1. В минувшее воскресенье театральная публика в столице РТ получила, выражаясь ныне актуальным языком, новую «прививку» современной хореографии. На сцене театра им. Джалиля прошел гала-концерт фестиваля #StagePlatforma, худруком и вдохновителем которого является премьер казанского балета Олег Ивенко. Впрочем, уже четвертая по счету #StagePlatforma — это не только два концерта в здании на площади Свободы (6 и 7 ноября), но и мастер-классы, и онлайн-лекции, посвященные современному балету.

  2. Многое указывало на то, что это необычный день в стенах ТАГТОиБ им. Джалиля. Вот так у зрителей сканировали, нет, не QR-коды о вакцинации «Спутником V», а электронные билеты. В дни, когда на сцене идут репертуарные спектакли, на входе твой распечатанный билет обычно просто надрывают. Напомним, что в этом театре все еще предпочитают советскую систему уполномоченных по билетам продажам в интернете.

  3. Вот и в фойе вместо привычного скрипача, заигрывающего с дамами под «Очи черные», струнный квартет Amelie исполнял подобающие случаю танго Астора Пьяццоллы и Карлоса Гарделя.

  4. В программке — солисты балетных трупп ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Перми, Казани. Впервые #StagePlatforma буквально «проникла» в казанскую оперу два года назад, и выглядело это почти чудом — целый вечер современной хореографии в стенах учреждения культуры, являющегося бастионом консерватизма в музыкальном театре. Раньше такое позволялось только приезжим труппам, обычно в рамках Нуриевского фестиваля, ну а своим солистам лишь на гала-концерте все того же Нуриев-феста. Не секрет, что, помимо Ивенко, изменению ситуации способствовала и лично министр культуры РТ Ирада Аюпова. Так что отныне финансируемый государством проект живет там, где и должен, — на главной площадке республики.

  5. Статус мероприятия подчеркивал и ведущий — столичная медиаперсона Вадим Верник. Известный журналист и театровед перед началом рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что знаком с художественным руководителем #StagePlatforma со времен фильма «Белый ворон» и получил приглашение в Казань еще полгода назад.

  6. Одним из первых запомнившихся номеров гала было выступление Анны Тихомировой (Большой театр), исполнившей отрывок из балета Cinque на музыку Вивальди.

  7. Но в целом в первом отделении солировали казанские танцовщики, в который раз доказывая, что в труппе ТАГТОиБ им. Джалиля есть кому танцевать современную хореографию, а также сочинять ее. Вот Алессандро Каггеджи ломает «четвертую стену» в номере, навеянном комедией дель арте. Его автором стал сам английский итальянец из столицы РТ.

  8. Помогала ему на сцене обладательница обезоруживающей улыбки Мана Кувабара и Илья Белов.

  9. А вот и Антон Полодюк. Во время его выступления можно было услышать знаменитое стихотворение Иосифа Бродского «Не выходи из комнаты» в авторском исполнении.

  10. «Комнату» для Полодюка поставил казанский хореограф Марсель Нуриев, который затем вышел на сцену со своей супругой Марией. Их философский номер был поставлен на музыку известного кинокомпозитора Жоселин Пук. Супруги Нуриевы — это редкий пример художников, которых верность избранному пути в конце концов приводит к успеху. Они много лет работали с современной хореографией в разных коллективах, а теперь выходят на сцену театра им. Джалиля и даже сочиняют номера для гала-концерта Нуриевского фестиваля.

  11. «Все ветер» от главной звезды женской части балетной труппы ТАГТОиБ Аманды Гомес и Вагнера Карвальо зрителям уже знаком. Танцовщики исполняли его на телепроекте «Большой балет». А на #StagePlatforma в 2019-м Гомес танцевала этот номер с Михаилом Тимаевым.

  12. Закрывал первое отделение сам худрук #StagePlatforma. Ивенко не без вдохновения и полетов исполнил амбициозный номер на музыку Игоря Крутого с вокалом Анны Нетребко. La Fantasia казанец танцевал и на недавнем юбилее оперной звезды в Кремле.

  13. В антракте пользовалась популярностью для фото Регина Ивенко (слева), супруга главного человека на фестивале, также балерина в труппе театра им. Джалиля.

  14. Сразу по окончании антракта Каггеджи (которого кто-то в театре даже называет «наш неоклассик») и Кувабара блестяще исполнили номер на музыку Рахманинова с точным названием «Без комментариев».

  15. Вообще, после перерыва в ход пошла «тяжелая артиллерия». Но, честно говоря, два сольных выступления Дину Тамазлакару (Государственный балет Берлина) с номерами от европейских постановщиков не поразили хореографией. Хотя танец под Жака Бреля в образе великого бельгийского шансонье — это как минимум оригинально.

  16. А это фото «Иллюзии воды» от еще одной казанской солистки Александры Елагиной.

  17. Выступление же известного российского танцовщика и хореографа Александра Могилева (кстати, автора «Все ветер») было более всего похоже на цельный, пусть и короткий по времени, балет. Здесь и серьезная работа со светом, и взаимодействие артиста с видеоинсталляцией… Главная тема — муки творчества, это была «Авторская исповедь. Гоголь» на музыку Сен-Санса.

  18. Елена Соломянко и Иннокентий Юлдашев из столичного «Стасика» порадовали и выучкой, и выбором музыкального сопровождения — это были Radiohead.

  19. Выступил и ныне статусный хореограф из Мариинского театра Илья Живой, к примеру, там уже несколько лет с успехом идет его балет «Времена года» на музыку Макса Рихтера.

  20. Но фаворитом у зрителей стал другой посланец Мариинки — Владимир Варнава. Не выходя из небольшого круга на авансцене, освещенного прожектором, и танцуя буквально каждым мускулом, он показал трагедию героя песни Александра Вертинского Piccolo bambino, того самого, кто «был другом Магдалины, только другом, не мужчиной».

  21. Хореографию звездного Уэйна МакГрегора на музыку вышеупомянутого композитора Рихтера продемонстрировали Анастасия Матвиенко и Александр Сергеев все из того же Мариинского театра. Они исполнили отрывок из балета «Инфра», на создание которого МакГрегора натолкнули теракты в Лондоне.

  22. Удивил ведущий солист балета Эйфмана Олег Габышев, который под занавес гала-концерта выплеснул на уже настроившуюся на лирический лад публику целую лаву энергии в суровом номере под названием «Жертвоприношение». Габышев в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, что сейчас работает над спектаклем для Ивенко и охарактеризовал его как «психологический триллер». После увиденного «Жертвоприношения» все это интригует еще больше.

  23. Впрочем, закрывала #StagePlatforma трогательная история о любви пермяков Елизаветы Черновой и Александра Таранова, танцевавших под Эдит Пиаф.

  24. Дальше был финал, где участники гала-концерта удивляли своими умениями публику и друг друга.

  25. И нынешний праздник танца — хороший повод задуматься руководству театра им. Джалиля о появлении в постоянном репертуаре вечеров современной хореографии, которую, и это не секрет, с удовольствием танцуют сами солисты. У одного Каггеджи номеров, кажется, хватит на целый авторский концерт, а ведь он как хореограф — лауреат уже немалого числа конкурсов.

  26. А вот и реакция публики. Она очевидна.

  27. Во всяком случае участники концерта — Ивенко и Ко — точно уверены, что современный балет в Казани востребован. И не нужно бояться, что он как-то угрожает «Баядерке» или «Лебединому озеру». The Beatles не отменили оперы Чайковского, а электронная музыка не заменила русский фольклор. На огромном горизонте музыкального театра найдется место всем жанрам, кроме скучного. А разнообразие репертуара только привлекает новую аудиторию и приносит директорам славу продвинутых и современных интендантов.