Если вы задались целью попасть в рай, то все, абсолютно все в вашей жизни отныне будет зарегулировано до мелочей. Именно поэтому слово «ислам» и переводится как «покорность» и «подчинение» «Если вы задались целью попасть в рай, то все, абсолютно все в вашей жизни отныне будет зарегулировано до мелочей. Именно поэтому слово «ислам» и переводится как «покорность» и «подчинение» Фото: «БИЗНЕС Online»

Всеохватность ислама не маргинальный тезис

Почему мусульманское сообщество порождает большое число радикалов, экстремистов и даже террористов? Это вопрос, которым часто задаются и простые обыватели, и многие эксперты. На самом деле ответ лежит на поверхности. Все дело в том, что ислам учит о своей всеохватности. Стоит вам переступить порог медресе при «традиционной» мечети или оказаться внутри салафитского джамаата, то первым делом вам станут закладывать в голову мысль о том, что ислам должен регулировать в вашей жизни абсолютно все без остатка. Вам объяснят, с какой ноги надо вставать с постели и входить в туалет, какой рукой подмываться, а какой кушать; вам расскажут, как укорачивать усы и что делать с волосами подмышками; вам объяснят, в каких случаях нужно пить воду сидя, а в каких стоя; научат, в какую сторону справлять малую нужду; ваша интимная жизнь тоже станет подчиняться внешним правилам. Если вы задались целью попасть в рай, то все, абсолютно все в вашей жизни отныне будет зарегулировано до мелочей. Именно поэтому слово «ислам» и переводится как «покорность» и «подчинение».

В принципе, нет ничего криминального в том, чтобы выверять каждый свой чих (кстати, по поводу чихания в исламе тоже есть отдельные правила) с законами шариата. Если подобное мироощущение и считать радикализмом, то это такой радикализм, который обращен лишь на самого человека, а не вовне. В подобном религиозном стоицизме нет никакого социального зла. Ну надевает кто-то в жару никаб, скрывающий лицо, или укорачивает холодной зимой брюки до лодыжек — кому какая разница? Каждый распоряжается своей жизнью так, как хочет. Как говорится, мое тело — мое дело.

Однако суть идеи всеохватности ислама состоит как раз таки в том, чтобы регулировать не только свою жизнь, но и чужую, общественную. Точно так же, как шариат регламентирует правила личной гигиены, он претендует и на то, чтобы подчинить себе экономику, уголовное право, международную политику страны и т. д. Ислам в этом смысле тотален. Он стремится зарегулировать не только все стороны жизни отдельно взятого человека, но и всего общества и государства в целом. Поэтому если носители таких идей дорвутся до власти, то, как в романе Мишеля Уэльбека «Покорность», в сторонке не отсидится уже никто. Достанут всех. В этом таится фундаментальная опасность.

Всеохватность ислама не маргинальный тезис. Его разделяют абсолютно все толки мусульманского богословия: и салафиты, и ханафиты, и шафииты. Вы наверняка слышали его во внешне безобидных фразах о том, что, ислам, дескать, дает ответы на все вопросы и что ислам якобы не знает деления жизни на светскую и религиозную. Разница между радикалами и умеренными мусульманами здесь заключается лишь в том, что радикалы не желают оставлять данное утверждение на уровне ритуального лозунга для пятничных минбаров и ни к чему не обязывающей поговорки. Нет, они, в отличие от традиционалистов, готовы сделать мечту явью, в том числе ценою своей и чужих жизней. Ну, а в содержательной части разногласий между ними нет никаких.

В проповедях наши муфтии учат, что ислам дает ответы на все вопросы

Как известно, примитивизм, который хорош для лозунгов, мало пригоден для реальной жизни, сотканной из тысяч красок и оттенков. Поэтому тезис о всеохватности ислама в мусульманском мире уже давно выброшен на помойку, как, например, в Турции, либо превращен в музейный экспонат, как это сделано в арабских странах. Ни одно государство в исламском мире на сегодняшний день не выверяет каждый свой чих с нормами ислама, даже если по инерции и идеологическим соображениям и декларирует подобное. Единственные, кто еще верит в реалистичность данного лозунга, — радикалы. Именно они и попытались построить ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) на территории Ирака и Сирии в прошлом десятилетии, т. е. то самое государство, которое взялось реализовать тезис о всеохватности ислама на практике. Что в итоге из этого вышло, все мы с вами хорошо помним.

Другими словами, тезис о всеохватности ислама — пресловутая мина замедленного действия. Только наши муфтии этого не осознают. Однако до тех пор, пока данная мысль будет проповедоваться с наших минбаров, мусульманское сообщество продолжит генерировать источник пополнения рядов радикалов. Напомню, что, по данным спецслужб, в ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) уехали 2 тыс. россиян. Казенные муллы при этом разводят руками, мол, мы тут ни при чем, мы террор и насилие осуждаем. Да, все верно. Но при этом наше официальное духовенство вовсе не спешит начать работу по богословскому признанию светского государства и его законов, по изобличению лживости тезиса о всеохватности ислама.

И что получается в итоге? В проповедях наши муфтии учат, что ислам дает ответы на все вопросы, а затем молодой юноша или девушка, не признающие компромиссов и половинчатости, делают логический и в чем-то даже неизбежный вывод из предложенной им посылки: провозглашенный идеал должен воплотиться в реальности. Так, собственно, и появляются террористы. Они рождаются не в мифическом подполье, а прямо на авансцене исламской проповеди — под самым носом наших имамов и муфтиев и отчасти, увы, их собственными стараниями.

Пророк часто сам советовался со своими современниками по различным мирским проблемам

Идея всеохватности ислама, если приглядеться к ней без шор апологетики, абсурдна и внутренне противоречива. Вопрос, который отрезвляет от ее чар и которым полезно задаться нашим имамам, звучит так: «Являются ли полноценными мусульмане, которые живут не в исламском государстве?» Очевидно, что являются. Их намазы и посты не пропадают зря. Неважно, где живет верующий, будь то под пятой «служителя тагута» Башира Асада, «продавшихся сионистам» правителей ОАЭ или президента «куфрской» России — везде для мусульман открыт путь к духовному преображению. Любой человек, искренне уверовавший в единобожие, как обещал Пророк, войдет в рай. А раз спасение мусульман не обусловлено типом того государства, в котором они проживают, то, следовательно, тезис об обязательной всеохватности ислама не более чем фикция и обманка.

Данную иллюзию развеивал и сам Пророк, который, конечно, не мог не осознавать, что люди с примитивным (и властным) мышлением захотят после его ухода подчинять исламу (и соответственно, власти, выступающей от его имени) все стороны жизни без исключения. Сама мусульманская традиция возводит к нему такие слова: «Вы лучше разбираетесь в мирских вопросах». Иначе говоря, Пророк даже не претендовал на то, чтобы давать людям советы на все случаи жизни. Однажды, правда, он поддался такому соблазну (история с опылением пальм), и из этого ничего хорошего не вышло.

А вообще, Пророк часто сам советовался со своими современниками по различным мирским проблемам, например в вопросах ведения джихада. При этом Пророк никогда (!) не советовался со своими учениками касательно молитвы, поста и тому подобного. Более того, в богослужебной практике он часто шел наперекор тому, чего ждали от него ученики (например, как это было в случае с молитвой таравих или бритьем головы по случаю несостоявшегося хаджа). Это крайне существенный факт, на который наши имамы, как правило, не обращают внимания. Что он означает? Только то, что вопросы управления государством Пророк не воспринимал как часть религии, глашатаем истин которой он был ниспослан. Мухаммад не строил никакой теократии, хотя и вынужден был заниматься созданием государства. Но делал он это не в качестве Пророка с мандатом от Бога, а в качестве, так сказать, обычного общественно-политического, если хотите, светского деятеля. В роли же Пророка, с которого мы должны брать пример, он занимался исключительно вопросами духовной жизни, и не более того.

Вот почему, к слову, Пророк не оставил после себя преемника. Вопрос государственного строительства, повторимся, не относился к его пророческой миссии, потому он со спокойной душой оставил этот мир, не дав никаких указаний на сей счет. Мусульманам пришлось самим решать, кто должен стать главой их государства, ибо в вопросах земной (светской) жизни, в отличие от религии, они вольны были принимать собственные решения.

Радикалы внушают нам мысль, что исламский пакет якобы нельзя принимать частично

Тезис о всеохватности ислама зиждется на идее его монолитности. Радикалы внушают нам мысль, что исламский пакет якобы нельзя принимать частично. С их точки зрения, должно быть либо все, либо ничего. Такой взгляд в корне противоречит учению Пророка, который в одном из знаменитых хадисов, сказал: «Вера (иман) состоит из 70 (по другим изводам — 60) частей, где самой возвышенной считаются слова единобожия, а самой малой — убрать с дороги то, что мешает движению. Стыд также одна из частей веры».

Данный хадис имеет фундаментальное богословское значение. Он недвусмысленно выступает против идеи ислама как цельного монолита. Разбивка ислама, о которой здесь говорит Пророк, — еще одно противоядие для тезиса о его всеохватности. Лишь дефрагментировав ислам и признав ценность любой из его частей, которую и подчеркивает хадис, мы сможем преодолеть болезнь всеохватности, порождающей радикалов и в итоге террористов.

К большому сожалению, наши муфтии и имамы не пользуются этим багажом для противостояния проповеди радикалов. Более того, они часто сами дают им дружественный пас, когда вещают с минбаров мечетей и страниц богословских книг, мысль о том, что в исламе есть ответы на все вопросы и что верующий должен сверять с ними каждый свой шаг. Сама по себе эта мысль еще не экстремистская и не террористическая, но она, вне всяких сомнений, разрыхляет почву в умах людей для зерен радикализма. И на подобном фоне пустых деклараций о том, что ислам есть религия мира, уже явно недостаточно.