За нашумевшим законопроектом о региональной власти, который накануне Госдума приняла в первом чтении, стоят не конкретные авторы в Госдуме, а лично президент России Владимир Путин, который изначально является сторонником скорее не федеративного, а унитарного государства. Такое мнение в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» высказал главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

«Если вы посмотрите на все законодательные инициативы и законы, которые приняты с нулевого года, вы увидите, что направление было только одно (за исключением небольшого интермеццо медведевского в 2011 году): власть постепенно стягивалась к центру, — заявил Венедиктов, комментируя законопроект. — Путин неоднократно говорил, что страна очень разнообразная, мы все понимаем необходимость федерализма, но: „Вспомните, какую страну я принял, — чуть было не развалилась“».

Венедиктов перечислил способы создания унитарного государства. «Во-первых, инструментом в борьбе с этим развалом он (Путин — прим. ред.) видел укрепление центральной власти — как отмена выборов губернаторов. Во-вторых, главный рывок был совершен летом прошлого года при голосовании о принятии поправок в Конституцию. Дело даже не в тексте поправок — пусть на меня Владимир Владимирович не обижается, — а в том, что был проведен плебисцит, заключен контракт между Путиным и большинством народа. Не депутаты приняли эти поправки — это народ их принял, как Путин говорит. Он же мог обойтись депутатами по Конституции — не обошелся, обратился к народу и получил одобрение, — подчеркнул Венедиктов. — Внутри этих поправок, на самом деле, была заложена идея единой публичной власти. После того, как поправки были приняты, мне было очевидно, что они пойдут дальше по унификации. Каким образом — это уже другой вопрос».

Фото: БИЗНЕС Online

Вопрос о президенте Татарстана федеральный эксперт назвал неновым: «Все это было понятно, еще когда не был продлен федеративный договор с Татарстаном. Это всего лишь отложенные по разным причинам решения. Я до сих пор не понимаю, почему центр упирается в наименование — не в функцию, в наименование», — поделился своими впечатлениями главред и предложил свое объяснение такой позиции Москвы. «Я подозреваю, что это некое мнение, в свое время злопамятно заложенное Сергеем Кириенко, когда он еще был постпредом в ПФО. Это такое узкое видение унификации и, я считаю, избыточное. Оно сущностное не для центра, а сущностное для региона».

Венедиктов отметил, что у данного законопроекта есть более глубокий смысл. «Окончательное решение президента Путина пока еще впереди, остается место и время для поправок, но этот закон надо рассматривать более широко. Это движение к унитарному государству. Важно не количество сроков, на которые губернаторы, главы или президент республики могут быть переизбраны, а в том, что губернаторы могут назначаться из центра без учета мнения местных властей, только по согласованию с правительством. Это самое главное. Очевидно, это движение к другому управлению Российской Федерацией. И Татарстан попал под раздачу, как и все».

«По этому вопросу в прошлый раз президент сказал свое слово, — напомнил Венедиктов о заявлении президента РФ, что ему все равно, как называются главы регионов. — Путин действительно выше этих букв. Если вам принципиально, а ему — нет, он всегда шел навстречу». Должность президента республики аналитик считает символом: «В XXI веке, где из низовой экономики все ушло в цифру, символ играет очень большую роль. Люди очень часто готовы расстаться с рублем, но не с символом. Это факт. Посмотрите на наших друзей в Штатах — они там памятники сносят, как будто у них революция. Символы играют все бо́льшую и бо́льшую роль в публичной политике».

«Путин всегда отличался чрезвычайной осторожностью, — заметил Венедиктов, отвечая на вопрос о следующем этапе унификации — ликвидации национальных республик. — Он шел на риск, только когда это могло принести огромные дивиденды либо когда это было абсолютно необходимо. Я о таком не слышал и сомневаюсь. Имея против себя не только Минниханова, но и Кадырова — как это будет? Как вы себе это представляете? Унификации в чем? В экономике возможна унификация, в налоговом режиме возможна унификация — это же игра словами. Если чем-то еще Владимир Владимирович может меня удивить, так это превращением регионов в обычные губернии», — добавил эксперт.

«В национальном вопросе он всегда был крайне осторожен и шел на конфронтацию только тогда, когда был абсолютно уверен, что выиграет. Вот история с татарским языком. Это же шло очень долго: началось с ЕГЭ на русском, еще при Шаймиеве, было непросто. Рывком он (Путин — прим. ред.) ничего не делает. Это вписывается, как мне кажется, в долгосрочную стратегию. Еще Медведев, будучи президентом, говорил то же самое об унитарном государстве, даже более откровенно. Я с трудом вижу, как в нынешней ситуации, когда Путину нужно консолидировать разные части российского государства, он мог бы унифицировать национальные республики. Я о нем более высокого мнения», — заключил главред «Эха Москвы». — В любом случае какую-то часть (власти — прим. ред.) республикам оставят. Он очень хитрый политик и не будет вызывать на себя огонь по вопросам о вещах, которые принципиальны для республик".

Напомним, за дальнейшее рассмотрение нормативного акта проголосовали 317 депутатов, против — 66. В октябре 82 члена Госсовета Татарстана единогласно проголосовали против законопроекта. Сегодня 6 депутатов-единороссов от Татарстана проголосовали против.

Редакция «БИЗНЕС Online» продолжит называть первое лицо Татарстана президентом при любом законодательстве.