Одну из сессий Гайдаровского форума, что проходит в эти дни в Москве, накануне посвятили приоритетам развития стройотрасли и ЖКХ Одну из сессий Гайдаровского форума, что проходит в эти дни в Москве, накануне посвятили приоритетам развития стройотрасли и ЖКХ Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

Износ коммунальных сетей в регионах дошел до 80%

Одну из сессий Гайдаровского форума, что проходит в эти дни в Москве, накануне посвятили приоритетам развития стройотрасли и ЖКХ. Однако формат в отличие от предыдущих тем больше походил не на дискуссию участников, а на интервью. На вопросы директора ассоциации инновационных регионов России Ивана Федотова отвечал вице-премьер Марат Хуснуллин. Начали беседу с наболевшего для коммунальной сферы — износа сетей. По словам Хуснуллина, в ряде cубъектов они изношены на 70–80%. И вопрос уже не в том, окажут ли людям качественные услуги, а в том, будет ли вообще в доме вода!

Поэтому правительство подготовило механизмы, включая инфраструктурное меню в виде бюджетных кредитов, чтобы сделать рывок в обновлении ЖКХ. Для решения проблемы износа нужно обновлять по меньшей мере 5% коммунальных сетей в год. Сейчас же это не больше 2%. Ветшает все: и теплосети, и канализация, и водопровод, и Татарстан не исключение. «Сотни прорывов в отопительный сезон — это очень плохо!» — заявил «БИЗНЕС Online» гендиректор «Татэнерго» Раузил Хазиев. Что до канализации, то в Казани пришлось пойти на непопулярные меры, подняв тарифы, но зато «Водоканал» уже начал латать тришкин кафтан рваных трубопроводов. 

Ильсур Метшин: «Можно долго ждать федеральной поддержки, но ожиданием проблему не решить»

Износ сетей в масштабах страны ведет к большим потерям. Только по воде, по словам Хуснуллина, теряется около 20–25% и 12% — по теплу. Платят за это, понятно, потребители! Вице-премьер считает, что нужно найти такой механизм, который вовлек бы в ремонт и бюджетные, и внебюджетные источники финансирования. Нужно пересмотреть и тарифную политику, чтобы ЖКХ не стало гирей на ногах стройкомплекса в целом.

Тарифы крайне больной вопрос: что, опять залезем в карман простых граждан? В каждом регионе будет по-разному, считает Хуснуллин. «Человеку важен не сам тариф, а сколько он физически платит. Если мы завтра за счет различных тарифных решений, бюджетных и внебюджетных вложений сократим потери в тех же сетях, у человека тариф окажется выше. Но физически он станет платить не больше! Вопрос не в том, какой получится тариф, а в том, сколько человек будет платить в конечном итоге сегодня и в течение ближайших лет», — сказал Хуснуллин и добавил, что только за счет повышения тарифа отремонтировать все сети нельзя.

Правительство ежегодно устанавливает предельные индексы подорожания коммунальных услуг, и в этом году рост тарифа не должен быть выше 4%. При этом фактически регионы индексируют тарифы еще меньше. Но это очень плохой путь к накоплению недоремонта сетей. «Инфляция будет 7–8 процентов, — сказал вице-премьер. — И где вот эта разница недособранных средств? Где предприятия ЖКХ возьмут деньги не то что на обновление, а на текущее содержание?» По его словам, есть регионы вроде Москвы, которые закрывают такие проблемы своими вложениями, а есть и дотационные, которые просят эти деньги из бюджета.

Рост ключевой ставки Центробанка и процентов по ипотечным кредитам стал определенной угрозой для развития рынка, сказал вице-премьер Рост ключевой ставки Центробанка и процентов по ипотечным кредитам стал определенной угрозой для развития рынка, сказал вице-премьер Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы регулируем спрос ипотекой. Пока это более-менее удается»

От болезненной коммунальной темы Хуснуллин развернулся к строительству жилья. Насколько сегодня отрасль привлекательна для инвестора? Активность четко видна по выданным разрешениям на строительство, отметил вице-премьер. По его словам, по итогам 2021 года выдано на 40% больше разрешений, чем в пандемийном 2020-м. Это как новые инвесторы, так и уже существующие девелоперы. Правительство должно стимулировать приток частных инвестиций, говорит он. Тогда вырастет предложение на рынке. 

Но как же быть со спросом при таких ценах на жилье, справедливо поинтересовался ведущий.

О доходах населения
«Чтобы в России строилось и продавалось 120 миллионов квадратных метров жилья в год, нужно, чтобы реальные доходы населения росли на 2,5 процента в год. Если доходы не растут — значит, спроса не будет».
Марат Хуснуллин Вице-премьер правительства РФ
Марат Хуснуллин вице-премьер правительства РФ

Еще один фактор поддержки стабильного спроса на жилье — доступность ипотеки. Но 47% населения России сегодня не может взять ипотеку, сказал он. Тогда правительство предлагает схемы социальной ипотеки, расселения ветхого и аварийного жилья, социальную или коммерческую аренду. Пока спрос удавалось регулировать ипотекой. Однако рост ключевой ставки Центробанка и процентов по ипотечным кредитам стал определенной угрозой для развития рынка, сказал вице-премьер. Ипотека в данном случае выступает как регулятор спроса. Хуснуллин напомнил, что, когда ставка ЦБ была ниже и действовали прежние условия льготной ипотеки на новостройки, спрос вырос: «Деньги пришли на рынок, и все стало активно развиваться».

«Сейчас ситуация более сложная, — сказал вице-премьер. — Но мы будем искать механизмы, как из этого выходить. Можно расширять льготные категории граждан. Например, мы убрали ипотеку для всей страны под 6,5 процента, снизили сумму, сделали ставку 7 процентов, что не так уж плохо в сегодняшней ситуации. Но при этом мы расширили льготные категории граждан — у кого дети. Дали возможность вкладывать ипотеку в ИЖС. Мы регулируем спрос ипотекой. Пока нам это более-менее удается».

Обелить рынок съема: Мутко хочет купить в Казани доходные дома

Необходимо также развивать арендное жилье всех сегментов — от самого дешевого до дорогого. Судя по опросам, 30% населения России в ближайшие три года планирует сменить место жительства, сказал спикер. Повысить мобильность населения может в том числе цивилизованная аренда. Он привел в пример Дубай, где мигранты могут найти жилье с самыми разными условиями: от вагончиков на стройках до апартаментов. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», развивать рынок арендного жилья в Казани намерена компания «Дом.РФ», купив 150–400 квартир у застройщиков.

Хуснуллин предложил развивать общественный транспорт, в том железные дороги и трамваи Хуснуллин предложил развивать общественный транспорт, в том числе железные дороги и трамваи Фото: © Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

Строить гостиницы и заправки вдоль трассы Москва – Казань предложат инвесторам

В рамках сессии коснулись темы развития транспортной инфраструктуры. Рост городов в России сегодня опережает темпы строительства дорог. Для решения проблемы Хуснуллин предложил развивать общественный транспорт, в том числе железные дороги и трамваи. За последние 10 лет, по его словам, количество пользователей общественного транспорта снизилось на 19%. Причины вице-премьер видит и в снижении его комфортности, буме автомобилизации, росте автокредитов и доходов. Нужно улучшать также состояние самих дорог. Вице-премьер отметил, что в прошлом году смертность на дорогах снизилась на 9%.

«Чтобы вы понимали, что такое 9 процентов, — у нас в стране больше 60 тысяч людей в год гибнет на дорогах», — сказал Хуснуллин, добавив, что смертей стало меньше благодаря улучшению качества дорог. Основные же факторы смертельных ДТП — выезд на встречную полосу, вождение в нетрезвом состоянии и наезд на пешеходов — от качества асфальта не зависят.

Вице-премьер также рассказал о глобальных проектах строительства крупных магистралей, таких как Москва – Казань. По его прогнозам, ее достроят за три года. А развивать инфраструктуру вдоль трассы предложат частным инвесторам. Всего вдоль этой дороги предусматривается 12 точек развития, где будут АЗС, сервисы, гостиницы и даже склады.

Путешествие из Казани в Москву: где заправиться и перекусить на М12?

«Мы сейчас готовимся выставлять это на аукцион. Мы видим, что везде, где есть возможность, надо максимально давать развиваться сервису и бизнесу вдоль транспортных магистралей», — подчеркнул Хуснуллин.

Как ранее писал «БИЗНЕС Online», «Автодор» предложит инвесторам 32 оазиса у автобана М12 с АЗС, кафе, мотелями и кемпингами. 16 из них будет в направлении Москвы и столько же по пути в Казань. Объекты сервиса построят напротив друг друга, а пять пар оборудуют газозаправочной инфраструктурой. Так, в РТ будет 6 функциональных зон, расстояние между ними в среднем составит 50 километров.