Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ), надрываясь, строит один самолет — первый Ту-160М. Его надеялись во что бы то ни стало поднять до конца 2021 года, но разум восторжествовал — гнать лошадей не стали, полет перенесли на начало 2022-го Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ), надрываясь, строит один самолет — первый Ту-160М. Его надеялись во что бы то ни стало поднять до конца 2021 года, но разум восторжествовал — гнать лошадей не стали, полет перенесли на начало 2022-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Невзлетная полоса

2021-й был не просто тяжелым, а очень плохим для татарстанского авиапромышленного комплекса. И дело не столько в проблемах витринных предприятий отрасли — авиационного или вертолетного заводов — по поводу их состояния (особенно первого) давно никто не обольщается, а в том, что на этот раз накрыло всю местную авиастроительную линейку — авиа-, вертолетостроение, БПЛА и малую авиацию.

Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ), надрываясь, строит один самолет — первый Ту-160М. Его надеялись во что бы то ни стало поднять до конца 2021 года, но разум восторжествовал — гнать лошадей не стали, полет перенесли на начало 2022-го. Попутно на «Туполеве» в очередной раз сменился глава: Рониса Шарипова ставили несмотря на его сильнейшее сопротивление, и он использовал первую же возможность для бегства. Реконструкция завода провалена (масштабы бедствия стали известны в прошлом году), и дай бог, если она завершится в 2022-м. Реанимационные мероприятия должен провести ростеховский холдинг «Технодинамика» под руководством челнинца Игоря Насенкова.

Казанскому вертолетному заводу (КВЗ) не удалось выполнить план: намеревались выдать на-гора 70 машин, а вышло, по нашим данным, менее 60. И это несмотря на то, что с 2021 года на предприятии оставался солидный задел — порядка 35–40 вертолетов. Предположительно, под срыв попала часть госзаказа — насколько помним, такого с КВЗ еще не случалось. Похоже, доводить дело до скандала не стали — просто сдвинули вправо срок исполнения.

Если в 2020 году еще оставалась хоть какая-то надежда на сохранение ОКБ им. Симонова, то теперь она исчезла: старейшее татарстанское авиастроительное КБ признано банкротом.

Оборонное сообщество было шокировано арестом генерального директора еще одного авиапромовского предприятия — казанского «Электроприбора» Павла Шацких. Дело связано с проектированием и производством оптико-электронных систем для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В ходе судебных заседаний так и не прозвучало ни одного аргумента в пользу столь суровых мер в отношении главы компании. Выпуск связанной с БПЛА продукции оказался под вопросом.

И, наконец, как вишенка на торте — фирма «МВЕН» решила свернуть свою авиапромовскую деятельность. Причина — гнет судебных разбирательств и внесудебных разборок, в результате которых работа компании оказалась парализованной. В отрасли не сомневаются, что предприятие топят намеренно. Впрочем, об этом красноречиво говорят даже открытые судебные материалы. Да, формально крохотный МВЕН, который специализировался на системах спасения летательных аппаратов и на легких самолетах, нельзя в чистом виде отнести к оборонке, но без таких компаний появление новой авиатехники в России так и будет приравниваться к чуду и останется не производственным процессом, а героическим штурмом.

Исходя из всего вышесказанного, вполне закономерна еще одна тенденция ушедшего года — супергромкие назначения руководителей. Сначала Рустама Минниханова избрали председателем совета директоров «Туполева». Есть мнение, что президент Татарстана пошел на столь необычный для главы региона шаг для того, чтобы наконец сдвинуть с мертвой точки ситуацию с КАЗом. А 1 декабря генеральным директором «Вертолетов России» назначили Николая Колесова, который до этого возглавлял концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). С этим выходцем из Татарстана и местным промышленным магнатом связывают надежды не только на реанимацию КВЗ, прекращение застарелой вражды между казанским заводом и его улан-удинскими коллегами, но и в целом на обновление вертолетостроительной политики государства.

 

1. Смена власти в «Вертолетах России» и на КВЗ

1. Смена власти в «Вертолетах России» и на КВЗ

Приход Колесова ставит точку во многолетнем властвовании в ВР группы министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и его крестного отца в политике Леонида Белых, до 2020 года возглавлявшего Улан-Удэнский авиазавод. Одним из первых шагов Колесова стала смена главы КВЗ — новым управляющим директором назначен Владимир Гинсбург, который до этого руководил Казанским электротехническим заводом. Есть мнение, что смена гендиректора ВР — только первая ступень многоходовки, а дальше последует присоединение «Вертолетов России» к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) под общим руководством Колесова. Фото: tatarstan.ru

 

2. Избрание Рустама Минниханова председателем совета директоров «Туполева»

2. Избрание Рустама Минниханова председателем совета директоров «Туполева»

Есть несколько мнений о причинах избрания Минниханова главой совета директоров «Туполева»: жест доброй воли ОАК по отношению к одному из главных регионов своего присутствия; мало что значащая декорация; желание корпорации перекинуть ответственность. Но мы не сомневаемся, что главное — желание коренным образом переломить ситуацию на КАЗе (главный завод «Туполева»). Минниханов получит возможность влиять на оперативную работу — заводские стройки, исполнение гособоронзаказа, формирование бюджетов. И, главное, он сможет сам выносить вопросы на обсуждение совета директоров. Утверждают, что ОАК как раз страдает тем, что оперативно не решается многое, касающееся деятельности «Ту». Фото: «БИЗНЕС Online»

 

3. Арест генерального директора «Электроприбора» Павла Шацких

3. Арест генерального директора «Электроприбора» Павла Шацких

10 июня генерального директора казанского завода «Электроприбор» Шацких задержали прямо на рабочем месте и поместили в казанское СИЗО-1. Как выяснилось, 8 июня УФСБ России по РТ возбудило в отношении него уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Шацких подозревают в хищении 447 млн рублей, выделенных «Электроприбору» в рамках контрактов по государственному оборонному заказу (ГОЗ). Речь идет о приобретении комплектующих по многократно завышенным ценам. Как заявила защита, в материалах дела нет документов, подтверждающих это утверждение. Сам Шацких отметил, что не сомневается в существовании «выгодоприобретателей в связи с негативным развитием ситуации на заводе». 3 декабря меру пресечения изменили на домашний арест. Фото: «БИЗНЕС Online»

 

4. Банкротство ОКБ им. Симонова

4. Банкротство ОКБ им. Симонова

5 июля Арбитражный суд РТ признал банкротом ОКБ им. Симонова. С марта 2021 года предприятие находилось в режиме наблюдения, который инициировал московский научно-производственный комплекс «Авионика» им. Успенского из-за долга в размере около 26 млн рублей. 28 июня собрание кредиторов ОКБ решило ходатайствовать об открытии конкурсного производства в отношении компании. Предприятие известно тем, что с 2012 года занималось разработкой боевого беспилотного комплекса «Альтиус». Летом 2016-го стартовали летные испытания, а в 2018-м проект передали Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), подконтрольному ОПК-магнату Виктору Григорьеву. Почти одновременно в отношении гендиректора ОКБ Александра Гомзина возбудили уголовное дело о мошенничестве на 907 млн рублей. Соответствующий процесс идет сегодня в закрытом режиме в Верховном суде РТ. Сам руководитель заявляет, что компания стала жертвой рейдеров, желающих перераспределить финансовые потоки гособоронзаказа. Фото: tatarstan.ru

 

5. МВЕН уходит из авиапрома

5. МВЕН уходит из авиапрома

Получил продолжение конфликт между фирмой «МВЕН» и обнинской «Технологией им. Ромашина» (входит в «Ростех»). Обнинцы обвинили казанцев в грубых нарушениях условий договора на строительство 10 сельскохозяйственных самолетов МВ-500. Те же ответили, что партнер просто пытается отобрать у них проект. Как бы то ни было, судебные разбирательства и события вокруг них подорвали силы МВЕНа, и, по известной информации, он решил прекратить авиастроительную деятельность. В связи с этим оказался подвешенным вопрос о большом проекте производства сельскохозяйственных самолетов. Между тем именно на них основывалась идея по созданию возле Иннополиса авиазавода, где должны были строить легкие летательные аппараты. Предприятие планировали открыть до 2022 года. Фото: «БИЗНЕС Online»

 

6. Апробация военными нового шасси от «Ремдизеля»

6. Апробация военными нового шасси от «Ремдизеля»

На закрытой экспозиции форума «Армия-2021» показали реактивную систему залпового огня (РСЗО) на базе шасси «Торнадо-Т» К-73501 от «Ремдизеля». Сегодня Россия вынужденно устанавливает такое вооружение на машины Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Если испытания данной платформы пройдут успешно, перед челнинским предприятием откроется рынок импортозамещения и другой военной автотехники, ведь на минские шасси устанавливается масса разнообразного вооружения. Фото: © Константин Морозов, РИА «Новости»

 

7. Завод им. Горького возобновил строительство судов на подводных крыльях

7. Завод им. Горького возобновил строительство судов на подводных крыльях

26 января Зеленодольский завод им. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс»), главный речной перевозчик Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов АО «Северречфлот», а также лизинговая компания АО «Машпромлизинг» подписали контракт на строительство двух судов на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020». Церемония закладки состоялась в феврале. Примечательно, что некогда завод уже выпускал аналогичные суда: в 1961–1991 годах построил 361 «Метеор». Получается, к теме вернулись спустя 30 лет. Фото: «БИЗНЕС Online»

 

8. Решение о достройке советских заделов бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3

8. Решение о достройке советских заделов бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3

На новый этап вышла программа по созданию нового варианта бомбардировщика-ракетоносца Ту22М3 — Ту-22М3М. По информации «БИЗНЕС Online», принято решение о достройке планеров «троек», стоящих на Казанском авиазаводе с начала 1990-х. Тогда в дело они не пошли, поскольку в 1993-м строительство Ту-22М3 прекратили. На КАЗе осталось 6 заделов. Один достроили в 1997-м, еще один установили как памятник напротив заводоуправления, а четыре сначала долго стояли возле летно-испытательной станции, а потом их перетащили на старую взлетно-посадочную полосу. Возможность достройки обсуждали с конца 90-х, но безрезультатно. Последний советский директор КАЗа Виталий Копылов называл «тройку» кормилицей завода: если Ту-160 и Ил-62 он строил штуками, то Ту-22М всех модификаций — по 20–30 в год. Фото: «БИЗНЕС Online»

 

9. Визит министра обороны РФ Сергея Шойгу

9. Визит министра обороны РФ Сергея Шойгу

27 августа в Казань приехал министр обороны РФ Сергей Шойгу. И хотя официально визит был связан с предвыборными делами (Шойгу возглавил федеральный список «Единой России» на выборах в Госдуму), главным поводом все-таки стала проверка выполнения татарстанскими предприятиями гособоронзаказа. Среди прочего министр пообещал много работы КАЗу и заверил, что у предприятия уже подписанных до 2028 года контрактов на 364 млрд рублей. А КВЗ Шойгу предрек контракт с военными, который серьезно загрузит завод на 10 лет. Фото: president.tatarstan.ru

 

10. Создание комиссии «Татарстан — Ростех»

10. Создание комиссии «Татарстан – „Ростех“»

В апреле в Москве прошло первое заседание комиссии по вопросам взаимодействия правительства РТ и «Ростеха». Ее создали для решения сложных актуальных вопросов между республикой и госкорпорацией. Возглавили новый орган Сергей Чемезов и Минниханов. Второе заседание прошло 17 сентября в Зеленодольске. Одним из главных стал вопрос помощи ПОЗиСу как производителю гражданской продукции. Дело в том, что зеленодольскому предприятию не положены преференции, которые получают иностранные резиденты особых экономических зон. На заседании признали, что имеют место «неравные условия и несправедливая конкуренция». Речь идет о субсидиях отечественному производителю. Фото: president.tatarstan.ru