Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова познакомила с Букаевым и тюзовскую труппуФото предоставлено пресс-службой Казанского ТЮЗа

«ВАЖНО ИДТИ ВПЕРЕД, НЕ ТОЛЬКО ПОКЛОНЯЯСЬ ПЕПЛУ, НО И ПЕРЕДАВАТЬ ОГОНЬ»

Как и предсказывал «БИЗНЕС Online» в начале месяца, главным режиссером Казанского ТЮЗа стал 43-летний уроженец столицы РТ Радион Букаев. Накануне его сначала представили президенту РТ Рустаму Минниханову, который посетил требующее ремонта здание театра в рамках традиционной прогулки по историческому центру города, а затем министр культуры Татарстана Ирада Аюпова познакомила с Букаевым и тюзовскую труппу.

«У театра есть будущее, я в это верю! Многое в будущем театра зависит от человека, который будет его вести, — сказала на встрече Аюпова, сообщает пресс-служба Казанского ТЮЗа. — В любом театре два начала: административное — его реализует директор, и есть творческое — которое реализует главный режиссер. И сегодня я бы хотела представить вашего нового главного режиссера Радиона Тимуровича Букаева. Думаю, скучно вам точно не будет. Главное, чтобы театр имел свое лицо, зрителя, будущее». Цитирует пресс-служба и директора театра Айгуль Горнышеву: «Впереди важный этап масштабной реконструкции театра, и я благодарна, что в этот непростой период Радион согласился принять предложение и возглавить наш театр. Важно идти вперед, не только поклоняясь пеплу, но и передавать огонь. Сейчас мы передаем этот факел Радиону. В добрый путь!»

«У театра есть будущее, я в это верю! Многое в будущем театра зависит от человека, который будет его вести»Фото предоставлено пресс-службой Казанского ТЮЗа

Букаев — выпускник Казанского суворовского военного училища, учился в Московском военном университете, а затем — в Театральном институте им. Щукина. Ставил спектакли во многих российских театрах — от Москвы до Минусинска. В 2013–2016 годах был главным режиссером елецкого драматического театра «Бенефис» Липецкой области, в 2018-м возглавил в Краснодаре новый Театр защитника Отечества, с 2019-го — главный режиссер Магаданской драмы. В 2018 году был номинирован на «Золотую маску» за спектакль «Лесосибирск Лойс» в театре «Поиск» (Лесосибирск) и на российскую национальную театральную премию «Арлекин» за постановку «Дети и Эти» из репертуара казанского «Угла».

Айгуль Горнышева: «У театра есть будущее, я в это верю! Многое в будущем театра зависит от человека, который будет его вести» Айгуль Горнышева: «Впереди важный этап масштабной реконструкции театра, и я благодарна, что в этот непростой период Радион согласился принять предложение и возглавить наш театр» Фото: «БИЗНЕС Online»

Нового главного режиссера ждут как минимум две проблемы. С одной стороны, многострадальная реконструкция здания бывшего купеческого собрания, где располагается ТЮЗ. Возможно, появление здесь вчера президента РТ поможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. С другой — для Букаева будет очень важно преодолеть все конфликты и недомолвки внутри коллектива, которые сопутствовали работе его предшественника Туфана Имамутдинова. Последний решил покинуть пост главрежа в начале года, дабы сосредоточиться на своих экспериментальных проектах, которые сделали его «человеком года в культуре Татарстана 2019-го» по версии «БИЗНЕС Online».

Начнет свою работу Букаев в Казани 5 ноября. До этого момента он должен выполнить все свои прежние обязательства: завершить работу в качестве главрежа в Магадане, поставить спектакль в Нижнем Тагиле и принять участие в фестивале дальневосточных театров.

Туфан Имамутдинов покинул пост главрежа в начале года, дабы сосредоточиться на своих проектах, которые сделали его «человеком года в культуре Татарстана 2019 года» по версии «БИЗНЕС Online» Туфан Имамутдинов покинул пост главрежа в начале года, дабы сосредоточиться на своих проектах, которые сделали его «человеком года в культуре Татарстана 2019-го» по версии «БИЗНЕС Online» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВСЕ ЭТО ДОЛЖНО ОТТАЛКИВАТЬСЯ ОТ ОСНОВЫ — СПЕКТАКЛЕЙ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ПРОСМОТРА»

О своих эмоциях от нового назначения и ближайших планах «БИЗНЕС Online» накануне рассказал сам Букаев.

— Радион, насколько значимое это для вас событие — назначение на должность главного режиссера Казанского ТЮЗа?

— Сегодняшний день начался с визита президента Рустама Нургалиевича, удалось даже с ним немножко поговорить, и у меня возникло предчувствие чего-то большого, важного, серьезного. Это эмоции как перед путешествием — трепет и волнение перед чем-то новым. Но я с воодушевлением смотрю вперед. Я родился в Казани, и для меня это серьезный шаг — после 26 лет скитаний вернуться на родину, в театр, который помню с детства. Помню, как школьником меня водили на спектакли ТЮЗа еще до пожара. Я, конечно, забыл, что смотрел, но наверняка в театре до сих пор работают люди, которых я мог видеть.

Визит президента в театр — очень важная вещь, потому что не каждый день глава республики посещает театр, который требует реконструкции. Не считаю, что реконструкция — проблема, это задача. Я работал и в малых городах, и в крупных краевых и областных центрах. Мне нравится руководить театром, строить его. А здесь выпадает серьезный шанс фактически построить театр заново. Мне нравится, что в Казанском ТЮЗе есть серьезные режиссерские традиции, лично для меня это важно. Не каждый театр может подобным похвастаться.

— Многие в театральном мире говорят, что работа в ТЮЗе — это как раз ваша история.

— В разных городах я ставил детские спектакли и для семейного просмотра. Мне близка стратегия ТЮЗа как театра, у которого есть очень важная миссия: говорить с подрастающим поколением о том, что театр — это круто. Мы знаем, что современное молодое поколение больше увлечено интернетом, соцсетями, сами они в театр не пойдут. И у них не будет серьезной традиции ходить в него, когда они вырастут.

Радион Букаев: «Последние годы мы наблюдаем, что семья как основа, оплот, система общества подвергается переосмыслению, ведутся споры и дискуссии.  С этим надо как-то разбираться и исследовать» Радион Букаев: «Последние годы мы наблюдаем, что семья как основа, оплот, система общества подвергается переосмыслению, ведутся споры и дискуссии. С этим надо как-то разбираться и исследовать» Фото: «БИЗНЕС Online»

Репертуар — это как дерево, у которого есть ствол и корни. Его основой, сердцевиной я бы сделал именно спектакли для семейного просмотра, чтобы в зале сидела семья — «мама, папа, я», чтобы было интересно и взрослым, и детям. Чтобы взрослые вспомнили, как сами были детьми, а детям стало бы интересно смотреть на себя и взаимоотношения со взрослыми. Важно, чтобы дети тоже не забывали, что у взрослых много ответственности.

— Любите исследовать семейные отношения?

— Для меня интересно и важно все, что касается семейных ценностей, исследования семейных взаимоотношений. Последние годы и десятилетия мы наблюдаем, что семья как основа, оплот, система общества подвергается переосмыслению, ведутся споры и дискуссии. С этим надо как-то разбираться и исследовать с помощью выразительных и театральных средств, о подобном написано много классической и современной литературы.

А дальше у этого дерева под названием «репертуар» могут быть разные веточки, которые растут от ствола, — конечно, это и экспериментальный театр, потому что без экспериментов невозможно, и развлекательный театр. Но все должно отталкиваться от основы — спектаклей для семейного просмотра. Я бы не назвал это семейным театром, звучит как-то уничижительно, но основой должен быть именно репертуар для всей семьи.

«Репертуар — это как дерево, у которого есть ствол и корни. Его основой, сердцевиной я бы сделал именно спектакли для семейного просмотра, чтобы в зале сидела семья — «мама, папа, я»Фото предоставлено пресс-службой Казанского ТЮЗа

— Можете уже озвучить первые планы в качестве главрежа Казанского ТЮЗа?

— В следующем сезоне, после Нового года, дай бог, разрешится история с коронавирусом. Скорее всего, новых приглашенных режиссеров пока не будет. Возможно, Туфан Рифович доделает свою работу, и я к концу года, к весне что-то выпущу. Но что — пока не могу назвать.

«ПРОЧНОЙ ПОЛОСЫ УСПЕХА У НАШЕГО ТЮЗА НЕ БЫЛО ДАВНО»

Назначение Букаева — это тот редкий для театрального мира Казани случай, когда едва ли не все знакомые с ситуацией профессионалы с оптимизмом смотрят на перспективы данного кадрового решения.

Инна Яркова: «Мы не раз вместе работали. Всегда это была очень честная, продуктивная работа с очень классным продуктом» Инна Яркова: «Мы не раз вместе работали. Всегда это была честная, продуктивная работа с очень классным продуктом» Фото: «БИЗНЕС Online»

В частности, об этом говорит директор фонда поддержки современного искусства «Живой город» и творческой лаборатории «Угол» Инна Яркова, она и ее коллеги имели отношение к тому, чтобы о режиссере узнали в родной Казани. «Для нас Радион Букаев — это важный человек, потому что самая первая театральная лаборатория, где мы еще работали волонтерами, в Свияжске была с его участием. И он впоследствии уже стал участником первой нашей собственной лаборатории, фонда „Живой город“. После этого мы не раз вместе работали — и на фестивале уличного искусства, и на других лабораториях. Всегда это была честная, продуктивная работа с очень классным продуктом. И один из его спектаклей, „Дети и Эти“, идет у нас в „Углу“ до сих пор, всегда собирая полный зал», — рассказала Яркова «БИЗНЕС Online». Она уверена, что Букаев — это идеальная кандидатура для Казанского ТЮЗа: «Он из Казани, знает труппу, контекст. Кроме того, у него уже есть опыт работы главным режиссером. И он очень любит театр для подростков. Мы рады и искренне поздравляем наш ТЮЗ».

Приветствует новое назначение и театральный критик, куратор специальных проектов театра им. Камала Нияз Игламов. «Это вообще моя давняя мечта и желание, чтобы Радион возглавил ТЮЗ, — еще до того как туда пришел Туфан Имамутдинов, — поделился он с нашим корреспондентом. — Мне казалось, что Радион будет более продуктивно работать в данном театре. Это казанский человек, который очень хорошо знает реалии нашего города, а подобное важно. Он дисциплинированный человек, который прекрасно разбирается в специфике работы ТЮЗа. Но самое главное — он бесконфликтный, при этом твердый, порядочный и обладающий высокими моральными качествами. В каком-то смысле — очень приблизительно, поверхностно — его можно сравнить в данном смысле с Фаридом Бикчантаевым, который при внешней мягкости и интеллигентности достаточно жесткий в вопросах дисциплины, организации работы театра и прочего».

Нияз Игламов: «Прочной полосы успеха у нашего тюза не было давно, и очень хочется верить, что с приходом Радиона так и будет» Нияз Игламов: «Прочной полосы успеха у нашего ТЮЗа не было давно, и очень хочется верить, что с приходом Радиона так и станет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Игламов сообщил, что руководство Камаловского театра встречалось с Букаевым на предмет совместной работы, прикидывали сроки: «И в разговоре о Казанском ТЮЗе он высказал трезвые мысли, указал правильные болевые точки. В то же время у него есть видение, как подобное решать». При этом наш собеседник говорит, что новому главрежу нужен определенный кредит доверия со стороны театральной общественности и публики, поскольку задачи, которые стоят перед ним, невозможно решить за очень короткий срок. Тем более сейчас, когда театр как таковой только пытается понять, как же ему жить после пандемии. Только тогда Казанский ТЮЗ имеет шанс приблизиться по уровню к московскому РАМТу, питерскому театру им. Брянцева или лучшему региональному ТЮЗу страны из Красноярска. «Прочной полосы успеха у нашего ТЮЗа не было давно, и очень хочется верить, что с приходом Радиона так и станет, — говорит Игламов. — Здесь здоровый, правильный коллектив с правильным отношением к искусству. Мне этот театр кажется очень симпатичным, и я искренне желаю им успехов и полюбить друг друга — Радиону и труппе, руководству, административному персоналу и всем цехам, взаимодействовать друг с другом максимально продуктивно и дружественно».

Наш собеседник считает, что многие конфликты, имевшие место в театре в последние годы, должны сойти на нет. «Радион — другой человек… Они с Туфаном очень разные как режиссеры, как художники, я их не сравниваю. Они относятся друг к другу взаимоуважительно, — указывает Игламов. — Но чисто по-человечески лично я бы пошел в театр, которым руководит Букаев, нежели Имамутдинов. Все-таки Радион более отвечает моим критериям главного режиссера, больше обладает этими признаками. Хотя, конечно, Туфан — интересный, серьезный режиссер. Но будем откровенны — он занимался театром, которым руководил, не на 100 процентов. Его главные устремления находились на территории междисциплинарных театральных студий, поискового театра, что я очень горячо приветствую, особенно в Казани. Но это не совсем то, что от него ждал и сам ТЮЗ, и общественность, и зрители».