Сегодня в одном из ресторанов Казани комитет по развитию туризма провел официальную презентацию новой айдентики столицы Татарстана Комитет по развитию туризма провел официальную презентацию новой айдентики Казани. Бренд был разработан еще 2014 году, но на широкий суд общественности представлен только сегодня

НОВЫЙ БРЕНД — ВЫПУСКНАЯ РАБОТА МОСКВИЧЕЙ

Сегодня в одном из ресторанов Казани комитет по развитию туризма провел официальную презентацию новой айдентики столицы Татарстана. О том, что исполком оформил права на визуальный бренд города для 24 классов товаров и услуг, стало известно еще месяц назад, а сам бренд был разработан и того раньше — в 2014 году, но на широкий суд общественности примеры разработанной стилистики представили только сегодня.

Ее разработчиками стали выпускники Британской высшей школы дизайна в Москве по заказу мэрии — визуальный бренд стал их дипломной работой в рамках производственной практики. Все эти годы некоторые элементы, как можно было заметить, уже использовались — в оформлении стендов, на выставках, где принимала участие столица. Сегодняшняя презентация означала, что права на айдентику в виде товарного знака зарегистрировали в Роспатенте. То есть теперь комитет по развитию туризма Казани во главе с Дарьей Санниковой сможет предоставлять права на айдентику по лицензии заинтересованным лицам, в том числе для производства и реализации сувенирной продукции и товаров.

Презентация полного брендбука пройдет в Казани в июне, а сегодня журналисты могли ознакомиться с конкретными примерами визуализации. Летом же будет представлен подробный гайдлайн: как правильно использовать бренд с участием дизайнера, на каких поверхностях.


Опережая все вопросы читателей о стоимости нового визуального бренда, заметим, что за его разработку городские власти ничего не заплатили, потому что это была выпускная работа студентов. «Они приезжали к нам в город в 2014 году, мы размещали их в отелях, встречали, оплачивали им питание и перелеты, организовывали встречи с фокус-группами», — перечислила Санникова расходы. На вопрос «БИЗНЕС Online», почему айдентику разрабатывала не местная компания, директор комитета сообщила, что сейчас, спустя столько лет, трудно говорить об этом, и уточнила, что научный руководитель студентов сам вышел с инициативой на Казань. Свои коррективы столичные власти также вносили.

Выплаты авторам бренда пока не предусмотрены. По словам главы комитета по развитию туризма, пока о коммерциализации речи не идет, но в будущем возможны какие-то отчисления. В ближайшее время усилия сосредоточат на популяризации бренда, чтобы заинтересовать производителей сувенирной продукции в его использовании. С ними будет заключаться договор лицензионного использования. Визуализацию производители смогут использовать бесплатно до 2021 года, а дальше если и будет плата, то только символическая.

Дарья Санникова: «Наша задача — чтобы сувениры были эффектные, красивые и ни на что больше не похожие» Дарья Санникова: «Наша задача — чтобы сувениры были эффектные, красивые и ни на что больше не похожие»

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ — КТО И КАК СМОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Презентуя городскую айдентику, Санникова заметила, что фокус в ней сделали на туристическом продвижении Казани — этому поспособствует запатентованный бренд. «Важно, чтобы память о городе сохранялась надолго — и сувениры помогают. Наша задача — чтобы они были эффектные, красивые и ни на что больше не похожие», — обозначила руководитель комитета.

Главный художник города Жанна Белицкая выступила с кратким обзором по сувенирным делам Казани.

«Я говорю даже не как главный художник, а как тот, кто неравнодушен к истории города, — выступила она. — Я обошла, конечно, не все магазины, но точки в разных частях города... Могу сказать, что дела обстоят не так плохо. Раньше, когда заходила в сувенирные, видела павлопосадские платки, берестовые шкатулки — то, что ничем не отличалось, а ведь, приезжая в другой город, мы смотрим на его айдентику. Хотим видеть бренд на качественных продуктах, причем это может быть и печать, и какой-то небольшой элемент. Из того, что я видела в магазинах, могу отметить, что отсутствуют стилизованные сувениры, мало графики, некоторая продукция показалась мне китчеватой». Белицкая выделила сувенирный магазин «Кот Казанский» на Баумана. Здесь, по ее словам, и удовлетворительная ценовая политика, и хороший интерьер, и ассортимент, и продавец может рассказать о Казани.

Жанна Белицкая: «Мы хотим видеть бренд на качественных продуктах, причем это может быть и печать, и какой-то небольшой элемент» Жанна Белицкая: «Мы хотим видеть бренд на качественных продуктах, причем это может быть и печать, и какой-то небольшой элемент»

«Не хватает критериев оценки сувенирной продукции, коллегиального мнения, — продолжила художник. — Однако оно не должно повлиять на стоимость товаров и сроки реализации. Ничего усложнять не нужно. В целом я рада, что есть красивые сувениры. Ситуация меняется».

Как уже было сказано, город оформил права на визуальный бренд для 24 классов товаров и услуг. Это могут быть и сувениры, и продукты питания, и бытовая химия. Санникова отметила, что есть желание использовать бренд и в городской жизни — на остановках транспорта, фасадах ресторанов, отелей. Видимо, со всеми классами и правилами использования ознакомиться можно будет как раз в июне.

«Договор лицензионного использования будет заключаться комитетом развития туризма. Сейчас мы разрабатываем гайдлайн, как использовать бренд — на мыле, тарелках, посуде. Будем изучать инициативы сувенирщиков. Если что-то производите, наша задача — сделать так, чтобы на нем появился бренд», — рассказала Санникова. При этом в городском бюджете не заложены средства на производство сувенирки — производить и продавать ее будут те, кто уже работает на рынке (или планирует на него выйти), а комитет при исполкоме станет согласовывать использование городского бренда.

Кстати, один из вариантов использования — как узор на одежде. На сегодняшней презентации и ранее на мероприятиях по туризму гости могли заметить на Санниковой серо-белый костюм с характерным орнаментом. Она рассказала «БИЗНЕС Online», что этот наряд произведен в единственном экземпляре и разработан известным казанским дизайнером Катей Борисовой, чтобы «достойно презентовать Казань на международных туристических выставках». «У нас определенным образом оформлен туристический стенд, и нашей задачей было презентовать, визуализировать образ в виде костюма», — объяснила глава комитета по развитию туризма.

Еще одной новостью презентации стала демонстрация гастрономического бренда столицы — торта «Казань» Еще одной новостью презентации стала демонстрация гастрономического бренда столицы — торта «Казань»

НОВЫЙ ГАСТРОБРЕНД — ТОЛЬКО ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК

Отдельной новостью сегодняшней презентации стала демонстрация гастрономического бренда столицы — торта «Казань». Он создан комитетом развития туризма Казани совместно с гильдией поваров РТ.

Соучредитель гильдии Николай Велесов рассказал, что торт создан с использованием айдентики, а идея пришла просто — есть торты «Москва», «Прага», «Киевский», есть удачные примеры вроде тульского пряника. Было решено создать и свой собственный. Весит такая «Казань» 1,8 кг, и появится она в продаже к финалу WorldSkills, примерно через 40 дней. В настоящее время десерт проходит сертификацию в халяльном комитете и Роспотребнадзоре. 

«Изначально торт был похож на сметанник, но мы доработали состав», — сообщил Велесов. В результате в торте можно распробовать прослойки из чак-чака и корта, сухофрукты, чернослив, орехи, миндальный крем, растительные сливки. Во время презентации мнения присутствующих разделились — корреспонденту «БИЗНЕС Online», несмотря на любовь к сладкому, торт показался слишком сладким. В любом случае много такого десерта не съесть — в одном кусочке содержится почти 500 килокалорий. Срок хранения — 72 часа. Стоить целиком он будет 1 тыс. рублей, но спикер пообещал, что торт будет продаваться не только по кусочкам, но и в виде пирожных.

Производство торта монополизирует кондитерский цех «Лакомка» на улице Жуковского — все, кто захочет его реализовывать, в том числе рестораторы, должны будут обращаться туда. По словам Велесова, сейчас также идут переговоры с торговыми сетями.


ПОПЫТКА НОМЕР ТРИ

Это далеко не первый опыт в республике по созданию визуального бренда. Правда, для Казани ранее ничего не создавалось, зато у Татарстана аж несколько вариантов.

Так, в декабре 2014-го на презентацию известной телеведущей Тины Канделаки бренда под названием «Наследие Татарстана» собрались практически все республиканские VIP'ы. Предложение заняться разработкой бренда республики звезда шоу-бизнеса получила в сентябре 2013 года, когда прогулялась с президентом РТ Рустамом Миннихановым по Старо-Татарской слободе. Бренд  «Культурно-историческое наследие Татарстана» тогда определил особенности татарстанского архетипа — их набралось 10. Каждое из выделенных качеств визуально было представлено в виде элементов стиля. К примеру, скорость символизировало изображение лошади, выносливость — борцы кореш, достоинство — крылатый барс. В цветовом решении переплелись элементы трех традиций: ярко-красный символизирует славянскую традицию, светло-красный — монгольскую традицию, темно-красный — булгарскую.

Кстати, куратором проекта из команды «Апостол» Канделаки была Наталия Фишман, и тогда она затруднилась объяснить нашему изданию, как и где планируется использовать логотип. Данный визуальный бренд широкого распространения не получил, зато вызвал шквал критики общественности в соцсетях и СМИ.

Более успешным примером можно назвать программу Visit Tatarstan и фирменный стиль «1001 удовольствие», презентованный председателем госкомитета по туризму РТ Сергеем Ивановым через два года — в марте 2016-го. Интересно, что этот бренд для республики создали те же эксперты, что работали над «Наследием Татарстана», но он получил более благосклонные отклики, и сегодня вполне удачно тиражируется. Сувенирную продукцию в узнаваемом стиле Visit Tatarstan можно встретить как в небольших магазинах в Казани, так и в крупных торговых сетях.

«Любой дизайнерский интерес к логотипу города и республики — это всегда дополнительный плюс» «Любой дизайнерский интерес к логотипу города и республики — это всегда дополнительный плюс»

«неплохо сделанная работа, достаточно грамотная и профессиональная»

Эксперты прокомментировали для «БИЗНЕС Online», как они видят разработанный новый казанский бренд.

Сергей Пасечник — генеральный директор «Магазина путешествий Companion SP»:

— Прежде чем увидеть этот фирменный стиль, я был знаком с двумя этапами продвижения подобной айдентики, когда город приглашал английскую компанию для разработки определенного стиля и сувенирной продукции. На это выделялись серьезные средства, и я сам лично давал какие-то советы, рекомендации представителям этой компании. Кроме того, мы помним бренд со скачущим наездником с луком в руке, который разрабатывала команда Тины Канделаки. На него тоже выделялись существенные средства. Но вообще любой дизайнерский интерес к логотипу города и республики — это всегда дополнительный плюс. Каждый турист, приезжающий в Казань, может в нем найти что-то полезное для себя — будь то майка или кепка, кружка, чехол для чемодана и так далее.

Видно, что есть определенный дизайнерский подход. Ну что ж, это один из стилей воплощения впечатлений от Татарстана. Я не могу сказать, что этот стиль в моем вкусе, но что-то есть. Их, вообще, должно быть много и разных. Сейчас туризм Татарстана на хорошей волне, и есть определенные средства, чтобы их выделять и развивать тему приема туристов в Татарстане. Я не слежу за финансовыми прибылями или убытками разработок фирменных стилей Visit Tatarstan или стиля Тины Канделаки. Вопрос изготовления — вопрос второй. Кто за это отвечает, кто старается заработать на этом или популяризировать нашу республику. Но, наверное, должен быть человек, который смотрел бы за тем, чтобы в дальнейшем эти разработки грамотно использовались.

Сергей Насекин — дизайнер: 

—  В целом неплохо сделанная работа, достаточно грамотная и профессиональная. Но сейчас людей, умеющих  делать хороший фирменный стиль различных учреждений, в городе достаточно, а уж в стране — просто изобилие, а далее уже дело вкуса.  С точки зрения профессиональной есть некоторые замечания — может быть, логотип получился слишком дробный, не совсем читаемый. 

Насколько я понял, этот фирменный стиль будет применяться на сувенирной продукции. Средний чек туриста сегодня небольшой, по опыту Свияжска — люди готовы потратить на сувениры не больше 300 рублей, и только единицы способны отдать более существенную сумму. Поэтому стоить эта сувенирная продукция должна не очень дорого, хотя если она сделана из хороших материалов, что-то ноское и не одноразовое, то это должно стоить каких-то денег.

Будут ли покупать такую продукцию? В ней есть такая тюркско-восточная специфика, но это скорее плюс, чем минус. Но насколько она корневая и соответствует именно колористической культуре Татарстана, вопрос спорный. Можно ли было сделать лучше? Наверное, можно. Это грамотная работа, но я видел и лучше. Но маркетинг — вещь непредсказуемая.

Бюджет изготовления айдентики может быть разным, все зависит от бюджета заказчика и аппетитов подрядчиков. Думаю, московские или питерские организации меньше чем тысяч за 200 даже не взялись бы за эту работу. Но, скорее всего, больше. На самом деле, это очень несложно — сделать хороший фирменный стиль. Гораздо сложнее спроектировать хороший промышленный дизайн, например, самолета. А картинки накручивать на бутылочки и футболочки у нас научились, слава богу. Если бы они разработали оригинальный промо-дизайн тех же кружек или термосов, вот это было бы круто.

Эльза Баширова — преподаватель кафедры теории и практики архитектуры КГАСУ:

— На мой взгляд, ценно использование символа тюльпана, этот символ традиционно с теплотой откликается в душе у татарстанцев и казанцев. Надо отметить, что мировые тренды в графическом дизайне подвержены веяниям моды и стремительно меняются. Хотелось бы в данной работе увидеть большее влияние современных мировых тенденций в графике, тем более что в Казани есть креативные специалисты, способные вырваться из шаблонов десятилетней давности.
При разработке подобных дизайн-проектов требуется проведение научно-исследовательской работы по изучению и интерпретации национально-культурных ценностей, и было бы интересно с этими исследованиями ознакомиться.

Положительным является само понимание города о необходимости и эффективности иметь собственный визуальный образ, о маркетинге территории.

Нияз Гараев — эксперт по рекламе, экс-глава агентства «Реаспект»:

— Это хороший, добротный фирменный стиль… для города Арска. Он был хорош начиная 80-х годов и где-то до Универсиады. После этого он становится мейнстримом и сливается со всей той тухлятиной, которая сейчас есть во всех ларьках. Я когда-то занимался фирменными стилями и по опыту могу сказать, что если ты рисуешь хреновый фирменный стиль, то, когда зарываешь глаза, не можешь вспомнить, что же там изображено. И ты начинаешь брать красивые кружечки, ручечки, футболочки, кепочки, машинки и лепить этот логотип на любое красивое изделие. Потому что на любом красивом изделии даже самый хреновый логотип будет выглядеть симпатично. А вот если его напечатать в черно-белой гамме на матричном принтере, то тогда сразу будет видно, хорош этот логотип либо плох. Хороший логотип будет хорош и в таком — черно-белом — исполнении.

В погоне за всякими такими вензелями люди забывают, что логотип должен запоминаться. Вот возьмем Питер. Чем он запоминается? Закроем глаза и сразу вспоминаем: Медный всадник, Александрийский столп, разводные мосты. То, с чем Питер ассоциируется у любого человека. У Казани такой избитый, формальный наборчик тоже есть. От новодела «Кул Шарифа» до башни Сююмбике. А этот «чак-чак», который я увидел, — ну не тянет он на «Третью столицу»! Это хорошая провинциальная штука для Сабантуя. На каждый Сабантуй можно разрабатывать такой фирменный стиль.

Поможет ли эта новая стилистика в продвижении туристического бренда Казани? Нет. Это будет работать только на тех ребят, которые живут по окрестностям: в Мамадыше, Альметьевске, Новосибирске. Иностранцев и жителей других городов эта штука не зацепит. Это может быть для Уфы, для Астаны… Так же, как у нас был стиль от Тины Канделаки, когда на лошади кто-то скакал. Тоже подходил под всех, кого можно было «зачесать» под гребенку татаро-монгольскую…