Александр Лукашенко:  «Нам надо принять новую Конституцию… И по новой Конституции провести, если вы хотите, новые выборы и парламента, и президента, и местных органов власти» Александр Лукашенко: «Нам надо принять новую Конституцию… И по новой Конституции провести, если вы хотите, новые выборы и парламента, и президента, и местных органов власти» Фото: kremlin.ru

Конституционная реформа

О необходимости конституционной реформы Александр Лукашенко заговорил еще в позапрошлом году. «Надо будет усиливать другие ветви власти — исполнительную, законодательную, — заявил белорусский президент в марте 2019-го на встрече с представителями общественности. — Может быть, после серьезного анализа что-то надо будет предпринять по избирательной системе, вводить или не вводить пропорциональную систему или остановиться на мажоритарной».

Но по-настоящему актуальной эта тема стала после триумфальной, по официальной версии (по другой, разделяемой значительной частью белорусского общества, сфальсифицированной), победы Лукашенко на прошлогодних президентских выборах. И, соответственно, после начала вызванных «триумфом» массовых волнений. «Будет так, мужики, — заявил Лукашенко 17 августа в ходе общения с работниками Минского завода колесных тягачей. — Нам надо принять новую Конституцию… И по новой Конституции провести, если вы хотите, новые выборы и парламента, и президента, и местных органов власти».

Некоторые аналитики полагали тогда, что правка Основного Закона будет настолько серьезной, что Беларусь превратится из суперпрезидентской в парламентско-президентскую республику. А то и вовсе в парламентскую. Результат трудов конституционных «комиссаров» лишь наполовину оправдал ожидания этой части экспертного сообщества. Изменения действительно серьезные, но парламентской республикой тут даже не пахнет.

«В разделе „Президент. Парламент. Правительство“ предложено сохранить президентскую форму правления, — сообщил председатель комиссии, глава Конституционного суда республики Петр Миклашевич. — Для занятия должности президента необходимо установить более высокий возрастной ценз — 40 лет, ценз оседлости — постоянное проживание в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, ценз гражданства — не иметь гражданства иностранного государства».

Вводятся серьезные ограничения и для действующего президента. Человек, занимающий президентский пост, не сможет баллотироваться на него более двух сроков подряд. Президент также лишается права издавать декреты и отменять акты правительства. Есть в списке «ущемлений» президентского статуса и некоторые другие пункты.

Появляется новый конституционный орган власти: комиссия предлагает наделить Всебелорусское народное собрание статусом «высшего представительного органа народовластия в Республике Беларусь». Собрание, в которое войдут члены парламента и представители регионов, получит обширные властные полномочия. Оно, в частности, будет рассматривать вопрос о легитимности президентских выборов и определять стратегию развития Беларуси. В компетенцию собрания будет входить даже вопрос объявления импичмента президенту.

Появятся также изменения, связанные с отстаиванием традиционных ценностей, — в частности, по примеру России предлагается прописать в Конституции брак как союз мужчины и женщины и много чего другого. Всего планируется исправить 59 статей Конституции, включить в нее 16 новых и исключить две. Но все же самыми важными, безусловно, являются поправки, связанные с настройкой политической системы. Как отразятся они на судьбах соседней страны?

Всего планируется исправить 59 статей Конституции, включить в нее 16 новых статей и исключить две. Но все же самыми важными, безусловно, являются поправки, связанные с настройкой политической системы Всего планируется исправить 59 статей Конституции, включить в нее 16 новых и исключить две. Но все же самыми важными, безусловно, являются поправки, связанные с настройкой политической системы Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

«Первый пакет российских конституционных поправок тоже ограничивал полномочия президента, а закончили обнулением сроков»

Алексей Макаркин — первый вице-президент центра политических технологий:

— Проблема в том, что в авторитарных режимах политическая система зависит от человека. В Сирии, например, Башар Асад тоже провел конституционную реформу. Что совершенно не помешало ему и переизбраться на новый срок, и сохранить реальные рычаги власти. Режим каким был, таким и остался — с некими косметическими изменениями. Особенности конституционных реформ в авторитарных странах таковы, что текст Конституции большой роли не играет.

Конечно, обращает на себя внимание то, что ограничиваются полномочия президента Беларуси, в том числе сроки пребывания его у власти. Другой важный момент: Лукашенко официализирует роль Белорусского народного собрания — органа, который не выбирают, но который может сыграть важную роль в политических процессах. Такое ощущение, что он страхуется от неожиданностей. Прошлогодние выборы показали: всяко может быть. Мало ли кого изберут. В рамках этих правил игры, конечно, вряд ли. Но вдруг. То есть он стремится минимизировать любые риски. Поэтому не думаю, что в политической системе будут какие-то большие изменения. Реальные изменения.

Неизвестно еще, кстати, в каком виде эти поправки будут на выходе. Если вы помните прецедент с российскими конституционными поправками, то их первый пакет тоже ограничивал полномочия президента, а закончили поправкой об обнулении сроков. Расширив попутно и полномочия президента. То есть в ходе обсуждения могут вноситься самые разные предложения, в том числе еще более выгодные Александру Григорьевичу. Нельзя, например, исключать, что какой-нибудь депутат встанет и предложит, чтобы Лукашенко правил пожизненно. И раздадутся бурные аплодисменты.

Не думаю на самом деле, что так будет. Это стало бы все-таки слишком большим раздражителем для населения. Но в ситуации, когда и процесс подготовки предложений носил управляемый характер, и дальнейший процесс тоже будет на всех уровнях контролироваться Лукашенко, какие-то новые поправки вполне возможны.


Андрей Суздальцев — политолог:

— Поправки, безусловно, меняют существующую политическую систему Беларуси. И очень сильно. Согласно этим поправкам, в республике фактически появится монархический строй. Потому что фактическим главой государства становится председатель президиума — очень странной организации под названием Всебелорусское народное собрание.

Функции этого органа прописаны пока плохо, но сам факт, что он может, допустим, отменить состоявшиеся президентские выборы или потребовать отставки действующего президента, говорит о многом. Поясню: собрание формируется по спискам — это ориентированная на Лукашенко группа высшей номенклатуры. Понятно, что человек во главе этого органа уходит от всех избирательных процедур. Получает этот пост навсегда, пожизненно. И пожизненно может руководить страной, совершено ни перед кем не отчитываясь. Это, в общем-то, называется монархией.

Имеется в этой системе и элемент передачи власти по наследству. Президентом, в принципе, теперь можно сделать любого: он будет под контролем Всебелорусского народного собрания. Но, судя по всему, систему настраивают на старшего сына Лукашенко Виктора. Согласно недавнему указу Лукашенко, в случае какого-то форс-мажора власть передается не премьер-министру, как прежде, а совету безопасности, в состав которого входит Виктор Лукашенко. Похоже, именно он является наиболее вероятным преемником. Со временем, конечно, и младший сын подтянется. Там все запланировано минимум  лет на 100 вперед.

Так что все разговоры о транзите власти, о каких-то переговорах на этот счет — глупость. Лукашенко никогда не уйдет от власти. Схема, по-видимому, будет такой. В сентябре, предположительно, быстренько проведут референдум, на котором примут новую Конституцию. Мы же знаем, как работает белорусский ЦИК. После этого можно будет провести президентские выборы и назначить — ну фактически назначить — на этот пост того же Виктора Лукашенко. А Лукашенко-старший станет пожизненным главой Всебелорусского народного собрания.


Артем Шрайбман — белорусский политолог:

— Проект новой Конституции оставляет странное впечатление. Во-первых, пара реверансов в сторону реального ограничения президентской власти там есть — возврат к двум срокам для одного лица и отказ от декретов и указов, которые по силе выше законов.

С другой стороны, никакой реальной власти ни в парламент, ни в правительство не переходит. ЦИК и суды подконтрольны. Вертикаль и совбез остаются за президентом, новые «сдержки» сугубо символические. Чуть отсыпали Совету республики, но, поскольку он формируется местной вертикалью, а она — президентом, и тут не меняется ничего.

Процедура импичмента усложняется и переносится во Всебелорусское собрание. Само ВНС — сырой орган, его полномочия и порядок работы размыты. Поэтому он годится для Лукашенко, только если он смирится со своим уходом на покой.

Условный Лукашенко в своем президиуме ВНС не сможет даже добиться приезда делегатов на заседание, чтобы сместить преемника — вертикальщики на местах по приказу своего нового босса просто не дадут делегатам транспорт, а силовики помогут объяснить тем, кто не понял, что лучше посидеть дома. Ведь очевидно, что, если преемник решит выйти из-под контроля Лукашенко, он превентивно удалит из правительства и силового блока ненадежных, оставшихся ему в наследство людей.

Получается, что, по предлагаемой на одобрение Лукашенко схеме, президент остается единственным реальным источником власти. Ни премьер, ни спикер парламента, ни верховный жрец ВНС не смогут что-то противопоставить реальному и юридическому контролю за вертикалью.

Следовательно, по этой Конституции, Лукашенко не сможет долго контролировать страну с любой другой должности, кроме президента. Ему придется либо принять почетную пенсию, либо продолжать цепляться за пост, прямо нарушая свои обещания про последний срок.