Накануне на международном форуме Kazan Digital Week в «Казань Экспо» мэры 17 городов мира, где живут 72 млн жителей, обсуждали эволюцию мегаполисов Накануне на международном форуме Kazan Digital Week в «Казань Экспо» мэры 17 городов мира, где живут 72 млн жителей, обсуждали эволюцию мегаполисов Фото: metshin.ru

В Харбине — 10 тыс. станций 5G, в Казани идет оцифровка услуг, а Кишинев при поддержке РФ готовит стратегию-2030 

Накануне на международном форуме Kazan Digital Week в «Казань Экспо» мэры 17 городов мира, где живут 72 млн жителей, обсуждали эволюцию мегаполисов. Напомним, что мероприятие стало, пожалуй, одним из главных событий года в цифровой сфере — всего в форуме как очно, так и дистанционно принимают участие 10 тыс. человек из 36 стран. 

От тревожной кнопки в смартфоне учителя до ЧМ по киберспорту: главные идеи Kazan Digital Week

«Важно собираться, обмениваться опытом, — на правах модератора открыл встречу мэров градоначальник Казани Ильсур Метшин. — Каждый проходит путь, набивает шишки. Такой обмен позволяет пройденную нашими коллегами за месяцы и годы дорогу воплощать за более короткий срок. Результат один — повышение качества жизни людей. Тонны бумаг, недели и месяцы ожидания муниципальных и государственных услуг переходят в секунды. Уходим от очередей…» 

Мэр Казани поделился с коллегами подробностями работы сервиса «Открытая Казань», который собирает и обращения жителей по вопросам ЖКХ, — за 10 лет обработали 3 млн заявок. Функционирует в Татарстане и сервис «Народный контроль». В столице РТ создано адаптивное управление дорожным движением — часть интеллектуальной транспортной системы с режимом «зеленой волны». Исполком Казани оказывает жителям 90 муниципальных услуг — это 150 тыс. заявлений в год. В цифровой вид перевели 45 сервисов, которые раньше требовали бумажных заявлений. К концу года оцифруют еще 15 услуг, а к 2023-му — оставшиеся 30. Все это позволяет ускорить работу, снизить необходимость общения граждан с чиновниками — а в перспективе еще и сократить фронт-офисы, отвечающие за личный контакт с людьми. В пример мэр привел 12-этажный пустующий офис мэра Абу-Даби — там в «цифру» переведено уже 92% услуг. 

«Наша мечта — закрыть мэрию на замок. Все — в удаленный формат, по месту жительства, в гаджеты граждан. Конечно, работа в городском хозяйстве никуда не денется — останемся мусор вывозить!» — мечтал казанский градоначальник.

Мэр Казани поделился с коллегами подробностями работы сервиса «Открытая Казань», который собирает и обращения жителей по вопросам ЖКХ — за 10 лет обработали 3 млн заявок Мэр Казани поделился с коллегами подробностями работы сервиса «Открытая Казань», который собирает и обращения жителей по вопросам ЖКХ — за 10 лет обработали 3 млн заявок Фото: metshin.ru

У каждого города собственный путь цифровой трансформации с задачами и вызовами, согласился с мэром Казани модератор — тележурналист, ведущий программы «Городские технологии» на телеканале «Россия-24» Дмитрий Щугорев.

Например, генеральный примар муниципия Кишинев Ион Чебан рассказал, что город пока готовит стратегию социально-экономического и пространственного развития до 2030 года совместно с Росконгрессом и российским фондом «РК-Инвестиции». «Стратегической документации нет, а что было — устарело», — описал проблему Чебан.

Зато мэр 10-миллионного Харбина Сунь Чжэ хвастался тем, что в городе уже построили 10 тыс. базовых станций 5G. Это ускоряет обработку информации, мобильные операторы Китая открывают в городе центры обработки данных. В планах строительство и национальной базы обработки данных северо-восточной части КНР, которая станет элементом проекта международного сотрудничества «Один пояс — один путь». 

В России же пока тестируют сеть нового поколения. Например, Tele2 и Nokia пробуют 5G в казанском метро, а МТС и Ericsson — в Иннополисе. Татарстан только-только охватила сеть 4G.

В Ханчжоу 760 тыс. мест на платных городских парковках, которые жители оплачивают исключительно с телефона. «В результате мы убрали 96 тысяч столбиков-аппаратов для оплаты!» — пояснил Цзисинь В Ханчжоу 760 тыс. мест на платных городских парковках, которые жители оплачивают исключительно с телефона. «В результате мы убрали 96 тысяч столбиков – аппаратов для оплаты!» — пояснил Цзисинь Фото: © Wang Chuan/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Как в Киото потеснили автомобилистов, в Ханчжоу убрали 96 тыс. паркоматов, а Иннополис вышел на новый этап

Вице-мэр китайского 10-миллионника Ханчжоу Кэ Цзисинь рассказал, что для управления городом, для принятия решений, в том числе в области экологии, уже используется ИИ. «Цифровой интеллект стал отличительной чертой городов в новую эру», — сказал Цзисинь. Что же, то же самое моделирование транспортных потоков, позволяющее выявить возможности для ускорения движения и, как следствие, сокращение вредных выбросов авто — типичный пример, где пригодился бы искусственный интеллект. 

Например, в Ханчжоу 760 тыс. мест на платных городских парковках, которые жители оплачивают исключительно с телефона. «В результате мы убрали 96 тысяч столбиков –аппаратов для оплаты!» — пояснил Цзисинь результаты перевода этих транзакций в смартфоны. Какие наличные? Все, бумажки и банкоматы в прошлом! Другой пример — автоматизированная регистрация в 251 отеле города, что на 96% сокращает время ожидания гостей и сводит к минимуму контакты с персоналом. Пандемия коронавируса подтолкнула к созданию городской онлайн-платформы, которая ускорила выплаты субсидий и позволила уйти от хождения по кабинетам. Благодаря этому эффективность труда выросла на 40%. И оптимизация продолжается, говорил Цзисинь.

По словам Метшина, Китай ушел далеко вперед в цифровой трансформации городов. «Что касается Евросоюза, то они вовсе не впереди планеты всей. Там вчерашний день», — считает казанский градоначальник.

Следом за круглым столом напомнили, что устойчивое развитие города зависит от трех составляющих:

  • экологии;
  • социальной сферы; 
  • управления.

Киото уходит от автомобилей, чтобы стать городом для комфортного пешего движения. По словам мэра древней столицы Японии Дайсаку Кадокава, к 2011 году пространства для машин и пешеходов в городе пришли к дисбалансу. В ответ город сократил ширину проезжей части с четырех до двух полос Киото уходит от автомобилей, чтобы стать городом для комфортного пешего движения. По словам мэра древней столицы Японии Дайсаку Кадокава, к 2011 году пространства для машин и пешеходов в Киото пришли к дисбалансу. В итоге город сократил ширину проезжей части с четырех полос до двух  Фото: © Stanislav Kogiku / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Например, Киото уходит от автомобилей, чтобы стать городом для комфортного пешего движения. По словам мэра древней столицы Японии Дайсаку Кадокава, к 2011 году пространства для машин и пешеходов в Киото пришли к дисбалансу. В итоге город сократил ширину проезжей части с четырех полос до двух, а ширину тротуаров увеличил до 6,5 м с каждой стороны. При этом 76% опрошенных жителей поддерживали данную реформу.

Опыт Киото, в котором 1,4 млн жителей, подсмотрела Москва. «Те же самые процессы», — подметил Щугорев.

Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев рассказал о том, что город, где работает 260 IT-компаний, выходит на новый этап развития. Там возводят роботизированную гостиницу, два новых технопарка на 4 тыс. рабочих мест, дата-центр Росэнергоатома. Шагалеев рассказал, как в городе запустили консьерж-сервис для решения бытовых вопросов, чат-боты. Три года по Иннополису ездят такси-беспилотники, два года — роботы – доставщики еды. В 2021-м запустили автоматическую фиксацию правонарушений, четыре года функционируют сети интернета вещей. По словам мэра IT-города, ежедневно там работают 5,3 тыс. человек, а прописаны свыше 300, поэтому в этом году город избрал горсовет — там аж 7 депутатов. 

Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев рассказал о том, что город, где работают 260 IT-компаний, выходит на новый этап развития. Три года по городу ездят такси-беспилотники, два года роботы — доставщики еды Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев рассказал о том, что город, где работает 260 IT-компаний, выходит на новый этап развития. Три года по улицам ездят такси-беспилотники, два года — роботы – доставщики еды Фото: «БИЗНЕС Online»

Сервис от цифровых клонов: чем полезен опыт Нур-Султана для Казани и других городов РФ?

Заместитель главы Тюмени Семен Тегенцев рассказал, что естественный прирост жителей города ставит задачи создания комфортной городской среды с умной начинкой. В столице Тюменской области уже перевели градостроительные документы и процедуры в онлайн: проекты планировок и межевания, разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, технологическое присоединение. 

Рустам Минниханов: «Что такое цифровизация? Даже Айрат Хайруллин не знает, сколько она стоит»

Столица РТ тоже создает комплексную муниципальную геоинформационную систему, которая уже содержит электронный генплан города, правила землепользования и застройки, планировки территорий и документы выполненных услуг в сфере градостроительства и землеустройства. Информация — в виде объектных моделей, которые воспроизводят цифровую модель города. Иннополис также создает цифровой двойник.

«Это позволяет видеть развитие города и понимать влияние того или иного строительства на ситуацию, — сказал мэр о цифровых копиях городов. — Вместе с тем опираемся на конкретные данные о приросте населения, изменении демографической ситуации. Появление большого количества различных данных в цифровом виде позволяет создавать прогнозные модели и точно рассчитывать, а не просто предполагать какие-либо показатели».

Цифрового двойника также создает Иннополис Иннополис также создает цифровой двойник Фото: «БИЗНЕС Online»

На голову выше Тюмени и Казани оказался Нур-Султан. Руководитель управления цифровизации и государственных услуг города Ботагоз Касабек рассказала об уже запущенном цифровом двойнике столицы Казахстана. Программа связана с базой земельного кадастра, созданы двух- и трехмерная карта города. Там же сведения об улично-дорожной сети, красные линии, а еще сети канализации, теплоснабжения и водоснабжения, в том числе подземные. Погрешность измерений — 10 сантиметров! Система позволяет оценить, как проектируемое здание будет выглядеть рядом с другими, учесть розу ветров, застройщики могут подобрать даже место для установки крана.

«Для полноты картины показываем количество детей, которые пойдут в детский сад, школу в новых районах, — сказала Касабек. — Так городу проще прогнозировать развитие». По ее словам, цифровой двойник позволяет инвесторам планировать работу, видеть доступные сети, участки. Авторизация — по электронной цифровой подписи или по СМС.

Ведущий круглого стола восхитился «цифровым клоном» Нур-Султана и отметил, что озвученные решения не дешевые. «А сколько сэкономили?» — спросил Щугорев.

Столица Казахстана оценивает экономию в числе спасенных жизней, ответила Касабек. Например, благодаря видеонаблюдению смертность на дорогах упала на 40%, сократилось число нападений во дворах жилых домов.

«Вопрос измеряется деньгами, но все, кто здесь присутствует, сделали бы в 3, 4, 5, 10 раз больше, — включился в обсуждение мэр Казани. — Проблема цифровой трансформации — в трудовых ресурсах: на рынке дефицит IT-специалистов, не хватает денег и времени. Хочется сделать быстро, за неделю, а нужны месяцы, годы».