В первый же день после введения QR-кодов трафик ряда моллов просел на 60–70%. Не говоря уже о том, что буквально за три дня пришлось перестраивать бизнес-процессы, обучить персонал, отработать различные сценарии, подготовить коммуникацию с посетителями

Моллы застигнуты врасплох  

Торговые центры Казани, только-только начавшие выходить в плюс по посещаемости и обороту после простоев из-за самоизоляции-2020, получили новый удар. В первый же день после введения QR-кодов трафик ряда моллов просел на 60–70%. Не говоря уже о том, что буквально за три дня (два из которых выпали на выходные) пришлось перестраивать бизнес-процессы, обучить персонал, отработать различные сценарии, подготовить коммуникацию с посетителями. Ведь те нередко не только в недоумении от вдруг закрывающихся дверей! Некоторые покупатели весьма бурно возмущаются, испытывая терпение персонала.

«Это постановление, говорят, филькина грамота!»: первый вечер с QR-кодами напрочь опустошил ТЦ и рестораны

«Мы допускали ужесточение мер, но предполагали, что порядок действий будет обратным. Сначала — требования по процентам вакцинированных сотрудников, потом — ужесточение допуска посетителей, — рассказала „БИЗНЕС Online“ управляющий ТЦ „Казанский ЦУМ“ (УК Lynks Property Management) Оксана Мысова. — Мы встретили ограничения в крайне сложном положении. С одной стороны, нам пришлось в очень короткий срок произвести организационные изменения. Начиная от смартфонов для считывания кодов для постов охраны и организации новых схем движения на входах и выходах до срочного уведомления арендаторов и посетителей. С другой стороны, нам пришлось действовать в ситуации неопределенности. Постановление обрисовало только общие требования, а для их исполнения понадобилось выяснить массу технических деталей».

До сих пор у бизнеса вызывает сомнения способ поверки QR-кодов. Чтобы убедиться, что код принадлежит человеку, который его предъявляет, необходимо сверить данные госуслуг с удостоверением личности. Однако такими полномочиями ни сотрудники торговых центров, ни сотрудники ЧОПов не обладают. К тому же до последнего дня было непонятно, какие нормы действуют в отношении персонала магазинов. С одной стороны, они не посетители ТЦ. С другой — пусть и до открытия для посетителей, но они перемещаются по торговому центру. Так что пока здесь опираются на разъяснения, данные в ходе пресс-конференции Роспотребнадзора, о том, что персонал пока может ориентироваться на сроки обязательной вакцинации, то есть в запасе есть почти месяц.

«Текущие меры по внедрению QR-кодов и обязательной вакцинации могут привести к убыткам, потере рабочих мест и даже банкротству предприятий торговли» «Текущие меры по внедрению QR-кодов и обязательной вакцинации могут привести к убыткам, потере рабочих мест и даже банкротству предприятий торговли»

«Арендаторы не смогут платить за аренду, торговые центры будут вынуждены урезать бюджеты»

На некоторые вопросы в плане работы торговых центров в новых условиях до сих пор нет четких ответов, рассказала «БИЗНЕС Online» полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ Елена Стрюкова. К примеру, должен ли быть QR-код у тех, кто непосредственно проверяет их наличие?

«Постановлением кабинета министров на владельцев ТЦ возложена обязанность по проверке у посетителей QR-кодов.  Из этого вроде бы следует, что все сотрудники арендаторов (продавцы, складские работники), сотрудники ЧОП и клининга, а также собственный персонал владельцев ТЦ должен быть вакцинирован или иметь справку о перенесенном заболевании. Общая статистика вакцинированных по России — 30 процентов, кажется. На подготовку нам дали трое суток. Значит ли это, что, например, сотрудников службы клининга мы тоже не должны пускать на объекты и не обрабатывать объект?» — приводит собеседница пример.

Второй вопрос — если в составе ТЦ есть продовольственный магазин или аптека, могут ли они работать без проверки кодов при наличии отдельного входа? А если его нет? «Как специалиста, управляющего крупным портфелем коммерческой недвижимости, меня больше беспокоит отсутствие четких правил игры и откровенно слабая проработка документов, по которым приходится жить целым индустриям бизнеса, — говорит Стрюкова. — Мы хотим соблюдать введенные ограничения и осознаем всю ответственность. Но есть масса вопросов, на которые у нас нет ответов. И наши устные и письменные обращения в ответственные органы власти, к сожалению, не получают своевременных ответов». В представительстве гильдии постарались обобщить все вопросы и направили запрос в Роспотребнадзор.

По данным «БИЗНЕС Online», российский совет торговых центров готовит обращение на имя президента Татарстана об отсрочке введения QR-кодов или поэтапном их введении. Решение казанские предприниматели называют катастрофичным — силы бизнесов и так подорваны прошлогодним локдауном.

«В борьбе с COVID-19 моллы были брошены на передовую, — рассказала нашему изданию директор по организации управления Lynks Property Management (управляет ТРЦ „Южный“ и ТЦ „Фили Град“, город Москва) Елена Соловьева. — В результате принятого решения деятельность торговых центров может быть полностью или частично парализована. После ограничений и мер 2020 года многие предприятия торговли и услуг закрылись или не восстановились полностью. Текущие меры по внедрению QR-кодов и обязательной вакцинации могут привести к убыткам, потере рабочих мест и даже банкротству предприятий торговли. Кроме того, проверка QR-кодов на входах в крупные ТЦ и гипермаркетах может вызвать столпотворение у входных групп, что приведет к нежелательным последствиям».

«Вычитаем из трафика торговых центров процент невакцинированного населения — настолько меньше людей смогут прийти в течение 20–30 дней» «Вычитаем из трафика торговых центров процент невакцинированного населения — настолько меньше людей сможет прийти в течение 20–30 дней»

Не понимает она и причин ущемления именно крупных объектов торговли (торговым залам до 400 кв. м по-прежнему можно работать без QR-кодов). «Современный ТРЦ, который имеет большое пространство, качественную вентиляцию и соблюдает противоэпидемиологические меры, является более безопасным, чем небольшие помещения. Однако ограничения коснулись именно крупных ТРЦ, где находиться безопаснее», — считает Соловьева.

Если не отсрочить введение QR-кодов, прежде всего пострадают арендаторы торговых центров. «А далее — цепная реакция. Арендаторы не смогут платить за аренду. Торговые центры будут вынуждены урезать бюджеты на развитие и эксплуатацию. Ретейлеры начнут сокращать персонал», — говорит один из собеседников, представляющий ТЦ.

Даже если вакцинация пойдет быстрыми темпами, коммерчески месяц потерян для магазинов и торговых центров. Здесь перечисляют те категории людей, которые не смогли или не смогут попасть в ТЦ из-за новых правил. «Вычитаем из трафика торговых центров процент невакцинированного населения — настолько меньше людей сможет прийти в течение 20–30 дней (с учетом очереди на прививки и интервала между двумя вакцинами). Еще отнимаем тех, кто вакцинирован, но не имеет QR-кодов, например пожилые люди. Минус все, кто по каким-то причинам не смог скачать свои коды, войти на госуслуги. Минус те, кто получил первый компонент вакцины (у них нет еще кодов). Минус недавно переболевшие с отрицательными результатами ПЦР-тестов», — прогнозирует Мысова.