Процесс изучения чего-либо можно сравнить с тренировкой мышц – при регулярной практике физических нагрузок, они увеличиваются в размерах и становятся сильнее. Такая же схема срабатывает в отношении мозговой деятельности. Принуждая мозг к работе, мы способствуем появлению изменений в его структуре, в то же время, улучшая некоторые функции. Остановимся на происходящих процессах при изучении новых языков.

Как полушария мозга обмениваются информацией

Практически каждый человек понимает родной язык благодаря левому полушарию мозга. Если точнее, то область Брока контролирует речевую артикуляцию, а Вернике связана с языковым развитием и пониманием. Тем не менее, изучение языка является слишком сложной процедурой, чтобы ограничиваться только одним полушарием. Поэтому происходит обмен между левой и правой сторонами, за что отвечает мозолистое тело.

Влияние изучения языков на неврологические структуры и процессы

В 2013 году учеными из университета в Эдинбурге было проведено интересное исследование. Они попытались выявить корреляцию между билингвизмом – это практическое попеременное пользование двумя языками, и прогрессированием деменции, заболеванием Альцгеймера и прочих когнитивных расстройств.

В эксперименте приняли участие 648 пациентов из города Хайдарабад. Из всех испытуемых 391 человек знал в совершенстве как минимум два языка. Оказалось, что такие люди подвержены развитию деменции в среднем на 4,5 года позднее, нежели те, кто владеет лишь одним.

Происходит увеличение объема серого вещества

Мозговое вещество содержит в себе нервные клетки нейронов и регулирует сенсорное восприятие, память, речь и эмоции. Ученые из университета в Джорджтауне сравнивали объем серого компонента мозга у взрослых, знающих два языка и говорящих только на одном. Большее количество вещества было обнаружено в мозге билингвов, в частности в области лба и темечка, отвечающих за исполнительную функцию. Последняя подразумевает умение анализировать свое окружение, эффективно решать задачи и разбираться с многозадачностью.

Люди, у которых более развита исполнительская функция, отличаются от других способностью справляться с расстройствами когнитивного характера, например, деменцией и болезнью Альцгеймера, о чем было сказано ранее. Это не говорит о том, что мозг билингвов совсем не подвержен дегенерации, однако они лучше справляются с заболеванием за счет компенсаторных механизмов. Последние возникают благодаря тому, что человек знает второй язык и пользуется им.

Зависимости части мозга для хранения информации от возраста изучения языка

Учеными из Америки был проведен эксперимент с участием 12 испытуемых, которые свободно владеют двумя языками. Исследование показало, что люди, приступившие к изучению иностранного диалекта в раннем возрасте, хранят данные о нем вместе с информацией о родном языке. Те, кто начал изучать, будучи взрослым – в разных мозговых областях. Это подтверждает факт, что мозг запоминает по-разному в зависимости от возрастного периода индивида.

Материал подготовлен командой журнала ScienceandTechnology

18+