Накануне казанский лицей № 186 «Перспектива» принял заседание коллегии министерства образования Татарстана Накануне казанский лицей №186 «Перспектива» принял заседание коллегии министерства образования Татарстана Фото: mon.tatarstan.ru

Деньги — от Федерации, качество образования — от региона

Накануне казанский лицей №186 «Перспектива» принял заседание коллегии министерства образования Татарстана. Этот самый лицей на улице Рауиса Гареева 1 апреля осадили обеспокоенные родители, которые хотели записать своих детей в первый класс. Как признал министр Ильсур Хадиуллин, школа прославилась на всю страну. Учебное заведение открыли в 2019 году в рамках национального проекта «Образование». Неслучайно, видимо, именно эта школа была выбрана в качестве плацдарма для заседания, посвященного нацпроектам в сфере образования.

В рамках нацпроекта «Образование» в Татарстане за три года было переоснащено более 400 образовательных учреждений, в 2022-м к ним прибавится еще 200. По итогу нацпроект зайдет практически в каждую школу России. Но Федерация помогает с точки зрения финансов, методологии, а улучшение качества образования лежит на региональных властях и самих заведениях, подчеркнул первый заместитель генерального директора фонда новых форм развития образования (учредитель — министерство образования и науки РФ — прим. ред.) Роман Ершов.

Если школу оснастили в рамках нацпроекта, она не может работать только на «своих» детей. Она должна работать на район, развитие региональной системы образования. «Коллеги, вы должны быть максимально открытыми», — увещевал докладчик из Москвы.

Татарстан традиционно входит в число лидеров по качеству и исполнительской дисциплине (в плане реализации нацпроекта), похвалил Ершов. Даже в этом году, несмотря на сложную экономическую ситуацию и проблемы с закупкой оборудования, республика «уверенно закрывает дефицит». Позже замминистра образования РТ Рамиль Хайруллин подтвердил «БИЗНЕС Online», что есть сложности с закупкой импортного оборудования, но они незначительные. Со строительством школ по нацпроекту проблем нет.

Школу (лицей № 186 «Перспектива») оснастили в рамках нацпроекта, она не может работать только на «своих» детей. Она должна работать на район, развитие региональной системы образования Школу (лицей №186 «Перспектива») оснастили в рамках нацпроекта, она не может работать только на «своих» детей. Она должна работать на район, развитие региональной системы образования Фото: president.tatarstan.ru

«Нам нужно было бы 100 педагогов привлечь, а не 10»

О том, как нацпроект «Образование» и другие «федералки» реализуют в Татарстане в 2022 году, рассказал замминистра Хайруллин. Кратко о планах:

  • центры «Точки роста» появятся в 117 сельских школах (бюджет РФ — 290,4 млн рублей, РТ — 167,3 млн рублей в 2021–2022 годах);
  • технопарк «Кванториум» создадут на базе лицея №2 Бугульминского муниципального района (бюджет РФ — 17,4 млн рублей, РТ — 4 млн рублей);
  • в 52 образовательных организациях обновят материально-техническую базу для внедрения цифровой образовательной среды (бюджет РФ — 66,8 млн рублей, РТ — 15,6 млн рублей);
  • будет создан образовательно-производственный центр «Приоритет» (бюджет РФ — 100 млн рублей, РТ — 23,5 млн рублей);
  • в колледжах и техникумах будет создано 12 мастерских (бюджет РФ — 50,4 млн рублей, РТ — 11,8 млн рублей).

Одно из важных направлений национального проекта «Образование» — профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров. «Ведь учителя, работающие в отрасли, должны воспитать людей будущего», — сказал Хайруллин.

Одно из важных направлений национального проекта «Образование» — профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров. «Ведь учителя, работающие в отрасли, должны воспитать людей будущего» Одно из важных направлений национального проекта «Образование» — профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров. «Ведь учителя, работающие в отрасли, должны воспитать людей будущего» Фото: «БИЗНЕС Online»

Проблему в сельской местности частично решает программа «Земский учитель». Его участники получают единовременную выплату в 1 млн рублей. За два года благодаря этой программе на востребованные вакантные должности в республику привлечены 24 педагога. На 2022-й республике выделена квота лишь на 10 педагогов. На такие скудные цифры эмоционально отреагировала депутат Госдумы от Татарстана Татьяна Ларионова (она что-то высказала коллегам, но без микрофона). «Конечно, нам нужно было бы 100 педагогов привлечь, а не 10», — согласился с критикой замминистра.

Отметил Хайруллин и такой проект, как центр опережающей профессиональной подготовки, открытый в 2019 году на базе Казанского педагогического колледжа. Центр помогает школьникам выбрать профессию в соответствии со своими запросами и потребностями экономики региона в специалистах. «У меня есть дочь 13 лет, до сих пор не знаем, как определиться [с профессией]. Этот центр должен помочь», — надеется чиновник.

Министр Хадиуллин высоко оценил откровенность своего зама. «Как глава семьи, вы должны этим заниматься и показать пример, что действительно ваша дочь определилась с будущей профессией», — заключил глава ведомства.

В Татарстане не планируют сокращать финансирование программ по строительству и капремонту школ и детских садов, заявил замминистра строительства РТ Ильдус Насыров В Татарстане не планируют сокращать финансирование программ по строительству и капремонту школ и детских садов, заявил замминистра строительства РТ Ильдус Насыров Фото: «БИЗНЕС Online»

Стройка и ремонт идут по плану

В Татарстане не планируют сокращать финансирование программ по строительству и капремонту школ и детских садов, заявил замминистра строительства РТ Ильдус Насыров. Вопрос находится на особом контроле президента республики Рустама Минниханова, добавил он.

Всего в республике в 2022 году будет реализовано федеральных проектов в сфере образования на общую сумму около 18,5 млрд рублей.

Так, по федеральному проекту «Современная школа» строится школа на 100 мест в селе Шильнебаш Тукаевского района (63 млн рублей), по проекту «Успех каждого ребенка» предусмотрен капремонт двух спортивных залов в Апастовском и Бавлинском районах (2,9 млн рублей). В рамках нацпроекта «Демография» строится детский сад на 220 мест в Казани (72 млн рублей).

Кроме того, в июне этого года республика планирует заключить концессионные соглашения на строительство трех школ с ООО «Прошкола» (входит в ВЭБ.РФ). Как рассказал нам Хайруллин, одна из них (на 1,5 тыс. мест) появится недалеко от лицея №186 на ул. Рауиса Гареева, вторая — в Челнах и на 500 мест — в Арском районе. «Мы, конечно, вынашиваем еще кое-какие долгоиграющие планы, точка еще не поставлена. Но пока три школы планируется по концессионной модели построить в 2024 году», — сказал замминистра.

Сумма федерального софинансирования строительства этих трех школ — 1,2 млрд рублей. Здание 8 лет будет находиться в концессии у «Прошколы». Всего по модели «Прошколы» президентом РФ Владимиром Путиным поручено построить 1,3 тыс. школ в стране.

В разгар пандемии, когда школьники перешли на дистант, всем стало очевидно, что система безнадёжно устарела и никак не помогает обеспечить образование вне школы В разгар пандемии, когда школьники перешли на «дистант», всем стало очевидно, что система безнадежно устарела и никак не помогает обеспечить образование вне школы Фото: «БИЗНЕС Online»

«Оцифровать учителей просто невозможно!»

О цифровом развитии системы образования в республике рассказал начальник отдела цифровой трансформации в сфере культуры, образования и молодежной политики ГКУ «Центр цифровой трансформации РТ» Булат Габдрахманов. Так, в 2019–2021 годах по нацпроекту было выделено 245 млн рублей на обновление цифровой инфраструктуры, 81% суммы — из федерального бюджета.

Ключевая информационная система в образовании Татарстана — «Электронное образование», созданная в 2009 году. Сейчас там более 1 млн пользователей, в цифровом дневнике ежедневно выставляют 810 тыс. оценок. В разгар пандемии, когда школьники перешли на «дистант», всем стало очевидно, что система безнадежно устарела и никак не помогает обеспечить образование вне школы. В прошлом году было принято решение модернизировать систему. Сейчас специалисты проектируют новый сервис, но появится он еще нескоро — в ближайшие два года.

«Акцент будет сделан на ученике, на том, чтобы он мог находить всю информацию в одном месте, удобно получать обратную связь от учителя. Педагог тоже должен удобно взаимодействовать с учениками и родителями. Конечно, это удобный конструктор учебных планов и рабочих программ, расписание, сведение отчетности в автоматическом формате, чтобы облегчить ручной труд», — обрисовал картину Габдрахманов.

Минобрнауки при этом получит инструмент по отслеживанию динамики ключевых показателей. «Это позволит властям видеть аномалии и в том числе более эффективно строить работу со школами», — подчеркнул спикер.

Но образование — это сфера, где важен личный контакт, ее трудно оцифровать, завершил доклад начальник отдела ЦЦТ. Школы изначально находятся в непростой ситуации. «Но совместно, я думаю, это можно сделать. Несмотря на все сложности, в „цифру“ надо смотреть, мы должны загадывать на 10–20 лет вперед. Глобальные изменения в любом случае будут», — констатировал он.

«Оцифровать учителей просто невозможно!» — отреагировал на выступление Хадиуллин. В виртуальном мире можно жить временно, но из реального выходить нельзя, сказал он. Видимо, министр имел в виду дистанционное обучение, раз за разом вводимое с начала пандемии коронавируса.

В ближайшее время самая главная проблема в отрасли образования — это дефицит кадров. Об этом на заседании коллегии заявил депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов В ближайшее время самая главная проблема в отрасли образования — дефицит кадров. Об этом на заседании коллегии заявил депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов Фото: mon.tatarstan.ru

Гильмутдинов об изучении родных языков: «Никаких отговорок быть не должно!»

В ближайшее время самая главная проблема в отрасли образования — дефицит кадров. Об этом на заседании коллегии заявил депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов.

«Мы видим, что кадров со временем будет катастрофически не хватать. Что бы мы ни делали, наши дети, старшеклассники не рвутся в учителя», — отметил он.

Он призвал подключиться к работе по формированию новых федеральных проектов. Среди мер стимулирования он назвал повышение зарплаты, повышенные стипендии, выделение жилья. Нужен комплексный подход, подчеркнул парламентарий.

«Главное в школе — это не зал и не интерактивная доска, а педагог! Если мы это не поймем, все наши усилия [будут напрасны]. Останутся школы пустые в каких-то сельских районах», — сказал Гильмутдинов. Рабочая группа готова принимать предложения по этой теме, добавил он.

Затронул депутат и такую «архиважную» для республики тему, как изучение родных языков. У системы образования есть все возможности для того, чтобы обучать в каждой школе родным языкам, подчеркнул он. Созданы новые федеральные государственные образовательные стандарты, в которых впервые появились государственные языки. Сформированы учебные программы и часы — изучение родных языков сохранено в минимальном объеме трех учебных часов. Вариативные часы тоже будут увеличены. «Никаких отговорок поэтому быть не должно! У нас все есть: кадры, программы, учебники», — воскликнул Гильмутдинов.

Напоследок он напомнил, что Россия находится в непростой ситуации: ведется спецоперация, страну давят санкциями. Он обратился с просьбой к директорам школ: разговаривать со старшеклассниками об этом и доносить правдивую информацию о том, что происходит.

«Что мы делаем, зачем это нужно, какова позиция государства? Очень прошу, чтобы это довели до наших старшеклассников. Чтобы они не смотрели информацию непонятно на каких сайтах», — подытожил депутат.