Щедрые акции для автомобилистов еще в конце апреля объявили сети АЗС «ТАИФ-НК» и «Татнефть» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы предложим запретить всю российскую нефть в Европе»

Полный запрет на импорт нефти в Европу представляется для России все более реалистичным сценарием. Эмбарго на российскую нефть надо вводить в рамках 6-го пакета санкций, который сейчас готовится, объявила сегодня глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. «Мы предложим запретить всю российскую нефть в Европе. Это будет полный запрет на импорт нефти из РФ, доставляемой по морю и трубопроводам, неочищенной и очищенной нефти», — сказала глава ЕК, выступая в Европарламенте. По ее словам, отказ от нефти и очищенных нефтепродуктов из России должен занять 6 месяцев и завершиться к концу 2022 года. Сделать этот шаг будет непросто, но ЕС «просто обязан пойти на это», подчеркнула фон дер Ляйен. Предложенные санкции ЕС предполагают, что Венгрия и Словакия смогут покупать нефть из РФ до конца 2023-го по существующим контрактам, уточнил источник агентства Reuters. Решение стран ЕС по новому пакету санкций ожидается до конца недели, если не возникнет серьезных разногласий. 

Татарстанские производители и продавцы топлива заблаговременно запустили маховик наращивания сбыта бензинов и дизелей на оптовом и розничном рынках. Щедрые акции для автомобилистов еще в конце апреля объявили сети АЗС «ТАИФ-НК» и «Татнефть». У ТАИФ-НК предложение действует с 29 апреля по 31 мая. При покупке за наличный расчет или по банковской карте всем клиентам предоставляют скидку в размере 3 рубля за литр. Акция распространяется на все виды топлива. Водителю достаточно предъявить дисконтную карту, которую можно купить на заправке за 50 рублей или получить бесплатно «в рамках проведения маркетинговых мероприятий». 

На станциях «Татнефти» с 1 по 10 мая можно купить любое топливо по цене со скидкой 2 рубля на литр. Акция действует при покупке от 20 до 100 литров Фото: Александр Гавриленко

На станциях «Татнефти» с 1 по 10 мая можно купить любое топливо по цене со скидкой 2 рубля на литр. Акция действует при покупке от 20 до 100 литров, тут даже дисконтная карта не потребуется. Как уточнил в беседе с «БИЗНЕС Online» представитель сети АЗС «Татнефть», скидки доступны для физических лиц, а для оптовых покупателей действуют отдельные программы. По словам собеседника газеты, акцию для физлиц планируется продлить после 10 мая, но на несколько иных условиях. Собеседник издания обратил внимание на то, что подобные акции на заправочных станциях «Татнефти» действуют с начала марта, только меняется их формат. На этот раз предложение объявили к майским выходным, поскольку люди отправляются за город, путешествуют, объяснил он. Представитель сети АЗС добавил, что с начала мая заметно увеличился спрос на топливо, но о конкретных показателях говорить пока рано. Акции проводятся планово и проблем с реализацией топлива на фоне введенных санкций не наблюдается, подчеркнул спикер. «Нет такого, что нам нужно во что бы то ни стало срочно нарастить продажи. Цель увеличивать продажи стоит всегда, мы понимаем, сколько нам нужно произвести [топлива] и реализовать», — добавил представитель АЗС «Татнефть».

Скидки доступны для физических лиц, а для оптовых покупателей действуют отдельные программы Фото: Александр Гавриленко

Даже с учетом того, что акции «Татнефти» действуют с марта, прежде таких щедрых предложений у компании не было. Судя по информации на официальном сайте, в последний раз подобная скидка в размере 2 рубля на литр действовала на заправках в декабре 2019-го – январе 2020 года в рамках партнерской программы и только за пределами Татарстана. В июле – сентябре 2021 года была скидка 1 рубль на литр, если водитель, помимо топлива, покупает кофе и выпечку. 

С середины апреля до 10 мая скидка в размере 2 рубля на литр действует и на заправках сети Irbis для всех физических лиц. Федеральные сети, к примеру «Роснефть» и «Газпромнефть», майские скидки на топливо пока не объявляли. 

На АЗС «Татнефти» и «ТАИФа» большинство покупателей как будто и не замечают скидок. И немудрено. Никаких объявлений об акции не видно. Но, по словам оператора АЗС, водители уже знают, что бензин им здесь продадут дешевле Фото: «БИЗНЕС Online»

«Многие говорят: «Давайте тогда до полного!»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня утром побывал на АЗС ПАО «Татнефть» и «ТАИФ» и заметил, что большинство покупателей как будто не замечают скидки. И немудрено. На заправке «Татнефти» в поселке Залесном никаких объявлений об акции не видно. Но, по словам оператора АЗС, водители уже знают, что бензин им здесь продадут дешевле.

— Если заправляете 20 литров, то вам будет скидка по 2 рубля с литра. Смотрите, на стенде написана цена 95-го бензина — 49.30, а вы будете заправляться по 47.30. И многие говорят: «Давайте тогда до полного!» — рассказала женщина на кассе.

По ее словам, некоторые автовладельцы заправляются не глядя на цену. Водители, с которыми удалось поговорить на данной АЗС, по-разному отнеслись к акции.

— Я ничего об этой акции не знаю. Скинули 2 рубля с литра? Ну хорошо, очень приятно. Чем дешевле, тем лучше, — почти равнодушно заметил один.

Другой соглашается, что снижение цены даже на 2 рубля — уже приятно.

Зато третий не видит в подобном ничего хорошего.

— Это не скидка, а подачка, — сквозь зубы процедил он.

По словам заправщицы, которая заливает горючее в бак, вскоре эта акция сменится другой, и тогда 2 рубля начнут сбрасывать уже при покупке от 30 литров.

На АЗС «ТАИФ-НК» на въезде в Казань тоже нет объявлений о снижении цен.

— Цена на бензин явно завышена, поэтому они такие акции и проводят. Завышают, а потом скидку делают, — заявил один из водителей.

У ТАИФ-НК предложение действует с 29 апреля по 31 мая. При покупке за наличный расчет или по банковской карте всем клиентам предоставляют скидку в размере 3 рубля за литр Фото: Александр Гавриленко

Автобусные перевозчики акций также не заметили. Как рассказал в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов, цена на дизельное топливо, напротив, существенно выросла. По его словам, зимняя солярка обычно дороже летней примерно на 3 рубля. В этом году перевозчики сначала действительно заметили небольшой спад до 47 рублей за литр. Однако уже в начале апреля перевозчики покупали дизель уже за 52 рубля 30 копеек, а неделю назад — еще на 50 копеек дороже, поделился Юсупов.

«Еще [продавцы] просят 100-процентную предоплату. Конечно, ни один перевозчик так делать не может. Мы берем небольшую рассрочку. Они понимают, что мы больше нигде не купим, поэтому цена высокая, почти 53 рубля. Зимняя солярка была дешевле», — посетовал он.

Юсупов объяснил, что в день один автобус может «съесть» от 80 до 120 л топлива. Это зависит от расписания и количества пассажиров. «В день мы [всем парком] тратим приблизительно около 2 тонн, а [топливная] бочка у нас на 40 тонн. Но мы всегда делаем так, чтобы в бочке оставался остаток, потому что грязь и примеси оседают. Если мы станем бочку под ноль делать, то вся грязь будет в автобусах. Так что [одной бочки хватает] дней на 15–20. У меня же немного автобусов, соответственно, потребление небольшое», — описал замдиректора ООО «Байлык №3». 

Заметное снижение цен произошло и на оптовом рынке Фото: Александр Гавриленко

«Учитывая ситуацию с нашей нефтью, мы вынуждены перерабатывать больше»

Заметное снижение цен произошло и на оптовом рынке. По оценке генерального директора ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамары Сафоновой, с 4 марта по 4 мая 2022 года в России цена на оптовые партии бензина «Регуляр-92» снизились с 43,5 тыс. до 40,5 тыс. рублей за т, или на 7%, на бензин «Премиум 95» — с 47,1 тыс. до 44,1 тыс. рублей за т, или на 6%. Зато летний дизель действительно вырос в цене с 49,6 тыс. до 55,1 тыс. рублей, или на 11%. 

«Падение цен на бензин может быть связано с ограничениями на экспорт продукции на фоне санкций, сложившимся профицитом производства продукции и сокращением объема свободных емкостей для хранения топлива, а также самым большим ростом величины демпфера за всю историю его существования, — пояснила Сафонова. — При этом рост стоимости дизельного топлива, возможно, связан с переходом с зимнего и межсезонного на летнее топливо, недостаточностью топлива именно на региональных уровнях и востребованностью российского дизельного топлива на экспортном рынке на фоне неопределенностей с решениями относительно обсуждаемого Евросоюзом эмбарго на импорт российской нефти». 

Президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль полагает, что аттракцион невиданной щедрости от татарстанских производителей вполне может быть связан с заполненностью нефтебаз. «Учитывая ситуацию с нашей нефтью, мы сегодня вынуждены перерабатывать больше у себя. Все логистические цепочки со временем устаканятся, потребность в нефти есть и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но такие вещи не делаются за один месяц. А сейчас планируются и новые санкции, хотя бизнес в ЕС выступает против — они бьют и по ним», — рассуждает он. 

Шмаль подчеркивает, что мощностей для хранения топлива в России не то что не хватает — в национальных масштабах их просто нет. «В прошлом году я даже написал записку в министерство энергетики о необходимости создания стратегического резерва нефти. У американцев в таком резерве хранится около 50 млн тонн, у китайцев тоже есть стратегическое хранилище. У японцев есть, хоть и немножко поменьше, — объясняет он. — Но наши чиновники посчитали, что это будет дорого и не нужно. Сейчас, конечно, если бы такие мощности существовали, можно было бы более четко регулировать ситуацию с нефтью. А этого нет. Имеющиеся емкости, нефтебазы …. Во-первых, их мало, а во-вторых, они заполнены-переполнены. Надо искать пути. Есть пластмассовые резервуары, гибкие, можно их развернуть и где-то передержать [нефтепродукты], но на это нужно время, деньги и силы».

Поэтому, по словам собеседника издания, сегодня все компании заинтересованы в том, чтобы продукты не залеживались на складах и базах, а покупались, — отсюда и акционное снижение цен на определенные виды топлива. «Не надо забывать, сейчас идут весенние полевые работы, посевы, поэтому потребность в топливе в сельской местности достаточно велика. Так что у компаний в этом плане есть шанс грамотно распорядиться ресурсами», — добавил президент союза нефтегазопромышленников РФ.

По его словам, пути продажи нефтепродуктов могут быть самыми разными, включая и акции. «Те компании, которые быстрее найдут формы, окажутся в выигрыше по реализации своей продукции. В этом отношении „Татнефть“ всегда на передовых позициях — там народ грамотный, очень квалифицированный, привык искать самые эффективные пути», — похвалил Шмаль. 

Все российские нефтяники сталкиваются с проблемой избытка нефтеперерабатывающих мощностей Фото: Александр Гавриленко

«Российские компании готовы реализовывать продукцию на внутреннем рынке с убытком»

«Все российские нефтяники сталкиваются с проблемой избытка нефтеперерабатывающих мощностей, — сообщил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ аналитик ФГ „Финам“ Сергей Кауфман. — Исторически часть нефтепродуктов, например дизель или мазут, экспортировалась в Европу, которая сейчас постепенно отказывается от них. Перенаправить нефтепродукты даже в среднесрочной перспективе будет проблематично — на мой взгляд, для них альтернативных рынков необходимого масштаба не существует. Проблемы с экспортом приводят к профициту на внутреннем рынке, в рамках которого ВИНК либо придется отвоевывать долю на рынке друг у друга, либо снижать объемы нефтепереработки».

Кауфман добавил, что на подобные шаги «Татнефть» идет в силу снизившихся после начала операции на Украине оптовых цен на бензин вкупе с крайне эффективной переработкой.

С тем, что объявленные акции «Татнефти» и ТАИФа могут быть вызваны невозможностью реализации нефти и нефтепродуктов на внешних рынках, согласен и аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин. «Российскую нефть отказываются приобретать крупные трейдерские компании, к концу года вообще закроется этот вопрос. Начинают игнорировать нефть из РФ потребители в Западной Европе. Реализовывать нефть и нефтепродукты становится все труднее, и, чтобы не останавливать скважины и растянуть это удовольствие, российские компании готовы идти даже на материальные потери и реализовывать свою продукцию на внутреннем рынке, может быть какое-то время и с убытком», — поделился он.