Впервые итоговое совещание агентства «Татмедиа» проходило в стенах ИТ-парка — до этого, как правило, ограничивались домашними стенами на Декабристов, 2 Впервые итоговое совещание агентства «Татмедиа» проходило в стенах IT-парка — до этого, как правило, ограничивались домашними стенами на Декабристов, 2

СТАВКА НА «ЦИФРУ»

С раннего утра вокруг парковки казанского IT-парка кружили LADA Largus, украшенные логотипами республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Осенью прошлого года их подарили начальникам районных изданий агентства, что совпало в тот день с назначением нового шефа «Татмедиа» Айдара Салимгараева. Сегодня он созвал всех подшефных редакторов на свою первую отчетную коллегию.

Кажется, впервые итоговое совещание агентства «Татмедиа» проходило в стенах IT-парка — до этого, как правило, ограничивались домашними стенами на Декабристов, 2. С первых же минут пребывания на коллегии складывалось впечатление: ставку будут делать на цифровизацию. Так и вышло: электронный суфлер, пульты для интерактивного голосования как на церемониях открытия и закрытия WorldSkills, инстаматы и последние чудеса техники — газетоматы, специальные вендинговые аппараты с республиканскими газетами и журналами. Не случайно пригласили и главу минцифры РТ Айрата Хайруллина, не проронившего, впрочем, почти ни слова.

На выставке достижений сразу бросался в глаза ребрендинг АО «Татмедиа» — первые перемены при новом гендиректоре Шамиле Садыкове. Как пояснили нам сотрудники медиахолдинга, новый логотип рисовали специально к коллегии — якобы его еще даже не успели зарегистрировать как товарный знак, зато успешно отобразили на всех стендах и сайте.

К назначенному часу все главные генералы медиаотрасли Татарстана не спеша собирались в фойе. Среди них корреспондент «БИЗНЕС Online» приметил и бывшего шефа АО «Татмедиа» Андрея Кузьмина, теперь редакторствующего в «РБК Татарстан», и Эдуарда Хайруллина — экс-руководителя пресс-службы президента РТ, перешедшего под крыло Салимгараева. Не видно было только бывшего руководителя агентства Айрата Зарипова

По словам Салимгараева, сегодня отрасль стоит перед серьезным вызовом, когда уклад меняется в сторону соцсетей и интернетаФото: tatarstan.ru

«Медиаотрасль не успевает, монетизация — тоже, не успевают люди меняться», — открыл своим докладом коллегию шеф «Татмедиа». По его словам, сегодня отрасль стоит перед серьезным вызовом, когда уклад меняется в сторону соцсетей и интернета. Медиаотрасль несет потери: закрылись «Первый городской телеканал», газеты «Тылсымлы куллар», «Нижнекамское время» и «Вечер в Елабуге». Такая же угроза, как следовало из выступления Салимгараева, ждет и многие остальные неперестроившиеся республиканские издания. В этот момент у него как назло завис электронный суфлер и ему пришлось вернуться к «аналоговому сигналу» — бумажке.

Подписной тираж изданий «Татмедиа» по итогам прошлого года опять снизился — на 8%. «По этому показателю мы все еще удерживаем лидерские позиции в России. Однако подписка, как и розничная продажа, имеет устойчивую тенденцию к падению. Проблема не только в массовом уходе читателя в интернет. Мы все еще видим спрос на печатную периодику. Отмена льготной доставки сделала ее недоступной для тех, кто хотел бы читать такие издания. Плюс к этому проблема со своевременной доставкой, а то и вовсе отсутствие почтальона», — жаловался шеф «Татмедиа». Впрочем, сразу оговорился, что татарстанское отделение «Почты России» ни в чем не винит — это федеральная беда. В результате снижения почтовой подписки республиканские издания вынуждены идти на альтернативные способы доставки, и теперь уже сами газеты распространяют свои материалы. Оно и дешевле — 450 рублей против почтовых 765 рублей.

Еще одна проблема — сокращение числа точек продаж периодики. Сегодня в РТ осталось лишь 233 газетных киоска, из которых 197 — в Казани. Только за прошлый год их число снизилось почти на треть. Салимгараева это не устраивает, он предложил запустить госпрограмму с субсидированием, снижением тарифов на электроэнергию, уменьшением стоимости аренды на землю и прочими плюшками для киоскеров. Тут-то и пригодились пульты — демократичный шеф «Татмедиа» предложил проголосовать сидящим, выбивать ему льготы или нет. Забавно, но зал, состоящий сплошь из руководителей этих самых газет, проголосовал за такие меры поддержки не единогласно. Треть оказалась против. То ли была внутренняя оппозиция, то ли многие попросту неправильно нажали кнопки, не сразу сообразив, как пользоваться девайсом. «Ничего, сейчас потренируемся, дальше лучше станет. Будем считать, что голосование у нас получилось, — отшучивался Салимгараев, которому не занимать опыта в проведении выборов всех уровней. — Наши муниципальные издания — это единственные СМИ, которые освещают общественно-политическую повестку. Потому они любимы, имеют своих преданных читателей и, несомненно, нуждаются в государственной поддержке».

Слайды своей презентации шеф «Татмедиа» пролистывал просто с космической скоростью. Лишь мелком удалось увидеть корреспонденту «БИЗНЕС Online» информацию про зарплаты сотрудников «Татмедиа». За прошлый год их подняли на 7,6%, и теперь они достигли 25,7 тыс. рублей. В 2019-м на эту индексацию выделялась субсидия в 81,4 млн рублей.

Отдельное внимание глава агентства уделил региональному телевидению. По его словам, собственно и по информации на слайде, в республике действует 36 телеканалов, из которых 14 — в аналоговой зоне, 5 — в спутнике, 9 — в эфирно-цифровой зоне, 6 — в интернете. Куда делось еще два телеканала — загадка. Куда важнее то, что телевещание, по словам Салимгараева, до сих пор остается одним из основных источников информации. За прошлый год татарстанским телеканалам удалось сохранить свою аудиторию и даже чуть-чуть ее увеличить. Собственный контент за год вырос на 6% и совокупно составил 226 часов в неделю, из которых 73 часа — местные новости. И тут шеф «Татмедиа» снова предложил залу проголосовать: какие каналы они смотрят чаще всего? Большинство за вариант «Не смотрю» (36%). Остальные две трети присутствующих начальников медиаотрасли выбрали свои телеканалы. Лидерство за ТК «Татарстан-24» (который, к слову, в 2020 году перейдет на вещание на татарском языке) и ТРК «Новый Век», что явно порадовало Ильшата Аминова в президиуме, особенно когда Салимгараев похвалил его за «Шаян ТВ».

Переход с «аналога» на «цифру» осложнил жизнь региональным телеканалам. Глава агентства вновь призвал к созданию регионального мультиплекса и закреплению 22-й кнопки в пакете кабельных операторов за местными телеканалами, то есть их агрегатором «Татарстан-24». 21-я кнопка, напомним, уже закреплена за ТНВ.


«МЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, УПРОЩАЕМ СВОЮ ПРОФЕССИЮ, ЗАБЫВАЕМ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ…»

По словам Салимгараева, в Татарстане растет интернет-аудитория — на 19% за прошлый год до 5 млн пользователей. Особенно увеличилось число пользователей мобильного интернета — их порядка 4 млн (больше на 11%, чем в 2018-м).

В топ-10 самых популярных интернет-СМИ, по словам шефа агентства, вошли «БИЗНЕС Online»,  KazanFirst, «РБК Татарстан», на котором «все-таки больше федеральный контент», «Татар-информ», «Комсомольская правда», «Татмедиа», «Вечерняя Казань», ProKazan, «Реальное время» и «События». «Если посмотреть, то не все решает бюджет изданий. Важно отношение к коллективным событиям и вовлеченность читателя», — комментировал рейтинг Салимгараев. «Давайте сами прорейтингуем, а то все говорят, что это профанация. Хочу узнать ваше мнение», — снова предложил он взяться за пульты. Результат был предсказуем: больше половины (55,2%) сидящих в зале аксакалов медиаотрасли проголосовали за «БИЗНЕС Online», следом «Татар-информ» (17,9%), «Реальное время» (8,96%), одинаково KazanFirst и «РБК Татарстан» (по 5,97%), ресурсы «Татмедиа» (4,48%), «Вечерняя Казань», и никто не признался, что читает ProKazan. «Это оценка нашего профессионального сообщества», — отметил шеф «Татмедиа».

Вся аудитория сегодня находится в социальных сетях. Притом ставка делается на «Инстаграм», который обогнал в прошлом году «ВКонтакте». В пример Салимгараев привел аккаунт президента РТ, который «посещают больше любого другого издания республики». Также АО «Татмедиа» проанализировало число подписчиков каналов республиканских СМИ в YouTube. Лидерами оказались «Хузур ТВ» (786 тыс.), «БИЗНЕС Online» (130 тыс.), «Майдан» (71,9 тыс.), TMTV (67,2 тыс.), «Универ ТВ» (51,5 тыс.) и ТНВ (44,4 тыс.). Заметим, что все лидеры, кроме нашего издания, — телеканалы.

Научить чиновников быть открытыми и уважать СМИ и население — таков был заключительный посыл доклада главы агентства. «Мы, к сожалению, упрощаем свою профессию, забываем свои обязанности, компетентность, хватаемся за первое мнение и не интересуемся точкой зрения второй стороны», — подчеркнул он на фоне слайдов про переподготовку кадров.

Перемены, по словам Садыкова, всегда нужно начинать с самого себя, и потому, он сразу, как возглавил АО, уволил 30 человек из руководящего состава организации Перемены, по словам Садыкова, всегда нужно начинать с самого себя, и потому он сразу, как возглавил АО, уволил 30 человек из руководящего состава организации

«Неправильно, когда много начальников и мало журналистов»

«Про зону комфорта и выход из нее», — так охарактеризовал свой доклад гендиректор АО «Татмедиа». Вытаскивать подшефные СМИ из аналогового болота и бросать их в омут современных медиареалий он предложил решительно. Перемены, по словам Садыкова, всегда нужно начинать с самого себя, и потому он сразу, как возглавил АО, уволил 30 человек из руководящего состава организации. Выжившие большую чистку заместители получили новые KPI, соответствующие духу времени, а на освободившиеся места должны прийти продуктивные творческие сотрудники. «Подобная работа будет касаться в будущем и филиалов, — обрадовал районных коллег гендиректор АО. — Оптимизация управленческого состава нам позволит создать новые творческие вакансии журналистов, эсэмэмщиков. Нам нужно идти в этом направлении. Неправильно, когда много начальников и мало журналистов, надо наоборот».

Он еще раз напомнил, что сегодня благодаря цифровизации Татарстана уже 76% граждан республики пользуются интернетом ежедневно, причем более половины заходят с мобильных устройств. При этом среднее время на сайте составляет 1,5–2 минуты, а видео смотрят и вовсе по 15 секунд. «Мы живем в эпоху поколения сториз, а впереди нас ждет поколение TikTok», — определил вызовы Садыков. В качестве примера он привел альметьевский телеканал «Татмедиа», просмотры которого в «Инстаграме» обгоняют «телесмотрение в кабеле». Но главный KPI не просто подписчики, а реакция пользователей, их лайки и обсуждения.

Именно как символ перемен гендиректор АО преподнес новый логотип «Татмедиа» — смена имиджа, по его словам, была нужна для «определенного сигнала и настроения», дабы никто не пропустил «ветер перемен». «Теперь это чистый, лаконичный, понятный дизайн, который будет удобно считываться с разных носителей», — представлял он ребрендинг АО.

Но главное, конечно, не внешний облик, а содержание. Только оно сможет привлечь к изданиям АО реального читателя. Гендиректор заверил, что «Татмедиа» готово к открытой, конкурентной борьбе с остальными СМИ. «Библиотеки и административный ресурс — это не наш путь, мы должны искать живого читателя, — выдвинул он революционный тезис, добавив чуть позже. — И живого покупателя». Для того чтобы издания медиахолдинга «нашли себя на полках киосков и магазинов», уже создан специальный отдел. Среди первых достижений — идея развозить районную газету «Минзеля» по стойкам в деревенских магазинах раз в неделю по 40 пунктам. В результате повышается доступность изданий, «каждый может прийти и за 15–20 рублей купить газету». «Это абсолютно альтернативная модель, потому что мы уже не можем только на почту надеяться», — подчеркнул Садыков и добавил, что, если дело пойдет, опыт масштабируют на остальную республику.

Ну а самый главный эксперимент «Татмедиа» — это применение вендинговых автоматов, которые сейчас тестируются в аэропортах, на вокзалах и станциях метро. Первое их преимущество — отсутствие продукции конкурентов «Татмедиа», а второе — неимение живых продавцов, что «дешевле, актуальнее и интереснее». Один такой аппарат поставили в IT-парке в фойе. Не с первой попытки, но все же он проглотил 100 рублей Аминова, выдав ему глянцевый татарстанский журнал.

Как символ перемен Садыков преподнес новый логотип «Татмедиа» — смена имиджа, по его словам, была нужна для «определенного сигнала и определенного настроения» Как символ перемен Садыков преподнес новый логотип «Татмедиа» — смена имиджа, по его словам, была нужна для «определенного сигнала и настроения» Фото: Максим Кирилов

«В ОБЩЕСТВЕ ВЫСОК ЗАПРОС НА ПОЗИТИВНЫЕ НОВОСТИ»

«Хорошо организованная коллегия, правильно поставлены вопросы, — похвалил Салимгараева по итогу обсуждений руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, поставив ему следующую оценку. — Молодец!»

Он, подводя итоги коллегии агентства «Татмедиа», указал ряд направлений, куда медиаотрасли следовало бы двигаться. Цифровизация — это замечательно, но нельзя забыть про информирование населения о реализации нацпроектов. Подобное, по словам Сафарова, сегодня задача номер один. С точки зрения пропагандистских кампаний 2020 год будет напряженным: 100-летие ТАССР, 75-летие Победы, обсуждение поправок в Конституцию РФ, перепись населения, а главное — выборы президента РТ.


«В обществе высок запрос на позитивные новости», — отметил он. По его словам, современные СМИ должны не только предоставлять информацию, но и еще объяснять ее. Потренироваться можно и нужно на нацпроектах, которые уж очень плохо освещаются в республике. Даже на официальных порталах ведомств нет об этом информации. «Практически каждое совещание президента начинается именно с национальных проектов. Но мы мало рассказываем об этом. И здесь мы находимся в зоне критики Рустама Нургалиевича. В рейтингах, которые проводит большая администрация президента России, мы не в лидерах, к сожалению. Хотя по реализации нацпроектов, по цифрам, по тому, что делается, мы, безусловно, одни из первых. Но СМИ при освещении этой темы не раскрывают, нет ответов на вопросы, какую практическую пользу получает каждый житель республики от реализации нацпроектов, — наставлял руководитель аппарата президента РТ прессу. — Простое механическое перечисление цифровых показателей оказывается сегодня недостаточно для понимания влияния программ на качество жизни татарстанцев». Сейчас за это направление в ранге замруководителя «Татмедиа» отвечает бывший пресс-секретарь президента РТ Хайруллин. К слову, Сафаров горячо похвалил его недавний проект — видеоуроки татарского языка с полиглотом Дмитрием Петровым.

Стремиться к профессиональному росту, быть более открытыми — такими словами в конце напутствовал зал Сафаров, уходя вместе со значительной частью присутствовавших на коллегию минстроя РТ.