $9). Аудитория при этом слегка изменилась: часть покупателей решили экономить на покупках и отказались от них совсем, а новые пришли в поисках более выгодных предложений.

В конце марта «серые» оптовые поставщики еще смогли ввезти из ОАЭ в Россию несколько партий iPhone, пользуясь налаженными схемами, однако с начала апреля поставки прекратились В конце марта серые оптовые поставщики еще смогли ввезти из ОАЭ в Россию несколько партий iPhone, пользуясь налаженными схемами, однако с начала апреля поставки прекратились Фото: © Belinda Jiao / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Перекупы Apple скучают без покупателей

С телефонами все еще проще. После того как Apple объявил об уходе с российского рынка 2 марта, покупатели бросились покупать телефоны и планшеты, а магазины вслед за курсом доллара задрали цены. Официальные поставки прекратились, и сейчас дилеры вынуждены распродавать остатки по завышенным ценам. В то же время рынок серых телефонов, ввезенных в Россию в обход таможенных пошлин, оказался завален гаджетами, которые никому не нужны: в текущей ситуации россияне предпочитают экономить.

«Все раскупили за четыре дня. Оборот как за полгода»: в Казани заканчиваются айфоны?

До начала спецоперации челноки возили продукцию Apple через Дубай, Финляндию, Японию, Германию, рассказал «БИЗНЕС Online» Арслан Сулейманов, директор магазинов ADS Store в Казани. Крупные поставщики покупали телефоны тоннами. На текущий момент эти каналы закрыты по разным причинам: где-то транспортные компании отказались доставлять в Россию, где-то нет перелетов. Дольше всех держался вариант с Дубаем — там продукция Apple стоит дешевле всего, — однако с ростом цен на авиаперелеты и запретом на вывоз валюты из России стало невыгодно покупать даже там. «Математика не бьется», — объясняет Сулейманов бессмысленность затеи в данный момент.

Как же тогда в России оказались последние модели iPhone, модели 13 и 13 Pro в цвете «альпийский зеленый»? В конце марта серые оптовые поставщики еще смогли ввезти из ОАЭ в Россию несколько партий, пользуясь налаженными схемами, однако с начала апреля поставки прекратились. Прямо сейчас нет никаких проблем с тем, чтобы купить устройство в России: на складах есть запасы, их хватит на 2–3 месяца. Тем более если вы готовы заплатить за гаджет любые деньги.

Варианты с покупкой техники в других странах реселлеры не рассматривают. Хотя перелет в Турцию дешевле, чем в ОАЭ, у государства есть собственные высокие таможенные пошлины и привязка к местным мобильным операторам. В Казахстане цены плюс-минус такие же, как в России, поэтому прибавлять к ним еще и перевозку было бы нелогично. А перелеты в Китай просто слишком дорогие. Россиянин еще не готов платить за телефоны ту цену, которая сложится при ввозе из упомянутых стран. Сам Сулейманов непосредственно перевозками уже не занимается — весь товар он берет у поставщиков в Москве.

Гораздо больше, чем наличие телефонов, продавцов «яблок» волнует падение спроса. По оценкам Сулейманова, запасов хватит как минимум до сентября, когда спрос обычно подскакивает на фоне презентации новой модели iPhone. Хотя состоятельные люди готовы покупать флагманские модели по любой цене, в массовом сегменте это iPhone 11, 12, 13 без приставок Max и Pro, продажи сейчас практически прекратились. Покупке нового телефона стали предпочитать дорогостоящий ремонт — средний чек в сервисе Сулейманова составляет 6 тыс. рублей, а может доходить и до 30 тыс. рублей. При этом проблем с запчастями нет: их по-прежнему переставляют с нерабочих телефонов или ввозят качественные аналоги из Китая.

Прямо сейчас нет никаких проблем с тем, чтобы купить iPhone в России — на складах есть запасы, их хватит на 2-3 месяца. Особенно, если вы готовы заплатить за него любые деньги Прямо сейчас нет никаких проблем с тем, чтобы купить iPhone в России: на складах есть запасы, их хватит на 2–3 месяца. Тем более если вы готовы заплатить за гаджет любые деньги Фото: © Silas Stein/dpa/www.globallookpress.com

Низкий спрос по цепочке посредников привел к тому, что у оптовиков в Москве переполнены склады и нет свободных средств на покупку новых партий, даже если бы была такая возможность. Если до СВО партия из 20 тыс. штук разлеталась за три дня, в марте 2022 года из-за неподъемных цен удалось продать только 2 тыс. единиц. Большие товарные запасы и снижение курса привели к тому, что продавцы вынуждены торговать себе в минус, лишь бы освободить деньги. «Мы в магазине сократили запас с 6 миллионов до 2 миллионов рублей», — делится Сулейманов своим опытом. По его словам, раньше это было выгодно, а при нереалистичном курсе валют Центробанка стало неудобным.

Кроме оптовых поставщиков в Москве, перекупы в Казани могут искать товар и у местных коллег. Когда покупатель обращается в магазин, а нужной позиции в наличии нет, продавец находит товар у коллег, берет по оптовой цене и перепродает со своей наценкой. На эту схему соглашаются не все магазины, поскольку продажа в розницу принесла бы им больше дохода. Однако некоторые рады расстаться с товаром, чтобы просто высвободить деньги. У Сулейманова настроена такая работа с еще пятью продавцами в Казани.

Участники рынка с тоской вспоминают 2019–2020 годы, когда возить айфоны челноком было куда проще. Тогда Сулейманов и его коллеги могли купить тур в ОАЭ за 30 тыс. рублей, набрать там 15–18 гаджетов и ввезти их в рюкзаке, который необязательно было класть на ленту по прибытии (т. е. таможня не видела его содержимое), — продажа одного такого устройства уже отбивала челнокам все затраты.

В России и Китае нет и в ближайшие 10 лет не появится спортивного снаряжения, сопоставимого по качеству с зарубежным В России и Китае нет и в ближайшие 10 лет не появится спортивного снаряжения, сопоставимого по качеству с зарубежным Фото: «БИЗНЕС Online»

Как справляются другие сегменты потребительского рынка?

«БИЗНЕС Online» также пообщался с представителями и других отраслей торговли. Директор магазина элитного алкоголя «Энотека S» Шамиль Умаров рассказал нашему корреспонденту, что с популярными винами проблем нет — обычто их стоимость в закупке не превышает 300 евро. Однако охотникам чего-то редкого и эксклюзивного придется потерпеть или полагаться на продажу с рук, но неизвестно, смогут ли неофициальные дилеры соблюсти температурный режим при перевозке. Кроме того, полностью прекратились поставки алкоголя из США, сейчас на полки выставляют остатки со складов.

Казанские обжарщики кофе Botanica Coffee Roasters поделились с корреспондентом нашего издания, что тонкий ручеек поставок через Восточную Европу возобновился, однако в компании прорабатывают новые варианты поставок через Казахстан и Китай. «Если закроют границу, то все окажутся в очень сложном положении. Желающих ввезти товар в Россию очень большое, а мест мало», — описал ситуацию директор Игорь Зяблов.

Санкции поставили под угрозу лыжный спорт в России, считает директор магазина спортивного снаряжения «Татспорт» Алевтина Смирнова. По ее словам, норвежский поставщик лыж отказался подписывать с ней контракт на осень. «Придется ездить на дровах», — сокрушается спортсменка. В России и Китае нет и в ближайшие 10 лет не появится спортивного снаряжения, сопоставимого по качеству с зарубежным. «Если бы был способ ввозить в обход санкций, все бы так делали», — подчеркивает наша собеседница.