Презентация логотипа Года цифровизации, объявленного в Татарстане в 2022 году прошла в Национальной библиотеке, где дорогому гостю Артемию Лебедеву провели экскурсию Презентация логотипа Года цифровизации, объявленного в Татарстане в 2022-м, прошла в Национальной библиотеке, где дорогому гостю Артемию Лебедеву провели экскурсию

Как Лебедев простил Татарстан, который «слишком сильно топит за национальную идентичность»

В Татарстане 2022-й объявлен Годом цифровизации. Чем не повод заказать логотип года у известного дизайнера и хайповой звезды современного медиапространства Артемия Лебедева, решили республиканские чиновники. Не помешало и то, что в 2020-м Лебедев отметился публичным наездом на Татарстан. «Наша замечательная Республика Татарстан подает все больше признаков того, что все больше хочет поиграть в самостоятельность. И это может закончиться печально, если вовремя не обратить на подобное внимание», — заявлял тогда дизайнер в своем YouTube-блоге. «Ребята слишком сильно топят в национальную идентичность, национальную Конституцию, язык и вообще во всякую обособленность», — продолжал дизайнер. «И закончится это такими темпами чем-то довольно грустным. Потому всех людей, которые переживают о том, чтобы Россия была единой, я бы попросил обратить внимание на процессы, которые сейчас происходят в Татарстане. Потому что развитие развитием, дороги дорогами, но нам абсолютно не нужно потерять РТ. Я хотел бы напомнить, что собор Василия Блаженного, он же Покровский, который находится на Красной площади, расположен там, потому что его построили в честь дня взятия Казани. И сносить его, если мы потеряем Казань, очень бы не хотелось», — подытожил Лебедев. Поводом для недовольства тогда послужило открытие в столице РТ самого длинного в России кольцевого трамвайного маршрута.

Судя по всему, в сознании Лебедева Татарстан исправил свои ошибки и больше «не топит в национальную идентичность», раз он не только взялся разрабатывать для республики логотип, но и лично почтил Казань своим присутствием. Так что за судьбу собора Василия Блаженного можно больше не переживать.

На вопрос, во сколько республике обошлись услуги столичного профи, глава минцифры РТ Айрат Хайруллин посоветовал обратиться в IT-парк. Но и там отказались назвать стоимость разработки логотипа На вопрос, во сколько республике обошлись услуги столичного профи, глава минцифры РТ Айрат Хайруллин посоветовал обратиться в IT-парк. Но и там отказались назвать стоимость разработки логотипа

Хотя, вероятнее всего, Лебедевым двигали исключительно финансовые интересы. На вопрос нашего корреспондента, во сколько республике обошлись услуги столичного профи, глава минцифры РТ Айрат Хайруллин посоветовал обратиться в IT-парк. В пресс-службе последнего «БИЗНЕС Online» сообщили, что разглашать информацию о стоимости логотипа они почему-то не имеют права, хотя организация государственная.

Кстати, в перерыве между мероприятиями в Нацбиблиотеке корреспондент «БИЗНЕС Online» все же попытался поинтересоваться у гостя, как изменилось его отношение к Татарстану за прошедшие два года. «Я не даю комментариев. На всякий случай, чтобы никого не обидеть», — отказался Лебедев. Заданный вопрос он демонстративно проигнорировал. Также дизайнер буквально отвернулся от наших телевизионных коллег, которые задали ему вопрос о проверке СКР его высказываний о поклонении мощам. Зато с казанскими девушками Лебедев был приветлив, не отказывая никому в совместной фотографии. И желающих оказалось много.

Лебедев признал, что посетил все 256 стран планеты, но умного города не встретил нигде. Например, в российских городах как правило не хватает ума справиться со сточными водами и очисткой воды. «Умный город» — это пока «словесная спекуляция» и появится он очень не скоро, резюме дизайнера Лебедев признал, что посетил все 256 стран планеты, но умного города не встретил нигде. Например, в российских городах, как правило, не хватает ума справиться со сточными водами и очисткой воды. Умный город — это пока «словесная спекуляция», и появится он очень нескоро, резюме дизайнера

«У меня висит охрененно дорогая штука, которая просто тупая, как пень»

Сама презентация логотипа прошла в Национальной библиотеке РТ, где экскурсию дорогому столичному гостю проводил неизменно улыбчивый и любезный заместитель директора Табрис Яруллин, в прошлом председатель всемирного форума татарской молодежи.

Далее в зале театральной площадки MON, расположенной в стенах библиотеки, прошла общественная дискуссия «Современный облик умных городов», в которой кроме дизайнера приняли участие министр цифровизации РТ Хайруллин, мэр Иннополиса Руслан Шагалеев и заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров. В качестве общественности выступили студенты и чиновники.

У московского гостя большого интереса дискуссия не вызвала, поэтому выступали в основном татарстанцы. Но суждения дизайнера, когда он их все же высказывал, были любопытны. «Пока мне не удавалось встретить не то что умного города, а умного дома», — заявил он. Абсолютно все умные приспособления пока работают «через жопу», дал оценку Лебедев. Он был одним из первых, кто поставил у себя дома счетчик электроэнергии, работающий через Wi-Fi, но прибор уже полгода «не видит сеть». «У меня висит охрененно дорогая штука, которая просто тупая, как пень», — не скупился на эпитеты Лебедев. Сам дизайнер с проблемой справиться не мог и продолжает ждать мастера. Резюме спикера: умный город — это пока «словесная спекуляция», и появится он очень нескоро.

Но технологии развиваются не по дням, а по часам, и это хорошо, уверен дизайнер. Даже если это технологии слежения: Лебедев отметил, что уже выросло поколение молодых людей, которые «никогда не получали в зуб» благодаря развешанным на каждом углу камерам. «Это прямое следствие того, что среда умнеет, общество умнеет, и уже бесполезно заниматься преступностью», — сказал дизайнер.

Лебедев отметил, что уже выросло поколение молодых людей, которые «никогда не получали в зуб» благодаря развешанным на каждом углу камерам Лебедев отметил, что уже выросло поколение молодых людей, которые «никогда не получали в зуб» благодаря развешанным на каждом углу камерам

Один из слушателей все же упорно поинтересовался у Лебедева, где он видел лучшее воплощение умного города? Дизайнер признал, что посетил все 256 стран планеты, однако умного города не встретил нигде. Но затем поправился: самые умные — маленькие европейские городки, построенные еще в средневековье или в эпоху античности. Лебедев нашел там компактность, удобство, доступность, безопасность и в целом «дичайший кайф». По мнению дизайнера, именно так будут выглядеть города будущего, потому что в мегаполисах никто жить не хочет. «Нам предстоит осознать, что наши прапрапрадеды были не дураки, и попытаться воссоздать эти качества в новых городах», — сказал дизайнер. И даже в Древнем Риме ему нравится практически все, кроме свинцовых труб: «Только электричество подвести, и был бы идеальный город для жизни».

При этом умный город — это не обязательно «цифра», отметил дизайнер. Например, в российских городах, как правило, не хватает ума справиться со сточными водами и очисткой воды.

Министр цифровизации Татарстана Хайруллин, понятное дело, тоже не переживает из-за наступления новых технологий. Глава республиканского ведомства привел в пример выдачу паспортов советским крестьянам. «Все были против таких паспортов, потому что в этом паспорте номер, написана фамилия, имя и отчество. Тебя как будто оцифровали, присвоили номер. Люди очень негативно к этому относились, но спустя поколение… Вот у нас бумажные паспорта, а в Татарстане на следующий год появятся цифровые. И все станут говорить: „Нас оцифровали, нас чипировали“», — сказал Хайруллин. По словам министра, сейчас происходит очень много технологических сдвигов, люди не успевают за изменениями и поэтому пугаются. Но переживают только те, кто помнит другую жизнь. А ребенок, например, никаких вопросов не задает, потому что для него это естественно, отметил министр.

Презентация логотипа заняла всего 10 секунд Презентация логотипа заняла всего 10 секунд

«Я считаю, что в этом логотипе мало и цифровизации, и специфики Татарстана»

Наконец, пробил час презентации логотипа. Лебедев сообщил, что, когда его студия получила заказ из Татарстана, у них не было сомнений, кому поручить его: только своей нейросети по имени Николай Иронов. Презентация заняла всего 10 секунд. Логотип состоит из двух разноцветных прямоугольников и двух кругов, в которых можно увидеть сочетание IT.

Что они обозначают и к чему отсылают? На этот счет есть пояснения на сайте студии Лебедева, что речь идет о визуализации слов «цифровизация», «технологии», «современность», «будущее» и «Татарстан». «Логотип и графика, собранные из простейших пиксельных деталей, показывают многообразие возможностей цифровизации — как в продвинутой системе, тут все взаимосвязано и интегрировано, а простые модули меняются местами и бесконечно создают новые комбинации», — доказывают авторы. О своей разработке искусственного интеллекта студия Лебедева рассказала летом прошлого года, а до того в течение года Николай Иронов якобы выполнил два десятка проектов, хотя клиентам не сообщали, что их разработками занимается нейросеть. Создатели Николая Иронова — арт-директор студии Сергей Кулинкович и технолог Роман Косовичев.

Дмитрий Кошкин: «Вся национальная, местная специфика свелась только к букве «Т». А у нас, конечно же, не только буква «Т». А вся цифровизация свелась к этим двум точкам. Я считаю, что этого недостаточно» Дмитрий Кошкин: «Вся национальная, местная специфика свелась только к букве «т». А у нас, конечно же, не только буква «т». А вся цифровизация свелась к этим двум точкам. Я считаю, что этого недостаточно»

«Я считаю, что в этом логотипе мало и цифровизации, и специфики Татарстана, — оценил новое творение студии Лебедева в разговоре с „БИЗНЕС Online“ дизайнер Дмитрий Кошкин. — Вся национальная, местная специфика свелась только к букве „т“. А у нас, конечно же, не только буква „т“. А вся цифровизация свелась к этим двум точкам. Я считаю, что этого недостаточно. На мой взгляд, данный логотип недостаточно эстетичен». Сколько может стоить разработка такого логотипа? «Все зависит от уровня разработки, — продолжает Кошкин. — От того, каким будет этот уровень: городской, районный, региональный, всероссийский, международный. И от степени его тиражированности и использованности. Если его покажут один раз на начальном заседании и один раз — на отчетном, то это, конечно, одна сумма. А если он будет у вас присутствовать на большинстве информационных материалов и тому подобном, то это уже другая сумма. Я пару раз конкурировал с Лебедевым, и (стоимость логотипа варьировалась — прим. ред.) от 100 тысяч до 3 миллионов рублей».

Интересно, что лебедевская нейросеть не в первый раз «разрабатывает» логотип для национальной республики: одной из первых его работ стал туристический бренд Северной Осетии. При этом команда как раз выдавала Иронова («ирон» — самоназвание осетин — прим. ред.) за живого сотрудника. Креатив тогда оценили не все: депутат гордумы Владикавказа Сослан Дидаров даже назвал Лебедева мошенником и пригрозил обратиться в правоохранительные органы. «Республика платит из бюджета деньги — разные слухи ходили, СМИ давали разную цифру, но мы знаем, что это более миллиона рублей. Платить такие деньги машине, чтобы она придумала совершенно не подчеркивающий никакую специфику Осетии дизайн, абсолютно неверно», — возмущался тогда депутат.