«В марте Государственный симфонический оркестр РТ представит на суд зрителей концертное исполнение оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера — в Казани и Московской филармонии» «В марте Государственный симфонический оркестр РТ представит на суд зрителей концертное исполнение оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера — в Казани и Московской филармонии»

«ЭТА ОПЕРА НЕ СТАТИЧНАЯ, А ОЧЕНЬ ТЕКУЧАЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ СМЫСЛЕ»

«Летучий голландец» — это одна из моих самых любимых опер, вагнеровских и не только, с очень глубоким смыслом. Я давно ее знаю, слышал в разных исполнениях, даже сам ею дирижировал — в Михайловском театре пару лет назад. Нам необходимо было решить, что мы могли бы в абонементе Московской филармонии сделать такого, чего еще там не делали — конечно, мы не говорим о версии оперы при участии Валерия Гергиева. Я подумал, что с моим оркестром было бы интересно сделать концертное исполнение «Летучего голландца». Тем более что до этого мы показали «Иоланту», в которой пел Евгений Никитин — один из самых востребованных певцов в мире, особенно что касается музыки Вагнера.

Мы строили этот проект под него, и, к сожалению, в последний момент мне позвонил Валерий Абисалович с просьбой отпустить Никитина. Дело в том, что Брин Терфель, который в Метрополитен-опера должен был петь с Гергиевым «Летучего голландца», сломал себе ногу и Никитина срочно попросили отказаться от выступления с нами. Вот такое случилось недоразумение. Но мир тесен, и мы все друг с другом связаны. Этот концерт будет записывать телеканал Mezzo, поэтому для меня было важно, чтобы он был самого высокого качества. И, к счастью, с большими трудами мы нашли замену — с нами будет прекрасный немецкий певец Альберт Домен, он тоже чистый вагнерианец, и я думаю, что это адекватная замена и все будет хорошо.

По поводу специфики концертного исполнения. «Летучий голландец» — опера не статичная, а очень текучая в музыкальном смысле. Это материал, за которым не устаешь следовать. Мы обязательно распечатаем либретто, и оно будет у зрителей. Но все-таки я бы рекомендовал всем, кто захочет пережить это с нами в Казани, почитать сюжет, содержание, поинтересоваться, о чем эта музыка. Тем интереснее будет слушать и следить за тем, что происходит на сцене. На мой взгляд, нет тяжелых или легких опер, есть просто хорошее исполнение или не очень. Если оно хорошее, то любая гениальная опера, даже кажущаяся тяжелой, будет слушаться на одном дыхании.

«Оркестр — наш, и музыканты будут понимать все с полсекунды, отлично представляя, что происходит, и очень хорошо владея материалом» «Оркестр — наш, и музыканты будут понимать все с полсекунды, отлично представляя, что происходит, и очень хорошо владея материалом»

«ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДЕТ КОРОТКИМ, НО ПРИЯТНЫМ»

Оркестровые репетиции начинаются с 22 февраля, они будут практически ежедневными. Работа с солистами стартует 2 марта, 4-го приедет хор, и все сложится по частям, как слоеный пирог. Певцы настолько профессиональны, что подготовка пройдет очень быстро. У нас будет достаточно времени, в крайнем случае, если надо будет сделать быструю спевку, у нас есть рояль, классы, и к этому мы тоже готовы. С хором Конторовича казанская публика знакома, как ни с каким другим. Они мастера хорового пения не только по названию, но и по сути. Поэтому у меня нет никаких опасений, что мы что-то не успеем.

Поскольку база и основа этой оперы — оркестр, и фактура ее оркестровая, за эту часть я больше всего спокоен. Оркестр — наш, и музыканты будут понимать все с полсекунды, отлично представляя, что происходит, и очень хорошо владея материалом. Также у нас еще будет время на то, чтобы в течение оркестровых корректур сделать какие-то очень важные смысловые акценты, рассказать, что происходит в том или ином эпизоде, чтобы реакция музыкантов была еще сильнее.

Расскажу один эпизод из своей жизни. Когда я дирижировал «Летучим голландцем» в Михайловском театре, перед премьерой почти каждый день было заявлено три-четыре репетиции — это очень много. Но в конечном итоге у меня было полторы репетиции. Да, для певцов это репертуарный спектакль, для меня это был некоторый шок — какие-то совершенно нереальные сроки. Но в итоге все собралось и прекрасно прошло. Я думаю, что процесс подготовки к нашему «Летучему голландцу» будет коротким, но приятным.

Если говорить о смысле оперы, то для меня ее главная идея заключается в том, что человек может быть очень близок к цели, но по своему неверию и малодушию, какой-то глубокой закомплексованности он в одночасье теряет то самое сокровенное, чем мог бы обладать. Вторая мысль — если ты встретил свою любовь и всей душой любишь этого человека, то ты не можешь не верить ему, какое-то недоразумение не может сбить тебя с толку, отравить твою любовь. Даже если кто-то оступается, нельзя из-за какой-то недосказанности, недопонимания обрушить то прекрасное, чем ты обладал. Это стоит очень дорого и в конечном счете стоит жизни… Самое главное — это терпение, доверие и любовь.

«Премьера «Летучего голландца» состоится 8 марта в Казани и 10 марта в Москве в рамках нашего постоянного абонемента в Московской филармонии» «Премьера «Летучего голландца» состоится 8 марта в Казани и 10 марта в Москве в рамках нашего постоянного абонемента в Московской филармонии»

«У НАС БЫЛИ ИДЕИ СПЕТЬ «АТТИЛУ» С АБДРАЗАКОВЫМ»

Премьера «Летучего голландца» состоится 8 марта в Казани и 10 марта в Москве в рамках нашего постоянного абонемента в Московской филармонии. К слову, абонемент на следующий сезон был распродан за 10 дней. Продажи зависят не только от того, насколько мы крутые, но и от музыкантов, с которыми мы выступаем. И очень дорогого стоит, что в этом сезоне мы работаем с совершенно фантастическими музыкантами.

Бесспорный хедлайнер следующего сезона — Ильдар Абдразаков, с которым мы выступили в Казани в рамках его фестиваля. Это один из лучших вердиевских басов, и сейчас он становится персоной внемузыкальной, человеком мира. Московская филармония обсуждала с нами варианты концерта с Ильдаром, зная, что мы очень творчески связаны. У нас были идеи спеть и «Аттилу», и симфонию №13 Шостаковича — много задумок. Но в итоге мы решили не искать добра от добра и исполнить то, что у нас на 100% есть в репертуаре — вердиевские арии и увертюры. Ильдар, конечно, согласился — это его конек. Поэтому тут не было долгих рассуждений.

Ильдар — невероятно плодовитый мастер и только набирает силу. Если мы обсуждали, что можем сделать Тринадцатую симфонию Шостаковича, раз он об этом сам заговорил, — это уже полдела. Я думаю, что в ближайшей перспективе мы действительно сможем это реализовать. По-моему, он еще не пел Тринадцатую, это может быть премьера. Для меня будет подарком, если я смогу это с ним сделать. Может, и оперу мы поставим, ведь Метрополитен-опера специально под него несколько лет назад возобновила постановку «Аттилы», и даже снимался фильм про это. В итоге постановка имела бешеный успех. Конечно, это очень интересная партитура, и я бы с удовольствием ее сделал с нашими ребятами. Все зависит от стечения обстоятельств, но пока они благоволят и все складывается так, как надо.

«16 октября мы играем с Николаем Луганским симфонию № 3 Сергея Рахманинова. Он — выдающийся пианист и потрясающий музыкант, наш друг и товарищ» «16 октября мы играем Рахманинова с Николаем Луганским. Он выдающийся пианист и потрясающий музыкант, наш друг и товарищ»

«ПЯТЬ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ МЫ ОСОБЕННО АКТИВНО ПОЯВЛЯЕМСЯ В СТОЛИЦЕ»

16 октября мы играем Рахманинова с Николаем Луганским. Он выдающийся пианист и потрясающий музыкант, наш друг и товарищ. Нам с ним было предложено сыграть «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и к этому я предложил добавить тот язык, на котором мы говорим совершенно свободно, — симфонии «Остров мертвых» и Третью, которые играем очень давно и будем летом записывать.

В 2021 году музыкальный мир будет отмечать 100-летие со дня смерти Камиля Сен-Санса, поэтому на втором концерте 16 января мы решили показать его музыку вместе с совершенно потрясающим виолончелистом. С нами должен был солировать Готье Капюсон, но не смог, и мы нашли Стивена Иссерлиса. Я с ним еще не работал, но это абсолютно топовый виолончелист. Вот такие три фигуры — Луганский, Иссерлис и Абдразаков — наши хедлайнеры, плюс к этому мы показываем то, что делает сейчас оркестр. Симфонию Сен-Санса с органом мы недавно исполнили в Казани, она звучала на органном фестивале. В нашем репертуаре она фигурирует уже давно, это совершенно роскошная и фантастическая симфония. Музыка Сен-Санса очень сложна для оркестра с точки зрения техники, и при этом очень показательна.

Уровень солистов, которые соглашаются с нами играть в этом абонементе, плюс наше постоянное присутствие в Москве в том или ином качестве — вот слагаемые нашего успеха. Пять последних лет мы особенно активно появляемся в столице, а в совокупности приезжаем туда уже 9 лет. Поэтому я думаю, что эти труды преобразуются в такую энергию, которая не требует усилий для продвижения — все идет на автопилоте. Я уверен, что для Московской филармонии, которая работает как отлаженный механизм, очень важна заполняемость залов и экономическая выгода. Поэтому продаваемость абонементов — это важный показатель: если абонементы продаются, значит, есть публика. Никто не заставит зрителя купить абонемент никаким способом, каждый сам определяет, хочет он пойти или нет. Просто так ничего не бывает, и результат десятилетней работы сегодня приносит плоды. Кроме того, преимущество, которое дает абонемент, — это возможность выступать на сцене филармонии и онлайн-трансляция на Meloman, их собственном интернет-телевидении. Практически все концерты снимаются и на Mezzo. Мы входим в коллекцию этих каналов с нашим брендом и реально пишем историю — очень достойно.

Александр Сладковский

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции