Полугодие стало самым слабым за всю историю наших наблюдений с 2011 года Полугодие стало самым слабым за всю историю наших наблюдений с 2011-го Фото: «БИЗНЕС Online»

ХУДШИЙ КВАРТАЛ И ПОЛУГОДИЕ: АПРЕЛЬ – ИЮНЬ ПРОВАЛИЛСЯ НА 43%

Число новых зарегистрированных легковых автомобилей в Татарстане сократилось на 15%: с 31 тыс. в январе – июне 2019 года до 26,3 тыс. в те же месяцы 2020-го, следует из отчета агентства «Автостат», имеющегося в распоряжении «БИЗНЕС Online». Полугодие стало самым слабым за всю историю наших наблюдений с 2011-го. Ранее, после нефтяного и валютного кризисов 2014–2015 годов, рынок уже искал дно: в первом полугодии 2015-го с его 27,4 тыс. регистраций, далее в первом полугодии 2016-го — 26,4 тыс., но и этот антирекорд, пусть на сотню, оказался побит в текущем году. Как тут не вспомнить слова «я пробиваю третье дно…» из хита радиочартов этого лета «Август» белорусской, к слову, группы Intelligence...

Для сравнения: в лучшем за всю историю первом полугодии «универсиадного» 2013-го татарстанцы приобрели 60 тыс. новых авто, или в 2,3 раза больше, чем сейчас. В годы после 2014-го удавалось достичь максимум 33 тыс. регистраций — в первом полугодии 2018-го. Мы уже отмечали, что спрос на первичном авторынке — один из самых объективных барометров, демонстрирующих экономическую ситуацию и уровень доходов населения. Исходя из этого, происходившее во втором квартале этого года следует признать острейшим экономическим кризисом как минимум за десятилетие.

Но все первое полугодие не стоит мазать одной краской. Напомним, что в первом квартале авторынок вырос на 18%, или 2 539 единиц, а второй квартал принес в копилку дилеров только 9 718 очков — на 7 236 единицы, или 43% меньше, чем в апреле – июне-2019.

В Казани спрос за полугодие снизился, но только на 11% до 9 491 авто, и это все же оказалось на 64 единицы выше, чем в антирекордном первом полугодии 2016-го. Т. е. в Казани, где традиционно на люксовые бренды спрос выше, ситуация оказалась более стабильной: пусть кто-то ел капусту, а кто-то — мясо, но в среднем вышли голубцы.

В целом по РФ продажи новых легковых и легких коммерческих авто, согласно отчету ассоциации европейского бизнеса, снизились за полугодие на 23%.

«После двух месяцев резкого падения продаж автомобилей в июне появились признаки медленного возвращения к результатам прошлого года. Несмотря на то что дилеры работают, меры государственной поддержки дополнительно стимулируют продажи и положительно сказывается отложенный спрос, все же в июне мы наблюдаем снижение продаж на 14,6 процента по сравнению с июнем 2019-го. Для производителей и дилеров прошедшие полгода напоминали американские горки: небольшой подъем в начале года, беспрецедентно резкое падение в апреле – мае и медленное восстановление в июне. Падение на 23 процента по сравнению с июнем прошлого года в целом соответствует новому прогнозу АЕБ на 2020-й: 1 миллион 339 тысяч проданных автомобилей, что также ниже уровня прошлого года на 23,9 процента. Новый прогноз основан на предположении о продолжении государственной поддержки стимулирования покупательского спроса и отсутствии второй волны пандемии», — прокомментировал итоги полугодия председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Из общих факторов, давивших на продажи новых авто, можем отметить падение текущих и неопределенность будущих доходов граждан, ограничение в работе автомобильных салонов, передвижения покупателей, высокую волатильность валютных курсов и желание уйти в евро/доллар до прояснения ситуации.

Целой серией антирекордов отличилась отечественная Lada, потерявшая 2522 регистраций или 27%, и снизив продажи до 6868 единиц. Это худшее полугодие за всю историю отечественной марки Целой серией антирекордов отличилась отечественная LADA, потерявшая 2 522 регистрации, или 27%, и снизив продажи до 6 868 единиц. Это худшее полугодие за всю историю отечественной марки Фото: «БИЗНЕС Online»

LADA С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ АНТИРЕКОРДАМИ

Разберем итоги тех, кто заметнее остальных сдал позиции. Целой серией антирекордов отличилась отечественная LADA, потерявшая 2 522 регистрации, или 27%, и снизив продажи до 6 868 единиц. Это худшее полугодие за всю историю отечественной марки, на 671 регистрацию слабее предыдущего антирекорда января – июня 2016-го с его 7 539 авто.

Напомним, что из-за снятия с производства доступных классических моделей и семейства Samara, а также желания автолюбителей пересесть на иномарки ближайшего ценового сегмента спрос на новые вазовские изделия стабильно снижался: с 22 тыс. в первом полугодии 2011-го до 7,5 тыс. в первом полугодии 2016-го. Затем на фоне посткризисного восстановления спроса и вывода на рынок ряда удачных моделей удалось подрасти до 9,4 тыс. в январе – июне 2018-го. Но уже по итогам 2019-го произошел спад на 4,5%.  

Уточним: в отличие от ряда других марок, которые пытались расти в  январе – марте 2020-го, LADA потеряла 1,7% в первом квартале текущего года.

Итак, у LADA 2 522 недополученных голоса. Для сравнения: остальные 9 из 10 марок, фигурирующих в нашем обзоре, в сумме лишились только 2 381 балла. Таким образом, кризис больнее всего ударил именно по отечественной марке.

В Казани вазовцы потеряли четверть своей доли рынка, снизив продажи до антирекордных 1 586 единиц, что на 38 автомобилей меньше предыдущего дна в январе – июне 2016 года. В целом по РФ тольяттинцы «отминусовали» 24%. Т. е. держались чуть лучше, чем в Казани и по РТ.

В целом наиболее пострадавшие — это самые бюджетные модели, но есть нюансы. Сильнее всего действительно просел хит продаж LADA, самая доступная модель Granta Sedan (от 471 тыс. рублей — на 10 тыс. дороже апреля и на 15 тыс. — января текущего года). Далее, на 440 до 1 045 регистраций скатился рейтинг Granta Liftback (от 489 тыс. — на 10 тыс. дороже апреля). В общей сложности четыре представителя семейства Granta потеряли 1 133, опустившись  до 3 166 проданных авто.

У чуть более комфортабельной Vesta дела шли не лучше: модель в кузове седан (от 654 тыс. — на 17 тыс. дороже апреля) отминусовала 466 регистраций до 881, а в кузове универсал (от 733 тыс. — на 17 тыс. дороже апреля) — 387 до 1 076 авто.

Продолжил свое падение спрос на компактный кроссовер марки XRay (от 642 тыс. рублей) — минус 330 регистраций, снижение продаж до 498 единиц Продолжил свое падение спрос на компактный кроссовер марки XRAY (от 642 тыс. рублей) — минус 330 регистраций, снижение продаж до 498 единиц Фото: «БИЗНЕС Online»

Продолжил свое падение спрос на компактный кроссовер (или хетч с повышенным клиренсом, кому как больше нравится) марки XRAY (от 642 тыс. рублей) — минус 330 регистраций, снижение продаж до 498 единиц. Отметим, что заметное охлаждение страсти покупателей к данной модели началось еще в прошлом году, когда за январь – март 2019-го XRAY недосчитался 409 регистраций.

Поскольку в декабре прошлого года совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» а с ним и бренд Niva перешли во владение российского производителя, то здесь же подведем итоги по соответствующей модели. Спрос сократился на 136 позиций до абсолютного антирекорда в 266 регистраций, максимум фиксировался в январе – июне далекого 2012-го с его 1 276 проданными Niva. В первой декаде нынешнего августа купить полноприводник уже не с привычным желтым, а с вазовским шильдиком можно было от 726 тыс. рублей, что на 49 тыс. дороже апреля.

Статистика у француза заметно лучше средней по рынку: потеряно всего 7% или 251 единицы. Напомним, что в первом квартале Renault, показал лучшую в Татарстане динамику: плюс 539 регистраций, или 31%, до 2 262 авто Статистика у «француза» заметно лучше средней по рынку: потеряно всего 7%, или 251 единицы. Напомним, что в первом квартале Renault показал лучшую в Татарстане динамику: плюс 539 регистраций, или 31%, до 2 262 авто Фото: «БИЗНЕС Online»

RENAULT: КАЗАНСКИЙ СПРОС НА ARKANA И SANDERO СПАС ОТ ПРОВАЛА

Оценим, как шли дела у стратегического партнера АвтоВАЗа Renault. В целом статистика у «француза» заметно лучше средней по рынку: потеряно всего 7%, или 251 единица. Снижение до 3 536 авто, что много лучше дна в 2 546 регистраций в январе – июне 2015 года.

Напомним, что в первом квартале Renault, показал лучшую в Татарстане динамику: плюс 539 регистраций, или 31%, до 2 262 авто. Бренд установил новый абсолютный рекорд, почти на 400 (!) регистраций превышающий показатель первого квартала 2013-го. 

В Казани Renault в целом за полугодие даже не просел, а прибавил 1% до 1 372 регистраций. На фоне относительно приятных цифр по РТ и Казани плачевно смотрится потеря одной пятой в целом по РФ.

В группе компаний «КАН Авто» Александра Колесова также отметили хорошую динамику французской (хотя в ряде стран самые популярные модели Sandero, Duster, Logan идут с румынским лого Dacia) марки. «В наших салонах среди брендов особенно выделился Renault, показав положительную динамику в размере 58 процентов в сравнении с прошлым годом. Это объясняется открытием в нашей компании второго дилерского центра данной марки. Появление нового салона привлекло дополнительных клиентов не только в ГК „КАН Авто“, но и к самому бренду Renault: по итогам первого полугодия доля бренда в городе достигала значения 15,8 процента в максимуме, равняясь в среднем 14,46 процента, в то время как средняя доля по стране составила всего лишь 8,62 процента», — заявила нашему изданию директор по продажам ГК «КАН Авто» Рита Халилова.

В группе «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева привели иные цифры по марке: «Renault потерял 21,8 процента до 4 691 единицы», — заявили в пресс-службе ТТС. Такой получается противоход с «КАН Авто».

К слову, отечественная LADA, по внутренним расчетам ТТС, просела за полугодие на 21,4% до 2 332 авто. Получаем, что в компании Зубарева объем продаж по отечественному бренду в 2 раза ниже, чем по Renault. «На показатели, конечно, влияние оказал почти двухмесячный простой салонов во время карантина. Компания осуществляла дистанционные продажи в это время, для чего мы быстро адаптировали наш сайт и мобильное приложение. Но говорить о том, что дистанционные продажи могут полноценно заменить классические — в салоне, конечно, нельзя. Российский потребитель к этому не готов ни сейчас, ни в ближайшем будущем», — обозначили главные причины резкого спада по ряду марок в ТТС.

Давайте оценим успехи и провалы отдельных моделей. Основательную поддержку марке в первом полугодии в виде дополнительных 550 продаж (197 из них за апрель – июнь) обеспечила запущенная в прошлом году в продажу новинка кроссовер Arkana (от 1,104 млн рублей — на 15 тыс. дороже апреля). Несмотря на выявленные в начальной партии «детские болячки» от луж под передними ковриками до выпадающих стекол, рейтинг выглядящего много дороже своих денег купейного кроссовера стремительно шел вверх со старта продаж.

Французский бестселлер Sandero тоже держался бодрячком, потеряв всего ничего 52 регистрации, снизившись до 1199 проданных авто Французский бестселлер Sandero тоже держался бодрячком, потеряв всего ничего, 52 регистрации, снизившись до 1 199 проданных авто Фото: © Руслан Кривобок, РИА «Новости»

Французский бестселлер Sandero тоже держался бодрячком, потеряв всего ничего, 52 регистрации, снизившись до 1 199 проданных авто (482 из них за второй квартал). Тут вазовцы должны взять на заметку, что же не так пошло у семейства Vesta и почему в выигрыше оказался Sandero.

Кстати, о ценах: в августе дилеры просили за Sandero от 643 тыс. — на 18 тыс. больше, чем в апреле. За версию с увеличенным дорожным просветом Stepway  — от 801 тыс., что на 11 тыс. больше.

Не всем моделям Renault удалось отделаться легким испугом. К примеру, продвигающий философию доступной французской проходимости и вместительности при неприхотливом дизайне кроссовер Duster потерял больше остальных — 304 регистрации до 561 (из них 208 за второй квартал). При этом минимальный ценник тут сохранился с апреля на уровне 777 тыс. рублей.

Как оказалось, если поскрести по сусекам у обладателей 1,1–1,5 млн рублей (или тех, кто может себе позволить взвалить на плечи кредит), то можно и более ровно пройти кризис.  Еще раз подчеркнем, что эффект новинки, которую хорошо встретил рынок, сгладил спад по хорошо известным моделям.

Самый популярный зарубежный, но ставший уже таким близким, почти родным, бренд KIA потерял pf 13% или 578 регистраций Самый популярный зарубежный, но ставший уже таким близким, почти родным бренд KIA потерял 13%, или 578 регистраций Фото: «БИЗНЕС Online»

KIA: АНТИРЕКОРД RIO, РЕКОРД CERATO И НОВИНКА SELTOS

Время поговорить о главном конкуренте LADA. Самый популярный зарубежный, но ставший уже таким близким, почти родным бренд KIA потерял 13%, или 578 регистраций, сократив продажи до 3 728 единиц, и это ниже уровня предыдущего посткризисного дна января – июня 2015-го на 61 единицу. Если взглянуть на более ранние годы, например 2011–2012, то там продажи шли слабее, по 2 234 и 3 570 соответственно, но это, можно сказать, было в другой жизни.

В Казани «кореец» потерял только 10% до 1 496 единиц и удержался выше на 57 баллов относительно минимума первого полугодия 2015-го.

По РФ KIA падал сильнее, на 27%, что на 3% больше, чем федеральное падение у LADA. Таким образом, отечественный бренд в эпоху «коронакризиса» пусть и совсем ненамного, но потеснил своего главного конкурента в целом по стране.

По итогам первого полугодия в «КАН Авто» зафиксировали прирост спроса на KIA  в размере 28%, а в ТТС — напротив, потерю 28%. Как и в случае с Renault, возникает ощущение, что два крупнейших дилера РТ сработали как сообщающиеся сосуды: когда у одного по тому или иному бренду убыло, у другого — прибыло.

Оценим успехи корейских моделей. Тут придется бросить камень в огород вазовской Vesta: просадка продаж преследуемого ей Rio куда скромнее — минус 12% до 1 952 единиц. За корейский бестселлер всех времен в августе просили (без учета скидок и «плюшек») от 805 тыс. рублей — на 10 тыс. дороже апреля и на 35 тыс. — января. А если вам удастся собрать все возможные бонусы, то официальные дилеры обещают продать корейский бестселлер за 697 тыс.рублей.

Из корейских седанов в лучшую сторону выделился Cerato, чей рейтинг вырос на 53 позиции до 278 регистраций новых авто. Но есть нюанс: в продаже сохраняются два поколения — предыдущее Classic (от 1,02 млн — без изменений) и самое свежее (от 1,175 млн — на 15 тыс. дороже апреля).

Армия поклонников бизнес-седана Optima (от 1,565 млн — на 200 тыс. дороже апреля) поредела на 113 до 208. Впрочем, тут следует учесть улов Hyundai Sonata.

Перейдем к кроссоверам. Новинка — компактный кроссовер Seltos — с места в карьер разогналась до 224 проданных авто, при этом второй квартал обеспечил 111 из них: вот тебе и ровная торговля без просадки к первому кварталу. Казанцы за январь – июнь припарковали 83 такие машины.

Близкий по философии Soul (от 1,05 млн — без изменений) отминусовал 155 до 210 единиц Близкий по философии Soul (от 1,05 млн — без изменений) отминусовал 155 до 210 единиц Фото: «БИЗНЕС Online»

Многообещающую новинку российские автолюбители с нетерпением ждали после прошлогоднего анонса. Покупателей не смутили даже обнаруженные огрехи типа не доходящих до упора дворников — стильный экстерьер с интерьером и демократичный стартовый ценник от 1,14 млн рублей обеспечили авто весьма бодрый старт. За самый доступный вариант с «автоматом» просят от 1,18 млн рублей, полноприводный — от 1,28 миллиона. Все отмеченные комплектации подорожали с апреля на 20 тыс. рублей.

Близкий по философии Soul (от 1,05 млн — без изменений) отминусовал 155 до 210 единиц. Обладатель «серебра» в линейке Sportage (от 1,490 млн — на 65 тыс. дороже апреля) поставил под ружье только 459 новобранцев — на 159 меньше, чем за первое полугодие 2019-го.

«Дуэт дилерских центров Hyundai совместными усилиями реализовал 1206 автомобилей, что на 5% больше, чем в прошлому году» «Дуэт дилерских центров Hyundai совместными усилиями реализовал 1 206 автомобилей, что на 5 процентов больше, чем в прошлому году» Фото: «БИЗНЕС Online»

HYUNDAI теснит Lada за счет не так быстро растущих ценников

Заглянем и к напарнику KIA по корейскому концерну — Hyundai, — сбавившему обороты на 11% до 3 077 единиц. До дна первого полугодия 2015-го с его 2 289 регистрациями тут явно далеко. В Казани Hyundai и вовсе потерял символический 1%, сократив регистрации до 1 245. Общероссийская динамика, как и у KIA, составила минус 27%.

«Дуэт дилерских центров Hyundai совместными усилиями реализовал 1 206 автомобилей, что на 5 процентов больше, чем в прошлому году», — отметила положительную динамику по бренду Халилова. А в ТТС динамикой марки не порадовали: минус 31%.

Что касается отдельных моделей Hyundai, то бизнес-седан Sonata прибавил 62 регистрации до 183. При этом к 2020 году выпуска, т. е. последнему, 8-му, поколению модели, относится 102 проданных авто (против 16 за первый квартал). Ценник в начале августа здесь стартовал от 1,549 млн — на 25 тыс. дороже апреля. Остальные регистрации пошли в копилку предыдущему, 7-му, поколению, ценники которого отсутствовали на официальном российском сайте бренда уже в январе. 

Тем временем один из претендентов на звание народного седана и любимчик таксопарков Solaris потерял 13% до 1 081 регистрации, но это успех по сравнению с Vesta. В строю пока еще находятся как предпоследнее поколение (от 766 тыс. — на 10 тыс. дороже апреля), так и свежее (от 776 тыс. — на 10 тыс. дороже апреля) с задней оптикой, роднящей Solaris с предыдущим поколением Sonata и с KIA Optima.

Тем временем, один из претендентов на звание народного седана и любимчик таксопарков Solaris потерял 13% до 1081 регистрации, но это успех по сравнению с Vesta Тем временем один из претендентов на звание народного седана и любимчик таксопарков Solaris потерял 13% до 1 081 регистрации, но это успех по сравнению с Vesta Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

Как видим, у вазовских моделей абсолютная прибавка по цене за второй квартал превосходит рост ценников у самых популярных корейских моделей. Напомним, что корейцы успешно использовали прием удержания сравнительно стабильных ценников в кризисном 2015 году, за счет чего и перетянули одеяло спроса на себя. Хороший запас прочности и возможность подобных маневров в кризис — показатель более продуманного менеджмента.

Но вернемся к показателям моделей Hyundai. Бестселлер марки, компактный кроссовер Creta, в разгар «коронакризиса» отделался легким испугом — минус 7% до 1 311 авто (514 за второй квартал). Ценник на обновленный хит спроса к апрелю вырос на 42 тыс. до 1,027 млн рублей. Напомним, что еще в апреле в продаже также можно было найти и предыдущее поколение за 972 тыс. рублей.

Кому и досталось на орехи, так это кроссоверу Tucson (от 1,584 млн — на 20 тыс. дороже апреля): его рейтинг обвалился на 31% до 296 пунктов (из них только 93 — за второй квартал).

На 24% или 250 регистраций до антирекордных 795 единиц просел в Татарстане спрос на новые автомобили Nissan, предыдущий минимум принадлежал первому полугодия-2016 с его 872 голосами На 24%, или 250 регистраций, до антирекордных 795 единиц просел в Татарстане спрос на новые автомобили Nissan, предыдущий минимум принадлежал первому полугодию 2016-го с его 872 голосами Фото: «БИЗНЕС Online»

NISSAN: провал в бюджетном сегменте

На 24%, или 250 регистраций, до антирекордных 795 единиц просел в Татарстане спрос на новые автомобили Nissan, предыдущий минимум принадлежал первому полугодию 2016-го с его 872 голосами. В Казани «японец» просел на 21% также до антирекорда в 336 регистраций. И это тот редкий случай, когда по РФ картина выглядела чуть лучше: здесь потери составили только 18%.

Принципиальное отличие от предыдущего года — отсутствие в модельном ряду бюджетного седана Almera — и сразу минус 128 единиц (в прошлом году были авто 2018 года выпуска). Напомним, что Nissan уступил свою долю в АвтоВАЗе в пользу Renault и сосредоточился на поставках кроссоверов. Также обнулилась регистрация автомобилей модели Juke, в то время как в январе – июне 2019-го татарстанцами было приобретено 31 такое авто.

Брат-близнец Renault Duster — чуть более продуманный Nissan Terrano (от 1,07 млн рублей) — убедил в своих преимуществах только 186 покупателей: на 64 меньше, чем в первом полугодии 2019-го. Бестселлер Qashqai (от 1,38 млн) откатился на 70 позиций до 317 регистраций.

Тем временем более дорогие модели показали положительную динамику. X-Trail (от 1,75 млн) добавил 22 до 254 и Murano (от 2,58 млн) — 20 до 37 регистраций.

Перед тем как перейти к игрокам, самочувствие которых было лучше среднего по больнице, скажем пару слов по Ford: всего лишь 7 регистраций против 443 за первое полугодие 2019-го Перед тем как перейти к игрокам, самочувствие которых было лучше «среднего по больнице», скажем несколько слов о Ford: всего лишь 7 регистраций против 443 за первое полугодие 2019-го Фото: «БИЗНЕС Online»

сходящий на нет ford и тройка «бенефициаров» «коронакризиса»: Volkswagen, Skoda и Toyota

Перед тем как перейти к игрокам, самочувствие которых было лучше «среднего по больнице», скажем несколько слов о Ford: всего лишь 7 регистраций против 443 за первое полугодие 2019-го. Причина провала отмечалась неоднократно — официальный уход с российского рынка легковых авто в прошлом году,  сопровождавшийся закрытием местных заводов. К слову,  в апреле-2019 Ford, распродавая остатки перед уходом из России, объявил аттракцион неслыханной щедрости со скидками до полумиллиона рублей на машину. Дилеры, как и в случае с уходом GM, стали жаловаться на убытки: они успели закупить тачки на продажу по старым ценам и никаких компенсаций для них не предусмотрено. Эксперты «БИЗНЕС Online», комментируя «суперакцию», советовали подходить к покупке вдумчиво — цены на некоторые модели были завышены. А один из крупнейших российских дилеров с татарстанской пропиской заявлял о беспрецедентных скидках, но по факту цены на автомобили данной марки росли и в первом, и во втором кварталах.

Но хватит о грустном. Такие завсегдатаи первой десятки автомобильных брендов, как Volkswagen, Toyota и Skoda, держались заметно лучше рынка, теряя в первом полугодии лишь 4%, 1% и 2% соответственно.

Итак, у VW бюджетный Polo (от 793 тыс. рублей) потерял только 68 регистраций, сократив продажи ровно до тысячи авто. Флагман линейки кроссоверов Touareg (от 4,1 млн) — минус 10 до 61 авто, а вот среднеразмерный кроссовер Tiguan (от 1,61 млн) даже прибавил 24 регистрации, нарастив позиции до 534 проданных автомобилей. Кроме того, наконец-то в РФ доехала обновленная Jetta (от 1,52 млн), также уже появился ценник на стильную новинку Arteon (от 2,6 млн).

В ТТС отметили, что Skoda выглядела хорошо для столько сложного рынка и потеряла в автосалонах дилера только 5% за полугодие, а в июле продажи марки ускорились аж на 96% В ТТС отметили, что Skoda выглядела хорошо для столь сложного рынка и потеряла в автосалонах дилера только 5% за полугодие, а в июле продажи марки ускорились аж на 96% Фото: «БИЗНЕС Online»

Очередь заглянуть в «конюшню» подконтрольной концерну VW чешской Skoda. Самая доступная модель Rapid (от 792 тыс.) отминусовала 93 единицы до 493, старшая сестра Octavia (от 1,14 млн) — 47 до 215 и кроссовер Kodiaq (от 1,59 млн) — 46 до 301 единицы. Сохранить равновесие удалось за счет новинки — кроссовера Karoq (от 1,42 млн), — которая с места в карьер разогналась до 162 регистраций.

В ТТС отметили, что Skoda выглядела хорошо для столь сложного рынка и потеряла в автосалонах дилера только 5% за полугодие, а в июле продажи марки ускорились аж на 96%.

Теперь о японском производителе. Его бюджетный флагман — Toyota Corolla (от 1,27 млн — на 27 тыс. дороже апреля) — потерял 28 регистраций, снизив показатель до 69 проданных авто, Camry (от 1,72 млн) — минус 56 до 253 и Land Cruiser Prado (от 2,66 млн — на 50 тыс. дороже апреля) — минус 33 до 177.

Но баланс выровнял обновленный в прошлом году бестселлер модельного ряда, среднеразмерный кроссовер RAV4 (от 1,852 млн — на 47 тыс. дороже апреля), чей рейтинг взлетел на 113 до 623 пунктов (177 за второй квартал), это третий по силе результат для полугодия, а рекорд остается за январем – июнем 2013-го с его 833 авто. По заявлению компании, в модель, поступившую в продажу в РФ с 30 октября, был внесен самый большой объем изменений в истории марки, включая уникальный полный привод и «лучшую в мире» автоматическую 8-ступенчатую коробку передач. И мы, пожалуй, присоединимся к тем, кто считает экстерьер последнего поколения RAV4 очень удачным. Хотя и к этой новинке есть вопросы — например, по отстающему от времени, очевидно устаревшему мультимедиа, а также по управляемости, вероятно, принесенной в жертву более комфортной подвеске. Тем не менее плюсы для покупателей легко перевесили минусы, и уже на старте продаж, в декабре прошлого года, RAV4 смог установить новый максимум месячных продаж за всю историю модели в России — 4 964 автомобиля. Собственно, и татарстанцы, как и многие в стране, проголосовали рублем именно за новое поколение: 486 из поставленных на учет авто датировано 2020 годом.

По данным ТТС, за полугодие Toyota в целом прибавила 2,3% — один из лучших показателей в портфеле дилера По данным ТТС, за полугодие Toyota в целом прибавила 2,3% — один из лучших показателей в портфеле дилера Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

По данным ТТС, за полугодие Toyota в целом прибавила 2,3% — один из лучших показателей в портфеле дилера, лучше дела шли только у Porsche (плюс 4%) и люксовой марки той же Toyota — Lexus (плюс 23%): об успехах премиальных игроков мы подробно рассказывали в первой части обзора.

Ранее, комментируя итоги первого квартала, в пресс-службе компании «ТрансТехСервис» среди наиболее динамично «выступивших» моделей также выделили RAV4. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года его продажи выросли почти в 2 раза. Связано это с тем, что новая Toyota RAV4, выпущенная на рынок в октябре 2019-го, сильно изменилась как внешне, так и технически. Кроме того, на вторичном рынке RAV4 показывает высокую остаточную стоимость. Также завод-изготовитель на год продлил срок гарантии на эти автомобили — с 3 до 4 лет. Все эти факторы в сочетании с хорошей маркетинговой поддержкой импортера оказали влияние на высокий спрос», — отметили в ТТС.

В первом полугодии текущего года обратила на себя внимание японская Mazda, собравшая под своими знаменами 435 неофитов из Татарстана — на 13% больше, чем годом ранее. В первом полугодии 2020-го обратила на себя внимание японская Mazda, собравшая под своими знаменами 435 неофитов из Татарстана — на 13% больше, чем годом ранее. Фото: «БИЗНЕС Online»

СХ-5 ПОМОГ УСКОРИТЬСЯ MAZDA

Нашлись игроки, которые смогли прибавить обороты на падающем рынке. Так, в первом полугодии 2020-го обратила на себя внимание японская Mazda, собравшая под своими знаменами 435 неофитов из Татарстана — на 13% больше, чем годом ранее. В Казани марке удалось ускориться на 36% до 211 единиц. В целом по РФ зафиксирована потеря 12%, а значит, это очередная исключительно республиканская история успеха.

Давайте в «лицах». 328 местных автолюбителей — на 47 больше, чем в январе – июне 2019-го, — проголосовали кошельком за бестселлер Mazda, кроссовер CX-5 (от 1,66 млн). В обойме марки присутствуют как модель предыдущего поколения (от 1,615 млн рублей), так и новинка — от 1,664 млн рублей.

Также на 8 до 25 пунктов подрос рейтинг старшего брата «пятерки», CX-9, и тут в продаже находятся как предпоследнее поколение (от 2,87 млн), так и самое свежее (от 2,9 млн рублей). К победному шествию японских кроссоверов присоединилась и модель с более скромным клиренсом: «тройка» (от 1,49 млн) добавила одну до 13 регистраций.

Немного сдала позиции только «шестерка» (от 1,59 млн), которая привлекла своим лаконичным динамичным силуэтом только 69 покупателей — на 5 меньше, чем за год до этого.

Отметим, что у Mazda сохранился баланс реализованных авто по годам. Так, в первом полугодии 2020-го был приобретен 191 автомобиль текущего года и 244 — прошлого, а в первом полугодии 2019-го — 174 и 210 соответственно.

Suzuki последние два года восстанавливает продажи, которые обвалились в РТ с 713 единиц в январе – марте 2011-го до 30 единиц за те же месяцы 2018-гоФото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ПОВТОРНЫЙ ШТУРМ С ВОСТОКА: SUZUKI, HAVAL, GEELY

К слову, соотечественник Mazda, Suzuki, последние два года восстанавливает продажи, которые обвалились в РТ с 713 единиц в январе – марте 2011-го до 30 единиц за те же месяцы 2018-го. В первом полугодии 2019-го марке удалось приподняться от плинтуса на 22 позиции, а в текущем году — на более заметные 72 до 124 регистраций. При этом казанцы за январь – июнь 2020-го купили 56 автомобилей Suzuki — на 41 больше, чем год назад. Здесь история носит общефедеральный характер, т. к. по РФ «японец» прибавил 17%.

Разогнаться удалось благодаря хорошему спросу на обновленный кроссовер Vitara (от 1,35 млн), чей рейтинг взлетел на 51 пункт до 95 регистраций. Посильную поддержку бестселлеру оказали и другие модели: SX4 (от 1,45 млн) прибавила 11 до 16, а Jimny (от 1,64 млн) — с 9 до 12 единиц.

Как и в прошлом году, в текущем продолжает увеличивать свое присутствие китайский Haval (ранее был представлен маркой Great Wall), добившийся в РТ признания от 261 автолюбителя — на 118 больше, чем в январе – июне 2019-го. Традиционно скептично настроенные к продукции из Поднебесной казанцы отдали ей тем не менее 82 голоса — на 51 больше, чем за первое полугодие 2019-го. По РФ Haval наращивал свое присутствие также семимильными шагами: плюс 91%.

В текущем продолжает увеличивать свое присутствие  китайский Haval (ранее был представлен маркой Great Wall), добившийся в РТ признания от 261 автолюбителя — на 118 больше, чем за январь–июнь-2019 В текущем году продолжает увеличивать свое присутствие  китайский Haval (ранее был представлен маркой Great Wall), добившийся в РТ признания от 261 автолюбителя — на 118 больше, чем в  январе – июне 2019-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается моделей, то тут произошла рокировка. Так, хит продаж 2019 года Н6 (от 1,15 млн) сдал 19 позиций, опустившись до 77 регистраций. Тем временем горячая новинка с более продвинутым дизайном F7 (от 1,49 млн) выстрелила сразу на 148 очков против одного в январе – июне прошлого  года.

Не отчаялся по причине неудач и пробует еще раз занять достойное место на российском рынке еще один представитель автопрома КНР — Geely. Рейтинг данной марки в РТ ранее обвалился с 845 пунктов в январе – июне 2013-го  до жалких 15 регистраций в январе – июне 2018-го. Однако в первой половине текущего года марке удалось прибавить сразу 124 позиции до 153 регистраций. Уточним, что в данном случае, в отличие от Haval, казанцы не спешили менять гнев на милость и за полгода приобрели только 9 автомобилей Geely — на 5 больше, чем годом ранее. В целом по РФ была более скромная динамика, плюс 12%, что обусловлено сравнительно высокой российской базой и символической — в РТ.

Не отчаялся по причине неудач и пробует еще раз занять достойное место на российском рынке  еще один представитель автопрома КНР Geely Не отчаялся по причине неудач и пробует еще раз занять достойное место на российском рынке  еще один представитель автопрома КНР — Geely Фото: «БИЗНЕС Online»

Первую скрипку у Geely играет модель Atlas (от 1,24 млн), которой удалось поставить под ружье 61 новобранца из РТ — на 40 больше, чем в первом полугодии 2019-го. Второе место также за кроссовером Emgrand X7 (от 1,06 млн), которому удалось разогнаться на 38 до 42 единиц. С места в карьер до 35 корпусов ускорилась новинка сезона — стильный компактный кроссовер Coolray (от 1,12 млн).

***

Подведем итоги. Результаты марок, удачно разместивших свои новинки в сегменте со стартовым ценником 1,2–1,8 млн рублей, подтверждают, что кризис — время потерь для одних и возможностей для других и поскрести по сусекам в карманах автолюбителей, желающих получить свежие модели все же можно. В то же время гигантский провал отечественной LADA по самым доступным моделям сигнализирует, что сильнее всего негативные последствия «коронакризиса» отразились на наименее защищенных слоях населения. На фоне сравнительных успехов конкурентов семейства Vesta и XRAY вазовцам в целом следует поразмыслить над соотношением цены и качества своей продукции и детально разобрать причины успехов коллег.

Сказался кризис и на раскладе сил среди автодилеров. Диаметрально противоположные данные по динамике продаж таких популярных брендов, как Renault, KIA, Hyundai, зафиксированы в «КАН Авто» и ТТС. Если группа Александра Николаевича по ним круто прибавила, то структура Вячеслава Викторовича, напротив, сдала позиции, и тут тоже капитану корабля есть о чем подумать.