Накануне ночью Роскомнадзор заблокировал «Инстаграм» на территории России Накануне ночью Роскомнадзор заблокировал «Инстаграм» на территории России Фото: «БИЗНЕС Online»

Как «ВКонтакте» переманивает пользователей из заблокированного «Инстаграма»

Накануне ночью Роскомнадзор заблокировал «Инстаграм» на территории России. Поводом стала позиция Meta Platforms Inc. (владеет «Фейсбуком», «Инстаграмом», WhatsApp): в свете событий на Украине корпорация временно сняла в социальных сетях «Фейсбук» и «Инстаграм» запрет на призывы к насилию в адрес российских военных. В заметке агентства Reuters была пересказана внутренняя рассылка компании для модераторов — из нее следует, что Meta также временно не будет удалять «некоторые сообщения» с призывами к смерти в адрес президентов РФ Владимира Путина и Беларуси Александра Лукашенко. В ответ на это Генпрокуратура РФ попросила суд признать Meta экстремистской организацией и запретить ее деятельность в России. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям о публичных призывах к экстремизму и содействии террористической деятельности. 

Позднее вице-президент Meta Ник Клегг выступил с новым заявлением — компания не будет позволять появления в принадлежащих ей социальных сетях «Фейсбук» и «Инстаграм» призывов к убийству главы российского государства. Клегг также заметил, что новая политика данных соцсетей станет применяться только на Украине и Meta не потерпит русофобии и любой дискриминации россиян на своих платформах. Однако на настрой властей РФ это не повлияло, соцсеть была заблокирована. Последние несколько дней российские пользователи «Инстаграма» размещали сториз и посты с призывами подписываться на их аккаунты во «ВКонтакте» и «Телеграме». Практически все государственные ведомства объявили о переходе на альтернативные площадки. О выходе из соцсети объявляли политики и селебрити.

В России блокируют «Инстаграм»: куда бежать и как не стать «экстремистом»?

Безболезненному перетеканию аудитории способствовал и «ВКонтакте»: разработчики соцсети внедрили новую функцию, позволяющую сохранить контент из «Инстаграма» на своих персональных страницах. Для переноса фотографий достаточно в настройках приложения указать имя пользователя в «Инстаграме» или ввести ссылку на аккаунт. После этого все снимки попадут в закрытый от посторонних альбом, по желанию фото можно будет сделать видимыми.

Вице-президент Meta Ник Клегг выступил с новым заявлением — компания не будет позволять появления в принадлежащих ей социальных сетях Facebook и Instagram призывов к убийству главы российского государства Вице-президент Meta Ник Клегг выступил с новым заявлением — компания не будет позволять появления в принадлежащих ей социальных сетях «Фейсбук» и «Инстаграм» призывов к убийству главы российского государства Фото: © Lino Mirgeler / dpa / globallookpress.com

Отдельные бонусы — создателям контента. 9 марта «ВКонтакте» объявила о запуске программы поддержки блогеров. «Авторы получат 100 процентов дохода от инструментов монетизации — таким образом компания решила поддержать профессиональных авторов. Программа начнет свою работу в ближайшее время и будет действовать в течение месяца — до 10 апреля. За этот период авторы смогут заработать около 600 миллионов рублей с помощью инструментов монетизации соцсети: партнерской программы, маркет-платформы, монетизации видео и VK Donut», — сообщает пресс-служба компании.

Часть пользователей «Инстаграма» в последние несколько дней призывали свою аудиторию остаться и установить VPN (Virtual Private Network — виртуальная частная сеть). Она обеспечивает зашифрованное подключение к интернету, скрывая IP-адрес пользователя. Это обеспечивает безопасность и конфиденциальность, а еще помогает миновать локальные ограничения, подобные блокировке «Инстаграма» или «Фейсбука». Накануне утром у некоторых пользователей «Инстаграм» работал при подключении через Wi-Fi, но уже днем доступ к новым записям оказался закрыт. VPN помог пользователям соцсети обойти эти ограничения, поэтому сложилось впечатление, что российские пользователи не покидали ее — количество постов и лайков если и сократилось, то незначительно. 

Айрат Ахметзянов на «Инстаграме» зарабатывает порядка 100 тыс. рублей в месяц. На прошлой неделе он начал переводить аудиторию из «Инстаграм» в «Телеграм» Айрат Ахметзянов на «Инстаграме» зарабатывает порядка 100 тыс. рублей в месяц. На прошлой неделе он начал переводить аудиторию из «Инстаграма» в «Телеграм» Фото: соцсети

«Тот же Yappy 100 тысяч платит, но не всем. Чего унывать?» 

Весьма болезненным переход на новые площадки оказался для блогеров, чьи доходы напрямую зависят от рекламы. Татарский фуд-блогер Айрат Ахметзянов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на «Инстаграме» он зарабатывает порядка 100 тыс. рублей в месяц. На прошлой неделе собеседник «БИЗНЕС Online» начал переводить аудиторию из «Инстаграма» в «Телеграм» и уже набрал там порядка 13,5 тыс. подписчиков. «Ко „ВКонтакте“ я пока скептически отношусь, не готов еще зайти, не хочу. Понимаю, что все ринулись туда, потому что поманили всех рублем: выделили определенный фонд поддержки авторов и рекомендательный трафик им будут давать. Но я скептически отношусь к этой монетизации», — поделился блогер.

Ахметзянов признает — пользоваться «Инстаграмом» можно и через VPN, как делают многие, но уже сейчас некоторые рекламодатели взяли паузу на переформатирование работы и перенаправление бюджета. Блогер уверен, что внутренний рынок останется и реклама в соцсеть вернется. «В понимании обывателя „Инстаграм“ закрыли и блогер пошел работать на завод. Но есть другие площадки, на которых можно зарабатывать. Тот же Yappy (российский аналог TikTok от „Газпром-медиа“ — прим. ред.), где за то, что постишь свои видео, платят немалые деньги. Те же 100 тысяч они и платят, но не всем. Чего унывать?»

Ахметзянов называет также «Яндекс.Дзен», который, по его оценке, также приносит пассивный доход. «Переливая видео с других площадок, я зарабатываю там в среднем 2,5 тысячи рублей в день, — объяснил он. — Говорить о том, что „Инстаграм“ был основной площадкой, нельзя. Блогер зарабатывает на каждой своей площадке, если есть цель, стимул».

Дмитрий Ознобишин (Шеф Дмитрий) завел аккаунты в других соцсетях и больше всего уповает на заработок в TikTok, где у него 1 млн. подписчиков Дмитрий Ознобишин (Шеф Дмитрий) завел аккаунты в других соцсетях и больше всего уповает на заработок в TikTok, где у него 1 млн подписчиков Фото: «БИЗНЕС Online»

С новыми предложениями о размещении рекламы в «Инстаграме» на фуд-блогера Дмитрия Ознобишина (Шеф Дмитрий) пока никто не выходит. Ознобишин завел аккаунты в других соцсетях и больше всего уповает на заработок в TikTok, где у него 1 млн подписчиков. «Подписчиков там больше, чем в „Инстаграме“, но эти соцсети не равносильны по рекламным доходам. Подписчики в „Инстаграме“ ценятся намного больше», — добавил он.

Не все пользователи «Инстаграма» хладнокровно отнеслись к блокировке американской соцсети. Как считает блогер Алиса Сказка, решение Роскомнадзора ударит и по бизнесу, и по монетизации, поскольку пользователи «Вконтакте» могут оказаться менее платежеспособными. «С блокировкой „Инстаграма“ многие бизнесы лишились главного канала, через который к ним приходили клиенты, а казна недосчитается налоговых поступлений от этих предпринимателей, — говорит Алиса. — Кроме того, „Инстаграм“ расширял границы. Мы могли общаться со всем миром, черпать информацию, заводить новые знакомства, друзей. Это большой удар для нас».

На других платформах, по мнению собеседницы издания, есть свои недостатки. Например, у «Телеграма» более новостная или политическая повестка. «Однозначно пользователи не станут подписываться на каналы всех блогеров, которые были у них в подписках, — полагает Алиса. — Я делала у себя в „Инстаграме“ опрос, который показал, что моя аудитория на 50 процентов предпочитает „Телеграм“, а еще 50 — „ВКонтакте“. Я буду развивать обе площадки, но надеяться на то, что вернется легальный „Инстаграм“, поскольку в других соцсетях начинать приходится фактически с нуля».  

«Телеграм» «не истаграмный, а «ВКонтакте» не подготовлен, у него неудобный интерфейс» «Телеграм» «неинстаграмный», а «ВКонтакте» не подготовлен, у него неудобный интерфейс» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Телеграм» превратится в мусорку»

Совладелец TikTok-агентства «Штэт» Иван Пичугин рассказал нашему корреспонденту, почему альтернативы «Инстаграму» его не устраивают: «„Телеграм“ „неинстаграмный“, а „ВКонтакте“ не подготовлен, у него неудобный интерфейс». Но и в «Инстаграме» блогеры оставаться больше не могут — они утратили возможность монетизировать свой контент. «Многие [блогеры] в смятении — нет очевидного канала продаж. Сейчас, когда блокируется [„Инстаграм“], нет непосредственной рекламы в таргете (таргетированная реклама настраивается на определенных пользователей в зависимости от их пола, возраста, географии и интересов — прим. ред.). Остаются только рекламные интеграции (вставка в полезный контент блогера продающего объявления — прим. ред.). Рекламодатели станут напрямую взаимодействовать с блогерами, как это было 8 Марта: цветочные продавцы не могли запустить ни один таргет и обращались с очень крупными суммами к блогерам, — комментирует Пичугин. — Мы вели около 10 проектов в месяц. Сейчас 3–4 на паузе, остальные продолжают работать, так как мы перезаливаем часть во „ВКонтакте“, через VPN в ТikTok, с кем-то Reals продолжаем делать».

Удастся ли перевести «инстаграмную» аудиторию на другие площадки? «Скорее всего, нет или не так быстро, — отвечает собеседник издания. — При извещении о переходе в другую соцсеть только 10–20 процентов подписываются на новые каналы».    

Руководитель казанского маркетингового агентства Fahra.ru и эксперт по социальной сети «ВКонтакте» Руслан Фахрутдинов возвращение во «Вконтакте» воспринял с нотками радости. Сеть развилась, там появилось множество сервисов. Бизнесу, наверное, непросто будет с ходу переориентироваться, нужно обучать специалистов или находить тех, кто уже разбирается, их меньше, чем экспертов по «Инстаграму».

Фахрутдинов назвал и другие минусы отечественной соцсети. Во «ВКонтакте» не идеальный интерфейс — непривычно расположены некоторые сервисы, не всем понятно, что такое клипы, как выкладывать истории. «У самих историй алгоритм такой, что просмотров будет меньше, чем в „Инстаграме“, но со всем этим можно и нужно работать, — полагает собеседник издания. — По сути, для бизнесов „ВКонтакте“ — отличная площадка. Личным блогам, конечно, будет сложнее».

По прогнозу Фахрутдинова, около 80% аудитории «Инстаграма» останутся там через VPN и «Телеграм» его точно не сможет заменить. «Вы представьте, были у вас в подписках 100 блогеров и вы подписались на 100 телеграм-каналов. „Телеграм“ превратится в мусорку, никто не станет это читать и смотреть. В будущем, возможно, появится какая-то наша соцсеть, но что-то я не уверен, что она выстрелит. Уже есть „Ярус“, TenChat, но там пока мало народу. Скорее уж продолжит развиваться „ВКонтакте“», — подытожил спикер и посоветовал бизнесу завести аккаунты на всех доступных площадках и развивать каждый.