АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» подписала контракт на строительство двух судов на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020» (на фото) АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» подписало контракт на строительство двух судов на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020» (на фото) Фото предоставлено заводом им. Горького

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (входит в АО «Судостроительная корпорация „Ак Барс“»), главный речной перевозчик Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов АО «Северречфлот», а также лизинговая компания АО «Машпромлизинг» подписали контракт на строительство двух судов на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020».

Как уточнил генеральный директор СК «Ак Барс» Ренат Мистахов, на одной из встреч руководителей двух регионов президент РТ Рустам Минниханов рассказал, что Татарстан намерен строить «Метеоры» Как уточнил генеральный директор СК «Ак Барс» Ренат Мистахов, на одной из встреч руководителей двух регионов президент РТ Рустам Минниханов рассказал, что Татарстан намерен строить «Метеоры» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРЕДПОСЫЛКИ

Официально сообщается, что «основным импульсом» послужило решение правительства ХМАО об обновлении своего пассажирского флота. Как уточнил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор СК «Ак Барс» Ренат Мистахов, на одной из встреч руководителей двух регионов президент РТ Рустам Минниханов рассказал, что Татарстан намерен строить «Метеоры». После этого профильные специалисты ХМАО обратились на завод им. Горького с вопросом, возможно ли создание проекта под нужды этого региона. Ответ был утвердительным. «И мы написали техзадание для машин подобного типа», — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Северречфлота» Айрат Чумарин.

По его словам, важнейшим фактором доверия стало то, что завод им. Горького некогда выпускал аналогичные суда. В 1961–1991 годах он построил 361 «Метеор» (проект 342, разработан нижегородским ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева, который стал самым массовым СПК в мире). Добавим, что крайние СПК достраивали (для Китая) в начале 2000-х из советских заделов, над ними трудился и нынешний директор верфи Александр Филиппов, тогда простой рабочий.

«Метеор-2020» разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех» «Метеор-2020» разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех» Фото предоставлено заводом им. Горького

КТО АВТОР ПРОЕКТА

«Метеор-2020» разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех» (кстати, выходцы из алексеевского ЦКБ). Логично возникает вопрос: почему дело не поручили подконтрольному заводу АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), которое СК «Ак Барс» обязалась всячески загружать? В конце концов, некогда оно разработало революционные по характеристикам боевые СПК.

Есть мнение, что сегодня в бюро нет опытных специалистов в области общего проектирования такого рода судов, а спецы по гидродинамике, прочности, конструкции корпуса, которые участвовали в проектах раньше, уже весьма немолоды, плюс долгое отсутствие практической работы по теме. Однако Мистахов объясняет ситуацию иначе. Сегодня главная задача ЗПКБ — создание техпроекта универсальных десантных кораблей, которые недавно с помпой заложили в Керчи. Плюс есть еще два заказа от ВМФ. Немало дел и по гражданской тематике: продолжение работы над газоходом «Чайка СПГ» и еще одним пассажирским проектом, которым ЗПКБ удивит общественность в ближайшее время.

Айрат Чумарин (справа):«Повышенные требования к уровню шума, вибрации, удобству кресел, проходов, обеззараживанию воздуха, кондиционированию и обогреву. Для экипажа предусмотрены каюты отдыха» Айрат Чумарин (справа):«Повышенные требования к уровню шума, вибрации, удобству кресел, проходов, обеззараживанию воздуха, кондиционированию и обогреву. Для экипажа предусмотрены каюты отдыха» Фото предоставлено заводом им. Горького

ЧТО ТАКОЕ «МЕТЕОР-2020»

Сообщается, что у «Метеора-2020» есть ряд преимуществ перед другими СПК: незначительные перегрузки при волнении; меньшее время выхода на крылья; простота подъема крыльев для движения по мелководью или подхода к необорудованному берегу и т. д. Это и повышенный, по сравнению с привычным, комфорт для пассажиров и экипажа. «Максимальный уровень комфорта, какой только возможен на рейсовом речном судне, — заверил Чумарин. — Повышенные требования к уровню шума, вибрации (а это были одни из главных претензий к классическим СПК — прим. ред.), удобству кресел, проходов, обеззараживанию воздуха, кондиционированию и обогреву. Для экипажа предусмотрены каюты отдыха. А рубка по виду вообще как на космическом корабле — одно удовольствие таким судном управлять!»

По словам речника, у компании еще на ходу 6 классических «Метеоров», среди них — самый возрастной в России (скоро ему исполнится 40 лет). Сравним характеристики представителей двух поколений СПК. Длина «Метеора-2020» — 36 м (проект 342 — 34,6 м); ширина — 11 м (9,5); осадка — 2,05 м (2,35 м); пассажировместимость (в зависимости от конфигурации) — 126–150 человек (78–123); экипаж — 6 человек, включая кассира (3); максимальная скорость на тихой воде — более 75 км/ч (75 км/ч); запас хода — 700 км (600 км).

Как заверяет Мистахов, «Метеор-2020» на 99% состоит из российских комплектующих, даже двигатели предполагаются отечественные — от питерской «Звезды», хотя ранее говорилось либо о французских, либо о корейских движках.

«Мы перевозим пассажиров в трудно- и тяжелодоступные пункты по берегам Иртыша и Оби. Населенные пункты расположены друг от друга на расстоянии не менее 100 километров, а потому нужна скорость» «Мы перевозим пассажиров в трудно- и тяжелодоступные пункты по берегам Иртыша и Оби. Населенные пункты расположены друг от друга на расстоянии не менее 100 километров, а потому нужна скорость» Фото: © Артем Житенев, РИА «Новости»

ДЛЯ ЧЕГО В СИБИРИ И НА СЕВЕРЕ КРЫЛАТЫЙ ФЛОТ

Споры о том, нужны ли вообще СПК, не прекращаются. Против них работает худшая, чем у тихоходных водоизмещающих судов, экономика — потребляют много топлива; урбанизация — переселение людей из небольших городов/поселков и деревень (основная клиентура СПК) в большие города и мегаполисы; сильная конкуренция со стороны других скоростных видов транспорта; логистические неудобства (в мегаполисах речные порты значительно удалены от основных жилых районов).

Главное преимущество СПК — скорость. Расстояние, которое «омик» будет идти час, крылатое судно покроет за 10–15 минут. Поэтому главным интересантом скоростных перевозок видятся прежде всего администрации северных и сибирских регионов, которым насущно необходимо возить пассажиров из отдаленных поселков в райцентры. Тем более такие рейсы дотируются госбюджетом. Специалисты говорят, что применение СПК рентабельно при не менее чем 60-процентной загрузке. Глава «Северречфлота» уверен, что она будет 60–70%, а на некоторых направлениях — 90%. Подспорье тому — отсутствие в ХМАО сети автодорог.

Чумарин подчеркивает, что применение СПК в его регионе более чем оправдано: «Мы перевозим пассажиров в трудно- и тяжелодоступные пункты по берегам Иртыша и Оби. Населенные пункты расположены друг от друга на расстоянии не менее 100 километров, а потому нужна скорость. Мы предполагаем использовать „Метеоры-2020“ на маршрутах до 600 километров, а в перспективе появятся рейсы Ханты-Мансийск – Березов – Салехард, а это уже 1,5 тысячи километров, и пассажиры будут останавливаться на ночлег в гостинице».

Интересно, что вместе с зеленодольскими «Северречфлот» приобретает и два 45-местных нижегородских СПК «Валдай 45Р». К чему такая разнотипица? «Это связано с особенностями маршрутной сети ХМАО, — объясняет Чумарин. — „Валдаи“ — это, по сути, глубокая модернизация старых „Метеоров“, и они будут выполнять неответственные короткие рейсы. А „Метеоры-2020“ — абсолютно другие машины, новая веха в истории отечественного судостроения. Это универсальные суда, которые будут выполнять спектр задач, работать в тяжелых условиях низких температур и серьезных ветро-волновых режимов на дальнемагистральных направлениях».

Сама стоимость судов (без учета лизинга) почему-то держится в секрете, хотя в конкурсной документации она указана — 740 млн. рублей за пару Сама стоимость судов (без учета лизинга) почему-то держится в секрете, хотя в конкурсной документации она указана — 740 млн рублей за пару Фото предоставлено заводом им. Горького

СКОЛЬКО СТОИТ УДОВОЛЬСТВИЕ

Суда будут строить по лизинговой программе с льготной ставкой — 2,5% (обычно — 7,5%). «Удалось добиться крайне выгодных условий», — радуется Чумарин. Но, как признает Мистахов, сезонность судоходства приводит к тому, что даже при льготном лизинге окупаемость получается в пределах 6–7 лет (срок службы такого судна, как указано в документации, не менее 20 лет).

Сама стоимость судов (без учета лизинга) почему-то держится в секрете, хотя в конкурсной документации она указана — 740 млн рублей за пару. По известным данным, в создание эскизного и технического проектов зеленодольская верфь вложила 41 млн рублей.

Вообще договор должен был быть заключен еще в прошлом году, вскоре после того, как СПК презентовали губернатору Югры Наталье Комаровой. Но вмешался коронавирус Вообще, договор должен был быть заключен еще в прошлом году, вскоре после того как СПК презентовали губернатору Югры Наталье Комаровой. Но вмешался коронавирус Фото: kremlin.ru

СРОКИ

Вообще, договор должен был быть заключен еще в прошлом году, вскоре после того как СПК презентовали губернатору Югры Наталье Комаровой. Но вмешался коронавирус — потенциальные заказчики стали экономить.

По словам Мистахова, закладка планируется в конце февраля – начале марта. Прибыть к месту назначения суда должны в октябре 2022 года, т. е. встать на линии они смогут только в 2023-м. «Северным морским путем теплоходы можно привезти только в августе – сентябре, — объясняет Чумарин. — То есть им предстоит увлекательное путешествие».

Фарит Ханифов: «Мы вместе с заводчанами станем участвовать в подготовке документа и впишем туда основные мероприятия, которые в первую очередь окажутся нужны и нам» Фарит Ханифов: «Мы вместе с заводчанами станем участвовать в подготовке документа и впишем туда основные мероприятия, которые в первую очередь окажутся нужны и нам» Фото: «БИЗНЕС Online»

С ТАТАРСКИМ АКЦЕНТОМ

Как подчеркивает Чумарин, техзадание на «Метеоры» предполагало не только привязку к ХМАО, но и определенную географическую универсальность. «Полагаем, что наши суда станут первыми ласточками, на основании эксплуатации которых можно будет презентовать продукцию завода имени Горького и в других регионах, — рассуждает он. — Сверхзадача — татарстанскую продукцию распространить по всей России и за рубежом. Мне было бы очень приятно, если бы на основе опыта моего предприятия „Метеоры-2020“ выбрали и в других регионах».

Столь небезразличное отношение к верфи им. Горького, очевидно, объясняется двумя факторами. Во-первых, в процессе разговора выяснилось, что Айрат Раисович родом из Тетюшского района. А во-вторых, «Северречфлот» уже четыре года эксплуатирует еще два зеленодольских судна — скоростные теплоходы проекта А145. «Прекрасные машины, снискали любовь пассажиров», — говорит шеф «Северречфлота».

Здесь напомним, что министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов включен в рабочую группу по подготовке нацпроекта «Внутренний водный транспорт» (должен быть подписан в апреле). «Мы вместе с заводчанами станем участвовать в подготовке документа и впишем туда основные мероприятия, которые в первую очередь окажутся нужны и нам», — заверил он в конце прошлого года на праздновании 125-летия завода им. Горького. Конечно, имеется в виду и продвижение его продукции. По словам Мистахова, по «Метеорам-2020» идут переговоры и с другими потенциальными заказчиками — они хотят заказать порядка 10 СПК. «Если так пойдет, то выйдем на 5–6 „Метеоров“ в год, — осторожно предполагает гендиректор СК „Ак Барс“. — В условиях 30-процентного падения госзаказа для завода это очень хорошо».

Но появятся ли новые СПК у самого Татарстана? Некогда у «Татфлота» был солидный парк крылатых судов — 19 «Ракет» и 20 «Метеоров», а сегодня только три «Метеора» и один «Восход». По словам Мистахова, уже рассматривается возможность строительства для «Татфлота» (на недавней коллегии минтранса РТ об этом достаточно конкретно говорил Минниханов), но сначала надо вывести судоходную компанию на нормальный уровень работы.