1. Готовность дорожных служб Казани к зиме сегодня лично проверил мэр Ильсур Метшин. Градоначальник посетил базу «Горводзеленхоза». По словам Метшина, в целом на работу в зимних условиях уже переведено 93% техники и это хороший показатель. «Мы убираем 1 950 километров дорог — это как от Казани до Варшавы. Кратность уборки у нас гораздо жестче, чем в других городах, если только Москву не брать. И мы эти требования сохраняем», — подчеркнул мэр.

  2. Площадь очищаемой территории дорог в Казани — почти 22 млн кв. метров. «Как 10 княжеств Монако», — заметил Метшин. Для сравнения: в 2005 году убирали 10 млн кв. м дорог. За содержание дорог отвечает четыре генподрядчика — МУП «Городское благоустройство» (Авиастроительный и Ново-Савиновский районы), МУП «Городские мосты» (Советский), МУП «Горводзеленхоз» (Вахитовский и Приволжский), МУП «ДРЭУ» (Кировский и Московский). Ежегодно город выделяет на уборку более 1,1 млрд рублей, из которых 60–65% уходит на зимнее содержание.

  3. «Какие бураны были!» — вспоминает нелегкое начало этого года управляющий МУП «Горводзеленхоз» Роза Заббарова. Надо сказать, что в январе – марте город и правда проиграл борьбу со снежной стихией, часто отмечались 10-балльные пробки. Тогда же исполком Казани начал думать, как избежать повторения ситуации. С 15 октября в столице Татарстана запускают систему мониторинга уборки улично-дорожной сети «СитиСофт». Пока в пилотном режиме. На автомобилях закрепят дополнительные датчики, которые позволяют следить за передвижением техники по городу и оценивать эффективность работы. На карте в режиме реального времени можно отследить, где именно находится конкретная машина и в каком режиме она работает.

  4. Теперь факта выхода техники на улицы недостаточно: водитель конкретного автомобиля должен преодолеть заданный маршрут. Система покажет, если техника проехала не весь путь, свернула с маршрута или вообще не двигается. На экране можно увидеть, где «группа зачистки» еще не проходила, и при необходимости направить дополнительные силы. «Чтобы понять ситуацию и быстро принять решение, руководителю предприятия или диспетчеру достаточно будет открыть карту. Зеленым цветом помечены те участки, которые очищены, красным — еще не пройденные», — объяснил замначальника управления информационных технологий и связи исполкома Александр Костоусов.

  5. Систему контроля внедрили сразу во всех МУПах. Тестировать ее будут до окончания зимнего режима работы в апреле 2022 года, по ходу работы возможны какие-то изменения и дополнения. Программное обеспечение позволяет не только в режиме онлайн следить за машинами, но и формирует отчетность. «Для руководителя предприятия это важно. Если какой-то сотрудник поехал не по маршруту, а, что называется, к теще на блины, это сразу видно. Соответственно, можно сделать вывод о качестве уборки», — отметил мэр Казани.

  6. По словам градоначальника, город нуждался в такой системе. «У нас 560 единиц [техники], а при введении плана „Буран“ — еще больше. На честное слово, только на совесть водителей мы, конечно, не можем полагаться. Это бюджетные деньги, налоги горожан, а они ждут от нас чистых улиц», — указал Метшин.

  7. Что важно, следить за уборкой дорог смогут не только предприятия благоустройства и исполком, но и сами жители. Предполагается, что система станет общедоступной со следующей зимы.

  8. «В России любую систему обмануть можно!» — улыбается через маску один из сотрудников «Горводзеленхоза» на вопрос, получится ли халтурить с новой системой. Мужчина второй год работает на «КАМАЗе», условиями доволен и отмечает, что техника не подводит — главное, надо правильно ухаживать за ней. Но вот сотрудников пока не хватает.

  9. Кадровый голод стал основной причиной снежных коллапсов прошлого сезона. Всего на предприятиях благоустройства Казани работают более 600 водителей-механизаторов и 550 дорожных рабочих. Для работы в две смены не хватает примерно 1,3 тыс. человек! Дефицит одних только водителей-механизаторов — 30%, докладывал в понедельник замглавы комитета внешнего благоустройства Альберт Ибрагимов. Он отметил, что в поисках сотрудников приходится даже объезжать прилегающие сельские районы. «По-прежнему серьезный вопрос для Казани — это персонал, — подтвердил мэр. — Предприятия укомплектованы водителями, но желающих работать не так много». 

  10. Однако люди все-таки приходят, есть и молодые кадры. К примеру, молодой человек, который на фото общается с градоначальником, приехал в Казань из Кирова после службы в армии.

  11. «Кадровая нехватка — очень болезненный вопрос, — признается в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ управляющий МУП „Горводзеленхоз“ Заббарова. — На первую смену мы сотрудников обеспечили. Сейчас привлекаем сотрудников дорожно-строительных организаций. Очень надеемся, что они к нам придут и мы сможем организовать полноценную вторую смену». По словам руководителя предприятия, костяк остается, но многих водителей переманили на стройку трассы М12: «Со слезами на глазах мы их провожали».

  12. По словам Заббаровой, готовность техники к зиме на ее предприятии сейчас 80%. Некоторые «КАМАЗы» пока не переоборудовали и используют для полива деревьев и мойки дорог. При необходимости машины оперативно подготовят к уборке снега.

  13. «Мы к сезону готовы, но это зима — снег на лету ловить никто не обещает. Бывают и бураны, и заносы. Другое дело, что с любой ситуацией предприятия благоустройства должны справляться так, чтобы движение на дорогах не останавливалось. К слову, с прошлой зимы в Казани стало на 15 тысяч автомобилей больше. Считайте, что это целый Мамадыш переехал к нам прямо на машинах», — отметил мэр Казани.