Азат Мубаракшин: «Это связано с большой работой, которую проводит Ростехнадзор, тренд по снижению количества аварий идет с 2014 года. Это — запас прочности той работы, которую мы проводили ранее, повышение ответственности эксплуатирующих организаций за безопасность» Азат Мубаракшин: «Это связано с большой работой, которую проводит Ростехнадзор, тренд по снижению количества аварий идет с 2014 года. Это запас прочности деятельности, осуществляемой нами ранее, повышение ответственности эксплуатирующих организаций за безопасность» Фото: tatarstan.ru

Аварийность не пошла в рост

2020 год оказался нетипичным для работы сотрудников Ростехнадзора — из-за коронавируса были отменены плановые проверки с марта 2020-го, однако надзор за опасными объектами I класса опасности, а также внеплановые проверки никто не отменял. Кроме того, сокращение проверок идет в рамках так называемой регуляторной гильотины и вступившего в силу 248-го федерального закона о государственном контроле и надзоре. Например, плановые проверки могут быть сокращены по причине добросовестности предприятий, одним из признаков которой является отсутствие аварий в течение пяти лет, после чего по совокупности с другими, установленными в постановлении правительства РФ признаками, организации станут реже проверяться. Об этом в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» рассказал новый руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Азат Мубаракшин.

Любопытно, что, несмотря на ослабление контрольно-надзорной хватки в 2020 году, аварий на опасных объектах в 2021-м больше не стало. Напротив, происходит их постепенное снижение. Так, если в 2019-м на подконтрольных управлению объектах произошло 13 аварий, 15 несчастных случаев (21 человек пострадал, из них пятеро со смертельным исходом), то в первом полугодии 2020 года — 8 аварий и 7 несчастных случаев (14 жертв, из них 8 со смертельным исходом). За 6 месяцев 2021-го зафиксирована одна авария и три несчастных случая, в результате которых пострадали 8 человек, из них четверо умерли.

«Это связано с большой работой, которую проводит Ростехнадзор, тренд по снижению количества аварий идет с 2014 года. Это запас прочности деятельности, осуществляемой нами ранее, повышение ответственности эксплуатирующих организаций за безопасность», — уверен Мубаракшин. Но совсем без контролеров не обойтись, уверен глава ведомства, о чем свидетельствует и немалое количество выявленных в 2021-м нарушений.

Контроль так или иначе будет меняться. В РФ сейчас проводится эксперимент по дистанционному контролю промышленной безопасности. Пока участие добровольное. «При передаче в Ростехнадзор сведений, характеризующих риски возникновения аварий, часть проверочных мероприятий на этих предприятиях производиться не будет», — говорит Мубаракшин. Срок окончания эксперимента — декабрь 2022 года.

Пока данные от организаций собираются в ручном режиме, но готовится и цифровая платформа, которая в перспективе начнет сбор оцифрованных данных с предприятий автоматически. В Татарстане интерес к проекту пока проявили две компании — «Татнефть» и Пороховой завод, но соглашения с ними еще не подписаны.

Любопытно, что СИБУР, например, также заявился на участие в эксперименте. Будем надеяться, что после слияния с ТАИФом система по дистанционному контролю промбезопасности со временем распространится и на татарстанские площадки ТАИФа, которые за последние годы не раз становились очагами разного рода аварий.

«У нас с „МНКТ“ особые отношения, они оспаривают все наши решения. Это тот случай, когда вместо службы производственного контроля на предприятии работает „служба противодействия Ростехнадзору“, как я ее называю» «У нас с МНКТ особые отношения, они оспаривают все наши решения. Это тот случай, когда вместо службы производственного контроля на предприятии работает «служба противодействия Ростехнадзору», как я ее называю» Фото: epp.genproc.gov.ru

Об аварии на МНКТ

«У нас с МНКТ особые отношения, они оспаривают все наши решения. Это тот случай, когда вместо службы производственного контроля на предприятии работает „служба противодействия Ростехнадзору“, как я ее называю», — горько шутит Мубаракшин.

22 января 2021 года на участке предварительного сброса воды компании ООО «Малая нефтяная компания Татарстана» (МНКТ), расположенном в Сармановском районе республики, произошла трагедия. Во время проведения пневматического испытания взорвалась емкость. В результате погибли оператор установки и разнорабочий, еще два сотрудника получили тяжелые травмы.

«Мы рассмотрели выводы комиссии, приняли административные меры реагирования к юридическому лицу. Все материалы своего технического расследования направили в правоохранительные органы. Теперь они должны принять решение о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц, чтобы мы к остальным виновным могли применить меры административного воздействия», — сообщил руководитель управления.

Что же вызвало трагедию? В числе технических причин Мубаракшин назвал то, что взорвавшаяся 50-кубовая емкость была подвергнута пневматическим испытаниям под давлением, на которое она не рассчитана. Из организационных нарушений — отсутствовал контроль за выполнением работ. «Люди, в должностных инструкциях которых не прописано проведение этих работ, были к ним привлечены», — добавил он.

По решению Сармановского райсуда деятельность на аварийном участке приостанавливали на 90 дней: с 20 февраля по 20 мая 2021 года. По инициативе МНКТ данный участок временно выведен из эксплуатации, уточнили в Ростехнадзоре.

После аварии на МНКТ ведомство провело внеплановую выездную проверку, по выявленным нарушениям на компанию наложили административный штраф в размере 300 тыс. рублей. Штраф еще не оплачен — МНКТ оспаривает в суде нарушения, выявленные в ходе проверки.

По данным «Контур.Фокуса», 40% уставного капитала ООО «МНКТ» принадлежит Радику Шаймиеву, оставшиеся доли по 30% распределены между Айратом Шаймиевым и его сыном Тимуром.

12 июля 2021 года завершена большая полуторамесячная проверка деятельности «Нижнекамскнефтехима» 12 июля 2021 года завершена большая полуторамесячная проверка деятельности «Нижнекамскнефтехима» Фото: tatarstan.ru

Большая проверка на НКНХ

12 июля 2021 года завершена большая полуторамесячная проверка деятельности «Нижнекамскнефтехима». Это была плановая инспекция, которую проводила комиссия центрального аппарата совместно с представителями Приволжского, Западно-Уральского и Северо-Западного управлений Ростехнадзора. Завод НКНХ эксплуатирует 28 опасных производственных объектов, так вот в ходе проверочных мероприятий на них было выявлено 696 различных нарушений требований промышленной безопасности.

«Предприятие эксплуатируется с 1967 года. Там, безусловно, имеются новые современные производства и технологии, но основная проблема — эксплуатация старого, изношенного оборудования, которое продолжает использоваться в большом количестве. По нему надо принимать меры», — уверен Мубаракшин.

Справедливости ради нужно сказать, что значительное количество нарушений — это неверное оформление или отсутствие необходимой документации, устранение которых не требует денежных вложений. «У них есть служба производственного контроля, управление по промышленной безопасности — это их задача. Видимо, они ждали, пока мы придем», — делает ироничный вывод глава Приволжского управления Ростехнадзора.

Вместе с тем были обнаружены и более существенные огрехи. Например, на предприятии применялись системы контроля, управления и противоаварийной защиты, системы оповещения, отработавшие назначенный срок службы. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства шли с нарушением требований градостроительного законодательства. На заводе работало оборудование с неисправными или отключенными системами контроля. Технологические схемы производства меняли без корректировок проектной документации и т. д. и т. п.

В итоге предприятию было предписано устранить нарушения, а юрлицо и должностные лица НКНХ привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ («Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

«Мы недавно встречались с руководителями ТАИФ-НК, и вопрос по КГПТО мы сейчас отдельно рассматриваем, чтобы сдвинуть с мертвой точки, посмотреть, насколько технологически и документарно объект соответствует проекту, прошедшему Главгосэкспертизу, и требованиям промышленной безопасности» «Мы недавно встречались с руководителями ТАИФ-НК и вопрос по КГПТО сейчас отдельно рассматриваем, чтобы сдвинуть с мертвой точки, посмотреть, насколько технологически и документарно объект соответствует проекту, прошедшему Главгосэкспертизу, и требованиям промышленной безопасности» Фото: tatarstan.ru

Стройка на этиленнике возобновлена

А вот строительство нового производства этилена на НКНХ после 52 дней приостановки Ростехнадзор уже «разморозил». «Основная проблема была в том, что осуществлялось производство работ, не соответствующих проектной документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы. Вместо 1 157 свай было забито 706, вместо 14-метровых свай использовались 10-метровые», — вспоминает спикер.

Причина в том, что по ходу стройки НКНХ изменил устанавливаемое оборудование, соответственно, стали другими и необходимые нагрузки на опоры. Главгосэкспертиза пересмотрела внесенные в проект изменения и выдала новое заключение. Сейчас строительство этиленника продолжается.

Под вопросом по-прежнему остается выдача ЗОС (заключение о соответствии построенного объекта) по двум крупным объектам ТАИФа. Первый — это многострадальный КГПТО на ТАИФ-НК (комплекс глубокой переработки тяжелых остатков), второй — печи пиролиза на «Казаньоргсинтезе». Сюжет обеих историй в очень упрощенном виде заключается в том, что в процессе проведения Ростехнадзором проверки законченных строительством объектов имелись замечания, в связи с чем ЗОС выдан не был.

«Мы недавно встречались с руководителями ТАИФ-НК и вопрос по КГПТО сейчас отдельно рассматриваем, чтобы сдвинуть с мертвой точки, посмотреть, насколько технологически и документарно объект соответствует проекту, прошедшему Главгосэкспертизу, и требованиям промышленной безопасности», — говорит Мубаракшин.

Теперь обе стороны думают, какие меры принять, чтобы устранить выявленные нарушения для получения ЗОС. «ТАИФ не может эксплуатировать объект без заключения о соответствии. После получения ЗОС они должны получить акт ввода объекта в эксплуатацию [КГПТО], потом зарегистрировать опасный производственный объект и при необходимости внести изменения в разрешительные документы — и только после этого работать», — комментирует глава Приволжского управления Ростехнадзора.

Каким образом стороны разрубят гордиев узел, накрепко завязанный еще при прежнем руководителе контрольного ведомства Борисе Петрове, пока не уточняется.