Ильнар Хамиддулин: «Глэмпинг — это все-таки палатка. Сейчас под это трендовое слово открывают кучу всяких мест — базы отдыха, домики, вагончики, какие-то строения» Ильнар Хамиддулин: «Глэмпинг — это все-таки палатка. Сейчас под это трендовое слово открывают кучу всяких мест — базы отдыха, домики, вагончики, какие-то строения»

Рождение идеи: «Когда мне сказали, что палатка стоит 200–300 тысяч, я подумал, что это какой-то бред…»

— Ильнар, давайте объясним для начала, что такое глэмпинг. У многих ощущение, что это такой турпоход с палатками и туалетом на улице…

— Понятие «глэмпинг» пришло к нам из Англии — это «гламурный» кемпинг, то есть палатка повышенной комфортности. Да, ты живешь на природе, но при этом у тебя есть все удобства. Это кровать отельного уровня, душ, туалет, мини-кухня. Ты едешь в лес, но не берешь с собой палатку, кучу кастрюль. Ты приезжаешь — и у тебя уже все готово.

— Там кормят как в отеле или все-таки с собой нужно взять?

— Глэмпинги бывают разных форматов — мы, к примеру, не обеспечиваем питанием. Мы предоставляем все возможное, чтобы гости могли сами приготовить пищу. Имеются мини-кухня, гриль или мангал и вся необходимая посуда. Глэмпинг — все-таки палатка. Сейчас под это трендовое слово открывают кучу всяких мест — базы отдыха, домики, вагончики, какие-то строения. Вообще, глэмпингом еще называют «отель 1000 звезд», потому что у тебя терраса, звездное небо, и вообще, это такая романтика.

Рустам Минниханов: «Просто отъехать от дома – уже отдохнул на 50 процентов»

— По сути, вы одними из первых начали это делать. Как появилась идея открыть глэмпинг в Татарстане?

— Два года назад я был на молодежном туристическом форуме, который организовывал комитет по туризму, где выступала президент ассоциации глэмпингов РФ Жанна Кира. Я сидел и думал: что это вообще такое? И какое-то непонятное слово «глэмпинг»! Она говорила, что палатка стоит 200–300 тысяч, — я думал, это какой-то бред, она в магазине стоит 3, ну 5 тысяч. И, по ее словам, аренда такой палатки в России обходится от 3 тысяч до 15 тысяч рублей? Я еще тогда подумал, что в Hilton и Marriott за такие деньги можно заселиться. Потом как-то не вспоминал об этом. И вот в марте 2020 года, когда из-за пандемии путешествовать стало некуда, мы с партнером задумались об этой идее. У него отец купил участок в Зеленодольском районе под рыбную ферму и хотел развивать экотуризм. Я предложил открыть здесь глэмпинг. Позвонил Жанне, приобрел концепт с бизнес-планом, разработанным компанией «Дикий дом». Через два дня они приехали — и мы начали делать.

«Мы, наверное, единственный глэмпинг в России, где душ и туалет в каждой палатке, еще и чан с фурако на террасе стоит» «Мы, наверное, единственный глэмпинг в России, где душ и туалет в каждой палатке, еще и чан с фурако на террасе стоит»

— То есть вам предложили готовые решения, оставалось лишь найти деньги?

— Они занимаются разработкой этих проектов и открытием лагерей по всей России — в Крыму, на Алтае, Байкале. У тебя есть участок — они уже работают над расположением, консультируют по инженерным сетям. Без них мы бы так палатки не расположили. Рядом есть озеро, и мы изначально хотели палатки поставить все вдоль. Консультанты по-другому раскрыли место: палатки мы поставили на расстоянии, разместили баню. Площадь лагеря — 16 гектаров.

— Во сколько вам обошлась разработка проекта?

— 500 тысяч рублей. Это не только проект: еще его ведение, создание бренда, изучение участка, территории, конкурентов, бизнес-план, расчеты, регламенты работы с персоналом. Сами палатки сделаны под нас. Мы, наверное, единственный глэмпинг в России, где душ и туалет в каждой палатке, еще и чан с фурако на террасе стоит. 


— В этом, наверное, и фишка вашего глэмпинга?

— По проекту у нас были джакузи. Но это немного не российская история, и мы не знали, как нагреть воду. Водонагреватели? Но они потребляют 12–15 киловатт, а это большая нагрузка на сети и, соответственно, приличные расходы, плюс обслуживание. Мы искали более надежное решение. Поэтому остановились на фурако — это японская кедровая баня. Купель, которая обшита алтайским кедром и подогревается дровяной печью. Ты сидишь как в термальных источниках, но при этом можно заварить эфирные масла и травы — это неописуемые эмоции. Чан и фурако гораздо безопаснее, в отличие от бани — там нагревается голова, и ты не можешь долго сидеть, устаешь. А в чане у тебя только тело погружено, а голова на свежем воздухе. Особенно на контрасте, когда на улице минус 30, а в чане плюс 40 — это крутые ощущения!

«Сначала у нас было 2-3 палатки, потом речь шла о 5-6, затем, когда разработали концепцию, было уже 9 палаток. И мы привлекли еще инвестора» «Сначала у нас было 2–3 палатки, потом речь шла о 5–6, затем, когда разработали концепцию, было уже 9 палаток. И мы привлекли еще инвестора»

«Стройка и сфера обслуживания — очень сложный бизнес, который я не рекомендую никому»

— Какие изначальные вложения были в проект?

— Всего у нас пять партнеров-инвесторов. Изначально мы хотели вдвоем все сделать, поставить 2–3 палатки. Но при расчетах выяснилось, что это невыгодная история: чем больше домиков, тем быстрее окупаемость. Ты все равно вложишь в коммуникации и прочие вещи, которые придется сделать.  Сначала у нас было 2–3 палатки, потом речь шла о 5–6, затем, когда разработали концепцию, было уже 9 палаток. И мы привлекли еще инвестора. Летний лагерь нам обошелся в 10 миллионов без стоимости участка. Это сами домики, кедровая баня с панорамным окном, пати-тент — общая зона, где у нас ресепшен, плюс расходы на прокладку всех коммуникаций.

— Наверное, сети обошлись дороже всего.

— Да, мы тянули более 1,5 километра электросети, на это ушло около 2 миллионов. Плюс сети по лагерю — километр водопровода, канализация нужна обязательно. Да, мы, как говорится, «заморочились», но сделали все по уму. У нас ни одного провода или шланга по самой территории не торчит.

— А как справляется канализация в лесу? Учитывая, что там еще у вас чаны с баней…

— Использованы септики, подготовлены дренажные тоннели. Для чанов своя система, для бани и душа с туалетами —  своя. У меня друзья даже шутят, что я за месяц коттеджный поселок построил…

— Тогда коммуналка у вас вообще гигантская!

— В месяц только за электричество приходит от 120 тысяч до 150 тысяч. Это космос! Если честно, мы не ожидали таких расходов. У нас тариф дорогой, поэтому в будущем необходимо переходить на другой, подешевле.

— По словам президента ассоциации глэмпингов РФ, на постройку одного глэмпинга нужно «всего 3–4 недели». У вас так же было?

— Вообще, я приехал на участок в июне 2020 года. Мы заказали разработку проекта, в начале июля начали стройку — и 13 августа нам подключили электричество. Тогда же у нас появились первые гости.

— Быстро, действительно. И какие были первые отзывы? Совпали ожидания и реальность?

— С самыми первыми гостями у нас был треш. Во время открытия шли проливные дожди. У нас тогда не было дорожек, и гости физически к нам не могли попасть! Я на своей машине делал «заброску» гостей. И они шутили, что в стоимость входит «грязное ралли» (смеется). Людям выдавали галоши, все вокруг было в глине — ощущение дикого отдыха по полной! Но, когда заходишь в палатку, а там — белоснежная постель, отельные полотенца, халаты, уютный интерьер, — люди просто выходили с открытыми ртами и говорили: «Вау!» Это на самом деле очень заряжает. Вообще, стройка и сфера обслуживания — очень сложный бизнес, который я не рекомендую никому. Нужно подумать тысячу раз, прежде чем открывать.

«Когда заходишь в палатку, а там — белоснежная постель, отельные полотенца, халаты, уютный интерьер — люди просто выходили с открытыми ртами и говорили «вау!» «Когда заходишь в палатку, а там — белоснежная постель, отельные полотенца, халаты, уютный интерьер, — люди просто выходили с открытыми ртами и говорили: «Вау!»

— Однако вас это не остановило — что самое хлопотное в этом деле?

— Каждый день почти что-то ломается. Когда мы зимой запустили дома, у нас замерзали трубы, лопались краны слива, каждый из которых стоит по тысяче рублей, а их мы поменяли штук 10! Лопались баки в бане, ломались смесители, мебель, водонагреватели. И это все нужно быстро устранить в течение перерыва между заездами гостей. В итоге с момента открытия мы проработали два месяца до первых заморозков — у нас замерзла и сломалась кофемашина, сантехника. Гости хотели все равно приезжать, но нам пришлось законсервировать лагерь.

— Давайте резюмируем общий объем инвестиций: вы продолжаете стройку?

— Да, плюс у нас сейчас строится рыбная ферма, это около 10–15 миллионов вложений, плюс покупка участка еще 5 миллионов. Потом мы построили A-frame дома (конструкция дома в виде шалаша в высокой двухскатной крышейприм. ред.). В общей сложности вложено уже 40 миллионов. Но теперь это реально круглогодично действующий проект. 

«Проработав первый сезон, мы поняли, что нужно гостю. Например, это «инстаграмность»: люди помимо отдыха едут за красивыми фотографиями, контентом, в новую локацию» «Проработав первый сезон, мы поняли, что нужно гостю. Например, это «инстаграмность»: люди, помимо отдыха, едут за красивыми фотографиями, контентом в новую локацию»

Про окупаемость и челлендж по стройке пяти домов за месяц

— Как-то я читала, что на запуск кемпинга повышенного комфорта нужен примерно 21 миллион рублей и он окупится за 16 месяцев. Это что, реальная окупаемость, не сказка?

— 16 месяцев — это рабочих, при полной загрузке круглый год. Но ведь глэмпинг в наших краях всерьез работает только летом. Соответственно, по расчетам, окупаемость будет через 2–3 года. Многое зависит от номерного фонда, поэтому мы и построили и зимние домики.

— Чем они отличаются от палаточных — помимо того что там тепло?

— После того как мы закрылись, к нам продолжали поступать заявки. Люди хотели на ноябрьские праздники забронировать, на Новый год, хотя мы говорили, что у нас холодно и нет воды. Однако обслуживание лагеря все равно стоит денег: электричество, персонал, охрана — и мы решили сделать что-то такое, что работало бы круглый год. Это полноценный дом, хотя содержание его дороже.

Проработав первый сезон, мы поняли, что нужно гостю. Например, это «инстаграмность»: люди, помимо отдыха, едут за красивыми фотографиями, контентом в новую локацию. Нужно было сделать идеальный визуал и уровень комфорта «5 звезд». Я заказал каменные раковины в ванную с Кавказа, прорезали окно — ты умываешься, и у тебя вид на лес. У меня был даже такой челлендж, чтобы построить пять таких домов за месяц. Подписчики тогда писали, что они дачу по три года строят, а вы тут за месяц решили пять! За месяц мы реально построили сам дом, а отделка, подключение коммуникаций, сборка мебели заняли еще месяц.

Общий объем инвестиций — 40 миллионов
При небольших инвестициях действительно классный глэмпинг не получается. Мы хотели вложить 5–7 миллионов. Но при таких расходах это будет просто кемпинг: какая-то мебель из поддонов, в общем, немного не то. Мы общаемся с коллегами из Сочи — там, например, ребята вложили уже 80 миллионов. А мы думали, это малозатратный бизнес!
   Совладелец глэмпинга Urman camp
Совладелец глэмпинга Urman camp

— Хороший глэмпинг любит деньги, понятно. 

— И президент наш говорил, что понимает, что это низкомаржинальный бизнес — расходов очень много.

— К каким еще подводным камням нужно быть готовым?

— Придется учитывать сопутствующие расходы. Например, постельное белье у нас уже на 10–20 процентов испортилось — что-то прожгли, безнадежно испачкали, порвали. Так же и с инвентарем — гриль перегорает, и его нужно менять, изнашивается террасная мебель. Очень много средств требуется на восстановление и обновление. Поэтому окупаемость может быть гораздо дольше.

— Зимой вы все-таки планируете открываться?

— Пока мы хотим частично вернуть вложенные деньги за этот сезон и дальше смотреть. Инвесторам нужно вернуть, и себе хочется что-то заработать. Пока мы только вкладываемся и вкладываемся.

«Мы фактически — SPA-отель на свежем воздухе» «Мы фактически спа-отель на свежем воздухе»

О ценах, шумных гостях и уединенном отдыхе

— Давайте про стоимость отдыха. Какая цена аренды на сегодня?

— Палаточные домики без чана стоят 4,9 тысячи в будни и в 5,9 тысячи в выходные. 8,9 тысячи — палатки с чаном в будни и 9,9 тысячи в выходные.  Дома A-frame — 12 тысяч в будни и 16 тысяч в выходные.

— Это же дорого — наверняка вам говорят.

Без алкоголя, но с конституцией и фейс-контролем: правила «гламурного кемпинга» в Татарстане

— Конечно, есть такие отзывы. Но я сразу отвечаю, что обслуживание лагеря — недешевое удовольствие. У нас отельное белье уровня «5 звезд» — белоснежное, с очень большой плотностью. Это пододеяльники, наволочки, маленькие и большие полотенца, халаты. Только на один домик уходит целый мешок белья, которое мы стираем в прачечной в Казани — чтобы обеспечить профессиональное качество стирки, приходится его туда возить. И со всем так: доставка каких-то расходников, хозтоваров, дров…

Но мы фактически спа-отель на свежем воздухе. Попробуйте отдельно заказать отдых с банным чаном — это обойдется в 6–8 тысяч. Но тогда у нас только проживание стоит 2 тысячи, так получается. Если вдуматься, то это выгодно: покажите, где есть такое?

— В России есть и такие глэмпинги на Камчатке, где туры начинаются от 80 тысяч, обещают доставку на вертолете и экспедиции… 

— Есть и глэмпинги, где выходные на двоих обходятся в 60–80 тысяч. Просто сравните с качественными аналогами, изучите предложения на рынке — и вы все поймете.

«К нам приезжают с разных городов — Ульяновск, Самара, Тольятти, Ижевск, Челны, Альметьевск, недавно из Москвы были» «К нам приезжают из разных городов — Ульяновск, Самара, Тольятти, Ижевск, Челны, Альметьевск, недавно из Москвы были»

— Выгодно, наверное, большой компанией приехать?

— Наша философия отдыха — это уединение с природой, и мы не заселяем компании, цель которых устроить шумную вечеринку. Палатка рассчитана на двоих гостей, дом — на семью до четырех человек.

У нас, конечно, были случаи… Как-то забронировали ребята три палатки, открывают багажник машины, а там — ящики пива, колонки. Мы готовы были их выселить, потому что тусовка продолжалась до ночи. А в палатках хорошая слышимость — и многие гости, которые приехали за тишиной, спокойствием и уединением, звонили и писали, что очень шумно. В итоге с 10–20-го раза мы их успокоили. После этого мы не бронируем на компании. Если нужно день рождения отметить или корпоратив провести, можно забронировать весь лагерь, чтобы не было помех другим гостям.

— Были гости, которые задерживались более чем на сутки?

— Аудитория у нас вообще классная — к нам приезжают отключиться о города. Были гости, которые жили в топовой палатке с чаном 2–3 дня — без жены, без семьи, чтобы просто наладить мысли, отдохнуть полноценно и перезагрузиться. Была девушка-предприниматель, которая жила 3–4 дня в одиночестве. К нам приезжают из разных городов — Ульяновск, Самара, Тольятти, Ижевск, Челны, Альметьевск, недавно из Москвы были.

— А к вам можно заказать доставку еды, например, если надолго приехать?

— Здесь сказывается удаленность, не все согласятся везти что-то далеко. Если из центра Казани, то это 40–45 километров, в пределах часа езды. Нужно проехать Раифу, Волжско-Камский заповедник и после этого еще 20 километров. Это Большеключинское сельское поселение, мы находимся недалеко от деревни Большой Кульбаш. 

«По плану, в Татарстане должно появиться 50 глэмпингов, в этом есть потребность» «По плану в Татарстане должно появиться 50 глэмпингов, в этом есть потребность»

Подводные камни туристического бизнеса в лесном уголке: персонал не держится, дороги размывает…

— Есть у вас конкуренты в Татарстане?

— У нас глэмпингов пока можно сказать, что нет. Есть кемпинги, базы отдыха, загородные отели. Мы пока единственный и первый круглогодичный глэмпинг в Татарстане. Когда была встреча с президентом и предпринимателями по экотуризму в марте, я очень порадовался, когда узнал, что еще одни ребята строят домики в Зеленодольском районе: наконец-то кто-то делает крутые вещи! Но там немного другая концепция.

— Как раз на встрече говорилось, что из-за отсутствия базовой инфраструктуры и доступности дорог затягивается строительство роскошных кемпингов. Но у дирекции по развитию природных территорий есть идея, как ускорить данный процесс…

— По сути, дирекция бесплатно дает франшизу по глэмпингу, помогая с нахождением и оформлением земельного участка, с обучением. Тебе дают готовый кейс. По плану в Татарстане должно появиться 50 глэмпингов, в этом есть потребность. Вообще, когда я раньше путешествовал, то видел, что этого не хватает. Рядом был только отель «Трын-трава» в Марий Эл и отель «Дом Волги» в Верхнем Услоне. И все, по факту у нас некуда поехать рядом.

— Получается, если будет проект, остается только деньги найти?

«Татарленд», «Семрук» и Halal Resort: летом в Татарстане откроется 10 новых глэмпингов

— Есть много людей, у которых есть и деньги, и участок. Самое сложное — сделать крутую локацию и обслуживать ее. Построить глэмпинг я сейчас могу за месяц, но чтобы все работало… Например, уборщицы и администраторы у нас не выдерживают, увольняются. Идет постоянная смена персонала. И интересно то, что больше всего зарабатывают именно уборщицы — до 80 тысяч рублей! Там фиксированная плата за дом. Сначала мы пытались найти клининговую компанию. За уборку одного дома они просят от 1,5 тысячи до 5 тысяч рублей, у нас 14 домиков, а убираться нужно каждый день.

— Еще и территория у вас большая!

— От административного домика до крайней палатки около 300 метров. Тебе нужно туда отнести постельное белье, бытовую химию, все обратно принести. Надо еще мыть баню после гостей… Не все готовы работать, не все справляются — приходится фактически жить в лесу.

— Сколько у вас всего человек работает?

— Зимой у нас было 8 человек, на летний сезон мы набираем до 15 сотрудников. Это уборщицы, администратор, эсэмэмщик, охранник, растопщик чанов и печник. Представьте, у нас в пяти домах пять чанов, где в каждом более 2 тонн воды, и после каждого гостя это нужно сливать, мыть, снова заливать и растапливать. Для растопки чанов нужно 6–7 часов, у нас только за месяц 8 машин дров ушло. А внутри каждого дома еще камин, который нужно почистить от золы, приготовить дрова, щепки. То есть обслуживание лагеря — это очень трудоемкий процесс! Вообще, когда мы начинали, у нас в бизнес-плане было два человека: администратор-эсэмэмщик, и охранник (он же плотник). А оказалось совсем не так.

— К тому же это еще и лес и грунтовые дороги…

— Ну элементарно: к тебе не может «КАМАЗ» с дровами заехать! В апреле мы вынуждены были закрыть лагерь, потому что нас затопило, и мы все брони перенесли на май. Затопило колодец, сгорела автоматика, на ровном месте попали на 100 тысяч. Дорогу размыло — то есть ни белье увезти, ни дрова привезти, ничего нельзя было сделать! Поэтому на встрече с президентом мы просили помочь с дорогой. Ее строительство равноценно стоимости всех вложений в глэмпинг и неподъемно для нас. У нас есть две дороги — через деревню, это около 1,5–2 километров, если рассматривать в обход деревни сразу к нам по полю, — там только на щебенку около 12 миллионов нужно…

— Кроме дорог, что еще необходимо сделать?

— Внизу участка есть озеро, которое мы хотим благоустроить. Оно заросло травой, к нему нужно сделать подход, возможно, пляж или пирс. Есть идея сделать там плавучую баню. Чтобы, например, попарился и нырял в озеро. Хотим еще запустить каяки и сап-борды, на это тоже нужна помощь. Был также вопрос по снижению тарифов на электричество. Так как у нас нет газа, все работает на электричестве, и на оплату счетов уходят почти все деньги.

«Как показывает опыт, люди приезжают, заселяются в домики и не выходят оттуда. Там достаточно уютно и комфортно» «Как показывает опыт, люди приезжают, заселяются в домики и не выходят оттуда. Там достаточно уютно и комфортно»

— Каких сюрпризов стоит ожидать гостям, которые не привыкли к отдыху на природе? Комары наверняка самое малое, что может быть…

— Насчет комаров вы не правы — как раз их у нас нет. Но вообще нужно одеваться и готовиться так, как будто ты едешь в лес на природу. Лучше взять резиновые сапоги на случай дождя, теплую одежду.

— Чем можно заняться? Ну хорошо, вот релаксируешь ты в домике, а дальше-то что?

— Обычно этот вопрос задают те, кто к нам не приезжал (смеется). Вообще, у нас есть настольные игры, мы закупили велосипеды, есть собака, с которой можно погулять. Но, как показывает опыт, люди приезжают, заселяются в домики и не выходят оттуда. Там достаточно уютно и комфортно: жарят барбекю, купаются в чане, смотрят на звездное небо, озеро, нет необходимости в дополнительных развлечениях. Хотя в деревне можно посмотреть старые ворота дома, где жили купцы. В 5 километрах есть карстовое озеро, имеется недалеко прокат лошадей, рядом дендрарий Волжско-Камского заповедника. Если задаться целью активно провести время, есть много чего. В баню можно сходить. Это допуслуга — 1,5 тысячи за час по бронированию.

— Расскажите о планах по развитию вашего глэмпинга.

— У нас в проекте есть дом на дереве, дом над оврагом, коворкинг, библиотека, кинотеатр под открытым небом и еще много всего, что мы будем реализовывать в процессе. Потом мы хотим развивать рыбную ферму, чтобы люди могли порыбачить, приготовить и здесь же остаться.

«Когда ты много путешествовал и видел много деталей, ты можешь транслировать это уже в своем бизнесе» «Когда ты много путешествовал и видел много деталей, ты можешь транслировать это уже в своем бизнесе»

От кассира в «Маке» до бизнесмена: «Любой бизнес происходит из боли…»

— Давайте немного о личном. Как вы связали свою жизнь с путешествиями?

— Я учился в КАИ на факультете автомобилестроения. В студенчестве подрабатывал в «Макдоналдсе», потом занимался автобизнесом в сфере продаж запчастей, тюнинга. И в 2016–2017 годах мы с другом сделали телеграм-канал о путешествиях Оnedollartrips и выгодным турам и как раз были в теме туризма. Я путешествовал на круизном лайнере за 129 евро, летал в Болгарию за 5 тысяч рублей туром на неделю. Было много дешевых и выгодных путешествий. А сейчас все — стало некуда путешествовать.

— У вас была такая задача — найти именно дешевый тур?

— Просто в то время не было особо денег, а путешествовать хотелось. Вообще, любой бизнес происходит из боли. Глэмпинг — это полная трансляция моих собственных ощущений. Люди приезжают и чувствуют, что вложена любовь, душа, и все «хотелки» свои я туда проецировал.

— Чем еще увлекаетесь в свободное время?

— Мне нравятся велосипедные путешествия, с ребятами из союза велосипедистов мы ездили по Татарстану и проложили «Путь Тукая», «Путь Державина». Вообще, есть такая мечта, чтобы объехать какой-нибудь остров на велосипеде или отправиться в кругосветное путешествие.

Традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса.

— Изучать опыт! Когда ты много путешествовал и видел много деталей, ты можешь транслировать это уже в своем бизнесе. Не терять позитивность. Без этого вообще ничего не вытянешь. И третье — это желание. Я хочу создать уютное место, куда бы приезжали со всей России и мира.