Вчера пользователи WhatsApp, «Инстаграма», «Фейсбука», «Твиттера», Tiktok, Gmail, Google, платформы Amazon фиксировали сбои в работе сайтов и приложений, а также отсутствие соединения с сервером Вчера пользователи WhatsApp, «Инстаграма», «Фейсбука», «Твиттера», Tiktok, Gmail, Google, платформы Amazon фиксировали сбои в работе сайтов и приложений, а также отсутствие соединения с сервером Фото: «БИЗНЕС Online»

Что произошло?

Вчера вечером по всему миру произошел самый масштабный сбой в работе соцсетей в истории. Как свидетельствуют данные платформы Downdetector, неполадки начались после 18:00 по московскому времени — пользователи WhatsApp, «Инстаграма», «Фейсбука», «Твиттера», TikTok, Gmail, Google, платформы Amazon фиксировали сбои в работе сайтов и приложений, а также отсутствие соединения с сервером.

Дальше — больше. Ближе к полуночи некоторые пользователи сообщили о сбое в работе YouTube, приложения для знакомств Tinder, о неполадках у Netflix, Zoom, Snapchat, мессенджера Viber, на проблемы с доступом пожаловались клиенты одного из крупнейших банков США — Bank of America. Глобальный сбой длился более 6 часов, часть функций «Фейсбук» восстановил примерно к 01:00 по московскому времени. По данным The New York Times, не работали и внутренние сервисы «Фейсбука», с помощью которых производится коммуникация сотрудников компании, в результате не могли попасть на свои рабочие места, поскольку не работают электронные пропуска. Газета написала даже, что им пришлось пилить дверь болгаркой, чтобы добраться до серверов, но впоследствии сообщение об этом было удалено.

В результате основатель «Фейсбука» Марк Цукерберг сегодня принес свои извинения. «Извините за срыв сегодня — я знаю, насколько вы полагаетесь на наши услуги, чтобы оставаться на связи с людьми, которые вам дороги», — написал он в восстановленном «Фейсбуке». В «Твиттере» представители компании тоже извинились и написали: «Спасибо, что терпите нас».

Однако сбои такого масштаба не могли пройти бесследно. Акции ведущих американских IT-компаний ушли в крутое пике: ценные бумаги «Фейсбука» подешевели на 5,8%, «Твиттера» — на 6,7%, Amazon — на 2,8%. Как следует из данных Forbes, из-за падения акций Цукерберг обеднел на $ 6,6 миллиарда. Он опустился на 6-е место в списке миллиардеров. Ситуацию мониторят и американские власти: официальный представитель Белого дома Джен Псаки сообщила журналистам, что администрация президента США «отслеживает ситуацию с глобальным сбоем». «Цифрового апокалипсиса» не заметили разве что в Китае. Местные сервисы Weibo, WeChat, QQ и Douyin работали без перебоев, а глобальные соцсети в стране заблокированы властями. 

Интересно, что с волной жалоб от абонентов столкнулись и операторы сотовой связи, у которых неполадок не было зафиксировано. «Зачастую в случае, когда технические проблемы возникают на стороне популярного сервиса (социальная сеть или мессенджер), пользователи сетуют на сбои у оператора связи, но не всегда это соответствует действительности. Так, например, случилось и сегодня, когда неполадки возникли на стороне сервисов „Фейсбук“, „Инстаграм“ и WhatsApp по всему миру, но некоторые пользователи в России по традиции приняли это за сбой на стороне оператора», — говорится в сообщении «Билайна». Остальные операторы тоже отчитались о работе в штатном режиме. 

В результате Марк Цукерберг сегодня принес свои извинения. «Извините за срыв сегодня — Я знаю, насколько вы полагаетесь на наши услуги, чтобы оставаться на связи с людьми, которые вам дороги» В результате Марк Цукерберг сегодня принес свои извинения: «Извините за срыв сегодня — я знаю, насколько вы полагаетесь на наши услуги, чтобы оставаться на связи с людьми, которые вам дороги» Фото: © Alex Edelman/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Ошибка инженеров или атака на компанию?

Официальные причины сбоя компания раскрыла только утром. Сообщается, что инженеры неудачно изменили конфигурацию магистральных маршрутизаторов, распределяющих трафик между центрами обработки данных, что привело к разрыву связи между дата-центрами — по принципу домино. Ранее журналист Independent Брайан Кребс сообщил, что записи DNS, которые сообщают системам, как найти facebook.com или instagram.com, были удалены прошлым утром из таблиц глобальной маршрутизации (информация официально не подтверждена).

Пользователи соцсетей обратили внимание, что глобальный сбой произошел сразу же после разоблачительного интервью бывшего сотрудника «Фейсбука», который в эфире CBS сообщил о приоритетах прибыли над безопасностью пользователей. Некоторые эксперты увидели в произошедшем целенаправленную атаку на компанию. Тем более на этом фоне портал Privacy Affairs сообщил, что на одном из хакерских форумов неизвестные выставили на продажу данные с личной информацией более чем 1,5 млрд пользователей социальной сети. Там якобы имеются имена, e-mail, телефонные номера, локации и id. Пользователи отмечали, что это может быть самым большим и значительным сливом данных в «Фейсбуке» за всю историю. Даркнет — скрытая сеть, соединения которой устанавливаются только между доверенными лицами, иногда именующимися как «друзья», с использованием нестандартных протоколов и портов.

«Фейсбук» утверждает, что вследствие произошедшего в понедельник крупного сбоя в ее работе утечки данных пользователей одноименной социальной сети не зафиксировано. «У нас нет доказательств того, что пользовательские данные были скомпрометированы в результате этого простоя», — говорится в распространенном компанией заявлении.

После сбоев в работе WhatsApp, «Инстаграма» и «Фейсбука» пользователи перешли в «Телеграм». Дуров по этому поводу запустил новый опрос что лучше — приостановка работы «Фейсбук», WhatsApp и «Инстаграм» на несколько часов или полное прекращение работы «Телеграм» в России После сбоев в работе WhatsApp, «Инстаграма» и «Фейсбука» пользователи перешли в «Телеграм». Дуров по этому поводу запустил новый опрос о том, что лучше — приостановка работы «Фейсбука», WhatsApp и «Инстаграма» на несколько часов или полное прекращение работы «Телеграма» в России Фото: © lukomore. org/Global Look Press / www.globallookpress.com

«Телеграм» и «ВКонтакте» в профите

После сбоев в работе WhatsApp, «Инстаграма» и «Фейсбука» пользователи перешли в «Телеграм». Представители мессенджера отметили, что из-за большого наплыва пользователей сервис стал работать медленнее (в результате массового сбоя мессенджер Павла Дурова не только выдержал высокую нагрузку, но и приобрел 50 млн новых пользователей — таковы данные сервиса TGStat). Сам Дуров по этому поводу запустил новый опрос о том, что лучше — приостановка работы «Фейсбука», WhatsApp и «Инстаграма» на несколько часов или полное прекращение работы «Телеграма» в России. Сегодня к десяти дня в нем приняли участие около 490 тыс. человек, 86% из которых предпочти отказаться на несколько часов от мировых сетей. Основатель мессенджера в этот раз не стал активно участвовать в дискуссии в комментариях: он продублировал гифку с президентом Владимиром Путиным и йогуртом, а также поинтересовался у одного из комментаторов, который жаловался, что в мессенджере ему не хватает фотоальбома для своих снимков, о том, что тот имеет в виду.

Павел Дуров: «Пара дополнительных мест в Думе для КПРФ важнее доступа россиян к «Телеграму»?»

За неимением «Инстаграма» пользователи стали больше пользоваться еще одним — уже бывшим — детищем Дурова — «ВКонтакте». Генеральный директор соцсети Марина Краснова рассказала, что активность выросла существенно. «Наша техническая команда оптимизирует работу оборудования для стабильной работы сервисов в связи со скачком активности. На 18 процентов выросло количество просмотров видео во „ВКонтакте“, на 21 процент — число отправленных сообщений в мессенджере. За сегодняшний вечер вырос и объем активной аудитории „ВКонтакте“ — на 19 процентов по сравнению с вчерашними показателями. Прикладываем все усилия, чтобы ваше общение не прерывалось», — написала Краснова.

На фоне сбоя официальный представитель российского МИД Мария Захарова снова подняла вопрос о том, нужны ли нам свои соцсети и интернет-платформы, в своем канале в «Телеграме». «Вот так. Добро пожаловать в цифровой апокалипсис. Цифровая вавилонская башня не устояла. Риски монополизации налицо. Вера в собственную непогрешимость ведет к беде», — продолжил риторику телеведущий Владимир Соловьев.

Основная проблема у Facebook заключается в том, что это достаточно большая компания, которая поглотила других игроков рынка — Instagram, WhatsApp. При этом получился эффект домино «Основная проблема у «Фейсбука» заключается в том, что это достаточно большая компания, которая поглотила других игроков рынка — «Инстаграм», WhatsApp. При этом получился эффект домино» Фото: © Rodolfo Buhrer/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«С точки зрения имиджа «Фейсбук» выставил себя не очень хорошо»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов рынка, в чем причина столь глобального сбоя и может ли одна ошибка инженера привести к глобальному цифровому апокалипсису.

Денис Кусков — гендиректор информационно-аналитического агентства «TelecomDaily»:

— В этот раз сбой был достаточно долговременным. Основная проблема у «Фейсбука» заключается в том, что это достаточно большая компания, которая поглотила других игроков рынка — «Инстаграм», WhatsApp. При этом получился эффект домино, когда не только один «Фейсбук», но и все соседние приложения тоже легли. Для этого, конечно, компании необходимо больше работать с точки зрения технической защищенности, использования систем дополнительного обхода трафика в случае возникновения подобных причин. Как правило, подобные моменты возникают по двум глобальным вещам. Первое — это проблемы с программным обеспечением, когда наслаивается новое ПО, потому что любая программа представляет собой живой организм и необходимо его совершенствовать. Конечно же, подобные новинки проходят на локальных компьютерах, только потом вводятся в реальную жизнь, но человеческого факторв никто не отменял. Также к программным моментам относятся и атаки хакеров, когда они мешают работать. Второй вариант: аппаратная часть, когда в силу тех или иных причин выходит из строя центр обработки данных — это серверы, где хранится вся информация. На сегодняшний момент мы досконально пока не знаем истинной причины [сбоя]. Но по тем отголоскам, которые приходят, причина в том, что были изменены данные направления трафика. То есть из точки А он выходит, а в точку Б прийти не может, то есть он просто заблудился. Из-за этого весь сыр-бор, который затянулся на несколько часов.

Если данные о пользователях выложены в сеть и могут их люди купить, то очевидно, что случилась кража информации. Насколько она была сопоставима с этой проблемой, сказать сложно, потому что ее могли совершить и до этого. Говорить, что это связанные вещи, пока не приходится. Но в любом случае, если компания такого уровня позволила украсть такой объем информации, конечно, это не говорит в ее пользу. Наверное, компания уже отчасти за это поплатилась стремительным падением акций и потерей денег Цукерберга. Насколько далее компания будет восстанавливать все это, сказать сложно. Возможно, это пройдет незаметно. Вероятно, случившееся будет иметь какие-то последствия. Но с точки зрения имиджа компания выставила себя не очень хорошо, и неважно, это хакерская атака или внутренние какие-то проблемы. Подобная мировая структура не имеет права не обеспечивать пути отступления и решение соответствующих вопросов в более короткие сроки.


Сергей Шерстобитов — гендиректор группы компаний Angara:

— Вопрос здесь — об истинных причинах случившегося коллапса. Мы, наверное, с вами, если узнаем, то сильно позже. Потому что же могут быть не только сугубо технические ограничения, но и действия каких-то внутренних или внешних по отношению к компании людей. Делать какие-то комментарии [о причинах сбоя] достаточно сложно, не обладая технической информацией о том, что и как на самом деле происходило. Только на основании публикаций в СМИ или комментариев в соцсетях всевозможные интерпретации выглядят достаточно смешно и голословно.

Обеспечить непрерывность предоставления сервисов можно за счет резервирования каналов связи, резервирования ЦОДов, из которых оказываются услуги, и веб-сервисы, строительство более мощных ЦОДов. Это все то, чем компания «Фейсбук» занимается и так, иначе бы она не стала такой крупной, настолько успешной, если бы регулярные или столь масштабные сбои случались до того. Есть ряд вполне простых и понятных рекомендаций, которые нужно выполнить, чтобы сервисы стали более доступными, прерывание которых было бы практически исключено. Это просто вопрос достаточно существенных капиталовложений и некоторого времени.


Алмаз Валиуллин  директор «Акронис-Инфозащита», филиала в ОЭЗ «Иннополис»:

— О точных причинах того, что произошло, мы можем только гадать на основе тех данных, которые сейчас есть в публичном доступе. Опираясь на свой опыт эксплуатации ЦОДов и крупной сети, могу сказать, что официальные комментарии «Фейсбука» могут быть действительно правдой. Несмотря на все резервирование, в любой большой инфраструктуре остаются единые логические точки отказа, которые могут привести к масштабным сбоям. Тем более, насколько я знаю, культура «Фейсбука» позволяет инженерам проводить действия на инфраструктуре без длительных согласований. Это дает компании возможность достичь беспрецедентной для отрасли гибкости, но имеет свои недостатки, что иногда может приводить к таким случаям. Надежность и прогресс не всегда идут рядом.

Часто еще такие масштабные сбои происходили по причине атак шифровальщиков. Вспомним, как Garmin не работал четыре дня в прошлом году. Но с учетом скорости восстановления «Фейсбука», вероятно, компанию атаковали, и она была готова к быстрому восстановлению. Возможно и то, что это все-таки не внешняя атака. В первом случае, я думаю, компания сама бы рассказала об этом. Обвинить внешние факторы всегда проще, чем признать свои ошибки.