Союзмолоко и консалтинговая компания Streda Consulting накануне представили топ-30 крупнейших переработчиков молока России Союзмолоко и консалтинговая компания Streda Consulting накануне представили топ-30 крупнейших переработчиков молока России Фото: «БИЗНЕС Online»

Рост «молочки» — по 3–5% в год

Союзмолоко и консалтинговая компания Streda Consulting накануне представили топ-30 крупнейших переработчиков молока России. Презентация рейтинга прошла в режиме вебинара. Для начала директор Союзмолока Артем Белов обозначил основные тенденции на рынке молокопереработки.

«За последние годы каждый пятый рубль, который вложили в пищевую промышленность, оказался вложен в молочную переработку. В 2019 году порядка 50 миллиардов рублей было вложено в переработку молока, и, по сути, молочная переработка вышла на первое место среди других секторов пищевой перерабатывающей промышленности с точки зрения инвестиций», — сообщил Белов. Еще 8–9 лет назад наблюдалась совершенно другая ситуация: молочная переработка делила третье место с производителями растительного масла и жиров, уступая производителям напитков и мяса.

Глава союза переработчиков молока подсчитал, что всего за последние 10 лет в отрасль было инвестировало более 250 млрд рублей. В результате в стране шел серьезный прирост переработки молока — в среднем на 3–5% в год, причем в 2019–2020 годах зафиксировано значительное ускорение данного процесса.

«Важно понимать, что это происходило на фоне стагнации спроса и падения реальных располагаемых доходов населения. Понятно, что целый ряд компаний рос очень сильно, а некоторые уходили с рынка», — пояснил Белов.

Также возможностью для роста российских компаний стало сокращение на треть за последние 10 лет доли импортной молочной продукции на российском рынке. Ситуация с коронавирусом тоже привела к повышению спроса на ряд молочных продуктов, что увеличило объемы переработки сырого молока. Еще одним трендом стало активное развитие экспорта.

«По экспорту двузначные цифры роста! В 2020-м приросли на 24 процента в натуральном выражении и на 12 процентов в деньгах, в этом году за первые пять месяцев показываем плюс 20 процентов и плюс 24 процента в деньгах. Тренд очень хороший!» — отметил Белов. Причем «молочку» начали поставлять не только в страны СНГ, открылся рынок Китая, стран Юго-Восточной Азии и Африки.

Потенциалом роста молочной индустрии Белов назвал наращивание внутреннего потребления «молочки», но это может быть только в случае повышения доходов населения. Перспективным в РФ спикер считает производство сыров.

«Мы сейчас потребляем порядка 5,5–6 килограммов сыров на душу населения в год, это очень немного. Бизнес видит такую историю, сейчас заявлено проектов более чем на 200–250 тысяч тонн производства всех видов сыров в ближайшие 3–4 года. Это будет один из самых динамично растущих сегментов, но в то же время один из самых конкурентных», — считает Белов.

По его прогнозам, в ближайшем будущем в рейтинг могут войти компании, которые специализируются на производстве биржевых товаров — сухого молока и пр. Они перспективны с точки зрения вложения инвестиций, в том числе в экспортно ориентированную переработку.

Что касается импорта молочной продукции, то его объемы сократились за прошедшие годы, но поменялась и сама структура импорта: РФ меньше закупает сухих молочных продуктов, при этом активно растет импорт сыров (здесь по большей части заслуга Беларуси).

«Мы сейчас потребляем порядка 5,5-6 килограммов сыров на душу населения в год, это очень немного. Бизнес видит эту историю, сейчас заявлено проектов более чем на 200-250 тысяч тонн производства всех видов сыров в ближайшие 3-4 года» «Мы сейчас потребляем порядка 5,5–6 килограммов сыров на душу населения в год, это очень немного. Бизнес видит такую историю, сейчас заявлено проектов более чем на 200–250 тысяч тонн производства всех видов сыров в ближайшие 3–4 года» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗМК — органический рост по объемам производства и выручке

Далее непосредственно топ-30 презентовал генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев. Примечательно, что предприятия прорейтинговали не по объемам молокопереработки (традиционный подход), а по объему полученной в 2020 году выручки. Участники обсуждения отметили, что в таком случае хотелось бы видеть и данные по прибыльности компаний, но эти цифры в рейтинге представлены не были.

Груздев отметил, что при среднем для участников топ-30 приросте продаж в 7,6% (2020 год к 2019-му) значительная часть компаний растет в разы быстрее рынка, некоторые умудряются делать это и гораздо быстрее. Так, бурный рост выручки за 2020 год показали Юговской комбинат молочных продуктов (плюс 31%), «Агрокомплекс» им. Ткачева (плюс 30%), ГК «Фудлэнд» (плюс 20%), Ирбитский молочный завод (плюс 19%), «Комос Групп» (плюс 17%) и др. В целом предприятия топ-30 за 2020 год получили совокупную выручку в размере 608 млрд рублей, прирост по отношению к 2019 году составил 43 млрд рублей. 30 крупнейших игроков РФ, обозначенных в рейтинге, занимают порядка 50% рынка молокопереработки в стране, наблюдается тенденция к консолидации игроков рынка.

Итак, в тройку лидеров-2020 по выручке вошли последовательно компании «Danone Россия», «PepsiCo Россия» («Вимм-Билль-Данн») и ГК «Ренна» (сгущенное молоко, мороженое, бренды «Коровка из Кореновки», «Густияр», «Алексеевское» и др.), которые продемонстрировали соответственно 122,6 млрд, 99 млрд и 32,6 млрд рублей выручки. И хотя Danone и PepsiCo по-прежнему довлеют над рынком, но за 2020 год первый показал скромный рост на 2%, а второй и вовсе несколько снизил объемы выручки. Однако при общих гигантских объемах корпораций рост даже на 2% — это тоже очень много.

В тройку лидеров-2020 по выручке вошли последовательно компании Danone Россия, PepsiCo Россия («Вимм-Билль-Данн») и ГК «Ренна» (сгущенное молоко, мороженое, бренды «Коровка из Кореновки», «Густияр», «Алексеевское» и др.) В тройку лидеров-2020 по выручке вошли последовательно компании «Danone Россия», «PepsiCo Россия» («Вимм-Билль-Данн») и ГК «Ренна» (сгущенное молоко, мороженое, бренды «Коровка из Кореновки», «Густияр», «Алексеевское» и др.) Фото: © Алексей Куденко, РИА «Новости»

Единственным татарстанским предприятием стал Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат (ЗМК). Компания входит в «Ак Барс холдинг» Ивана Егорова и объединяет три производственные площадки — в Зеленодольске, Чистополе и Буинске. В презентации говорится, что ЗМК вышел на суточную переработку 630 т сырого молока в сутки. На рынке производитель представлен брендами «Очень важная корова», «Васькино счастье», «Обнимама». По данным составителей рейтинга, объем выручки ЗМК составил 9,5 млрд рублей, компания заняла 20-е место российского топ-30. Также она была отмечена в числе лидеров роста по выручке — плюс 15% за год.

«Лидер нашего предыдущего рейтинга по темпам роста [производства] — Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат (25,5% по итогам 2020 года — прим. ред.). Если в прошлом году основной рост был связан с дозагрузкой приобретенных ранее заводов, то в 2021-м это органический рост. Коллеги активно наращивают производство. В этом году практически на 25 процентов нарастили производство, что, понятно, позволило обеспечить прирост и в выручке», — отметил Груздев.

Гендиректор АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» Ауфар Галиев по просьбе «БИЗНЕС Online» прокомментировал попадание в российский рейтинг: «Сегодня, когда конкуренция среди переработчиков молока ежегодно возрастает, это создает новые вызовы для нас, как и для других предприятий отрасли в России и Республике Татарстан. С другой стороны, конкуренция заставляет нас работать максимально эффективно на каждом производственном участке. Это возлагает на ЗМК еще бо́льшую ответственность. Мы рады, что покупатели доверяют нам, это позволяет ежегодно наращивать объемы производства, регулярно проводить модернизацию и укреплять и без того строгую систему контроля качества на всех этапах производства».

Единственным татарстанским предприятием стал «Зеленодольский молокоперерабатывающий комбинат» (ЗМК). Компания входит в «Ак Барс холдинг» Ивана Егорова Единственным татарстанским предприятием стал Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат (ЗМК). Компания входит в «Ак Барс холдинг» Ивана Егорова Фото: «БИЗНЕС Online»

Успехи Danone, «Комос Групп» и «Ува-молока» куются и в Татарстане

В рейтинг опосредованно вошло еще несколько молочных заводов из Татарстана, которые находятся в составе крупных молочных холдингов (правда, в рейтинге указана совокупная выручка по всем площадкам предприятий). Так, в Казани расположен молочный комбинат «Эдельвейс» — он является одним из филиалов лидера рынка, компании «Danone Россия».

Казанский молочный завод входит в состав ижевского холдинга «Комос Групп» — согласно рейтингу, за прошлый год компания получила 26,9 млрд рублей выручки и заняла пятое место в топ-30 крупнейших молокопереработчиков РФ. 

«Феноменальные темпы роста в течение пяти лет, огромная инвестиционная программа, на всех площадках ведутся инвестпроекты, покупка Казанского молочного завода и увеличение мощностей до тысячи тонн в сутки, реконструкция Кезского сырзавода с удвоением мощностей до 18 тысяч тонн в год. Идет активная модернизация в творожной категории, компания успешно вышла на рынок зерненого творога. Модернизируется молочное производство, и в мороженом активно себя ведут. „Комос“ — одна из немногих компаний, которая интенсивно развивает экспортные продажи», — прокомментировал Груздев успехи холдинга Андрея Шутова.

Также можно отметить молочный комбинат «Касымовский» в Высокогорском районе РТ, который выпускает продукцию под брендом «Бэрэкэтле». В 2020 году завод был выкуплен «Ува-молоком» (ГК «Молочная семья»). Удмуртский холдинг Александра Емшанова рассказал составителям рейтинга о 9,2 млрд рублей совокупной выручки, холдинг занял 21-е место в стране. Нужно отметить, что бизнесмен строит в РТ еще один завод: открытие молочного комбината «Апастовский» запланировано на ноябрь 2021 года. Там будут производить до 40 т в сутки сыров полутвердых и до 23 т в сутки сыворотки молочной. Также на «Касымовском» собираются запустить производство мягких сыров.

«Два завода в 2021 году дадут серьезную прибавку, в дополнение к этому компания имеет планы заняться переработкой сыворотки в рамках кластера „Сырная долина“ в Московской области, это еще укрепит их позиции. У компании серьезные экспортные планы», — считает глава Streda Consulting.

Ньюсмейкером года Груздев назвал Ehrmann, которая вывела на рынок бренд высокобелковых йогуртов Epica. «Компания сформировала целый отдельный сегмент на рынке йогуртов и дала возможности вырасти не только себе, но и конкурентам, новым игрокам», — удивлялся спикер. Также в мае 2021 года Ehrmann заявила, что на территории России объединяется с Campina, что позволит компании в следующем году войти в десятку крупнейших в РФ.

Груздев особо отметил компанию «Лебедяньмолоко» из Липецкой области (6,9 млрд выручки, 29-е место рейтинга), которую он назвал самой быстрорастущей «цельномолочной» компанией в России. «Коллеги, пять лет подряд растут на 25 процентов в год!» — хвалил спикер, поясняя, что достигается это масштабными инвестициями. В частности, был введен после реконструкции завод стоимостью порядка 4,5 млрд рублей.

В ходе обсуждений участники отметили также, что молочный сектор становится все более интересным в связи с открывающимися экспортными возможностями. Вместе с тем на рынке негативно сказывается возросшая себестоимость готовой молочной продукции при низких темпах роста розничных цен. В связи со снижением покупательской способности потребители все чаще обращают внимание на недорогие молочные продукты, выбирают акционные товары.