Александр Славутский: «Приглашенные режиссеры приезжают и уезжают, а рядом должен быть человек, который умел бы делать это профессионально. Это хорошо и меня радует» Александр Славутский: «Приглашенные режиссеры приезжают и уезжают, а рядом должен быть человек, который умел бы делать это профессионально. Это хорошо и меня радует»

«Важно иметь рядом человека, который может ставить спектакли»

Для того чтобы узнать об итогах завершающегося сезона в театре им. Качалова, не надо глубоко разбираться в театральном искусстве, следить за новостями в региональных и столичных театрах, оценивать кадровые перестановки и анализировать решения дирекции. Достаточно немного послушать его хозяина, Александра Яковлевича Славутского. Как глава большой театральной семьи, он доволен не только домом, но и каждым домочадцем, о чем и сообщил на встрече с журналистами.

Артисты работали все 12 месяцев и, несмотря на коронавирус, вводились на новые роли, чтобы не отменять спектакли. За сезон театр провел 75 вводов и отменил лишь один спектакль. Сын худрука и наследник Качаловского дома Илья Славутский тоже не подвел отца — выпустил две премьеры. На днях «Королеву красоты» на малой сцене по пьесе Мартина МакДонаха, а до того «Бал воров» Жана Ануя. «Важно иметь рядом человека, который может ставить спектакли. Приглашенные режиссеры приезжают и уезжают, а рядом должен быть человек, который умел бы делать это профессионально. Это хорошо и меня радует», — оценил работу сына Славутский-старший.

«Васса» в Качаловском театре: как горьковская трагедия стала славутской комедией

Сам же режиссер продемонстрировал в 230-м сезоне театра один из лучших своих спектаклей, как он сам говорит. А именно «Вассу» по трагедии Максима Горького «Васса Железнова». Спикер, которому никогда в оценке собственных произведений не была присуща скромность, даже фактически сравнил себя с Георгием Товстоноговым. «Я вспоминаю, как я смотрел „Мещан“ в БДТ (знаменитый спектакль Товстоногова, получивший Государственную премию СССР, — прим. ред.), открыв рот. У меня такое ощущение, что зритель так же смотрит наш спектакль. И меня это очень радует», — выдал он.

Крики «браво» и свой сварочный цех

Зритель неизменно кричит «браво», приводит детей, а значит, и потенциальное будущее поколение театралов, ну и выручка растет. Чем не показатели успеха? Александр Яковлевич и суммы называть не стесняется. Даже напротив — гордится. За прошедший сезон театр заработал 46 820 440 рублей. И это при разрешенных 70% заполняемости зала! Т. е. даже больше, чем планировали в «ковидных» условиях.

Одним словом — благодать. Да и зачем театральным критикам вечно копаться в пресловутых смыслах, конфликтах и режиссерских приемах, когда сам Славутский в очередной раз в ходе пресс-конференции сформировал главный творческий постулат. «Я ставлю о счастье. А его можно найти везде», — сформулировал режиссер.

За прошедший сезон театр заработал 46820440 рублей. И это при разрешенных 70% заполняемости зала! То есть даже больше, чем планировали в ковидных условиях За прошедший сезон театр заработал 46 820 440 рублей. И это при разрешенных 70% заполняемости зала! Т. е. даже больше, чем планировали в «ковидных» условиях

Вероятно, женское или общечеловеческое счастье он искал в Вассе и продолжит искать в гоголевском «Ревизоре», которого зритель увидит в новом сезоне. По поводу смыслов и конфликтов Славутский решил особо не распространяться, зато упомянул собственный сварочный цех театра, который вовсю ваяет декорации. Плюс ко всему поклонники, вероятнее всего, получат и неизменную музыку и танцы в премьере по Гоголю.

Помимо этого, художественный руководитель театра планирует выпустить детскую фантасмагорию «Любовь к трем апельсинам». Так сказать, чтобы «подрастал новый качаловский зритель». А его собственный сын представит свою версию фантастической пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса».

Кстати, на пресс-конференции запомнилось и вступительное слово первого замминистра культуры РТ Юлии Адгамовой. Правая рука министра Ирады Аюповой выступила не как суровый представитель контролирующего органа, а как восторженный зритель, одна из тех «врачей и учителей», как любит повторять Александр Яковлевич, обожающих его театр. «Мечта каждого о счастье, счастье в его представлении, которое есть только у него и создано только им, и как это счастье соотносится со счастьем и несчастьем других окружающих, — к таким размышлениям подвигли Адгамову последние работы отца и сына Славутских. — После всех этих постановок хочется, во-первых, перечитать все эти произведения, еще раз открыть их для себя уже не глазами режиссера, а своими глазами. И задуматься о том, что же для нас для всех есть то незыблемое и вечное, к которому мы все привыкли, что оно есть, но так бывает, что оно, к сожалению, может и закончиться». 

Сам же режиссер продемонстрировал в 230-м сезоне театра один из лучших своих спектаклей, как он сам говорит. А именно «Вассу» по трагедии Максима Горького «Васса Железнова» Сам же режиссер продемонстрировал в 230-м сезоне театра один из лучших своих спектаклей, как он сам говорит. А именно «Вассу» по трагедии Максима Горького «Васса Железнова»

«Какой смысл нам объединяться с театром оперы и балета? У нас же не война какая-то»

Впрочем, в ходе пресс-конференции были робкие попытки съехать с колеи восхваления и обожания. Например, вопросом о подписанном коллективном письме деятелей культуры в защиту уволенного со скандалом директора столичного Бахрушинского музея Дмитрия Родионова. Зачем подписали, Александр Яковлевич? Да потому что человек он хороший, помогал нам выставку делать. Ну и люди важные его подписали: Женовач, Безруков, Туминас. Как же тут не подписать?

Или, например, вопрос от нашего издания о суде с Роспотребнадзором. На него Славутский ответил несколько неожиданно. Как оказалось, ссориться с санитарными властями Александр Яковлевич не намерен, в отличие от замдиректора казанской оперы Юрия Ларионова, намеренного «дойти до Гааги» в аналогичном споре об «антиковидной» рассадке зрителей.

«Фотографировать зрителей я не сочла нужным»: как Патяшина выиграла второй раунд у Славутского

«Какой смысл нам объединяться с театром оперы и балета? У нас же не война какая-то, — заявил худрук Качаловского. — Я с Роспотребнадзором не спорю — это грамотные люди! Они выполняют свою работу. Во-первых, мы не подавали на них в суд. Нам пытались вынести штраф. А во-вторых, суд его отменил. Роспотребнадзор подал апелляцию. И Верховный суд вернул документы на пересмотр дела. Когда будет решение, тогда я и смогу комментировать».

Также из значимой информации — будущий Качаловский фестиваль с солидным московско-питерским составом участников. В октябре «Мастерская Петра Фоменко» привезет «Семейное счастье» в постановке основателя театра, «Студия театрального искусства» покажет «Старуху» от Сергея Женовача, а «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга — «Анну Каренину» в режиссуре Александра Галибина.

Таким образом, кто бы что ни говорил, в доме Александра Яковлевича все спокойно. Дети, т. е. артисты, в достатке, зритель кричит «браво», гости из столичных театров приезжают с гостинцами в виде своих прекрасных спектаклей, а хозяину дома даже общенародное признание выражают в виде почетной «Золотой маски». И чего это критикам все не нравится? Не понимают, поди, чего в современном театре.