Шокирующие вещи рассказали вчера на заседании в КФУ, которое было посвящено буллингу в казанских школах Шокирующие вещи рассказали вчера на заседании в КФУ, которое было посвящено буллингу в казанских школах

…И ОТЛИЧАЮТСЯ ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ

Участники дискуссии собирались под песню «Школьные годы чудесные», но мелодия Дмитрия Кабалевского и известные с детства строки вовсе не уносили в прекрасное былое, к школьным друзьям и первой влюбленности. Картинка на большом экране — ребенок, закрывающий лицо руками, и надпись «Буллинг в школе» — возвращала к жестоким реалиям. Английский термин «буллинг» объединил в себе привычные для россиян понятия «травля», «унижение», «оскорбление» и «физическое, моральное насилие».

«Да, не о чудесных школьных годах, о которых пелось в этой песне, мы сегодня будем говорить, а о противоположном, — начал ведущий — советник ректора КФУ Юрий Алаев. — Можно ли что-то сделать, чтобы пусть и не такое идеалистическое, как в этой песенке, а нормальное вернулось в наши школы? И откуда это иностранное словцо — „буллинг“? Мы что, на подсознательном уровне стараемся отгородиться от этого явления? Оно пришло с „гнилого Запада“?»

Увы, нет. Это подтвердили кадры из фильма Ролана Быкова «Чучело», снятого еще в начале 80-х. Как отметил ответственный секретарь татарстанского отделения национальной родительской ассоциации Анатолий Венедиктов, это явление было, есть и будет. Проблема в том, что с каждым годом издевательства подростков становятся более жестокими.

«Можно ли что-то сделать, чтобы пусть и не такое идеалистическое, как в этой песенке, а нормальное вернулось в наши школы?» «Можно ли что-то сделать, чтобы пусть и не такое идеалистическое, как в этой песенке, а нормальное вернулось в наши школы?»

Когда психологи начали рассказывать истории «из жизни» (при этом номера школ, в которых происходили дикие случаи травли, не называли; а может, надо было?), стало жутко. «Над одной девочкой издевались пять лет, она была доведена до анорексии и пыталась покончить жизнь самоубийством, — рассказала клинический психолог РКПБ им. Бехтерева, член республиканского координационного научно-методического совета педагогов-психологов при министерстве образования и науки РТ Людмила Невоструева. — Она боялась выходить отвечать к доске. Но, когда появилась возможность перевестись в один из лицеев с углубленным преподаванием национального языка, девочка за два месяца выучила язык почти в совершенстве!»

Невоструева добавила, что, поработав психологом в «элитном» летнем лагере для школьников, она была в шоковом состоянии. Психолог столкнулась с тем, что подростки даже не скрывают того, что им доставляет удовольствие издеваться над сверстниками. И, как выясняется, в ряде случаев педагоги встают на сторону малолетних тиранов. Например, одного подвергавшегося травле ребенка заставили извиниться перед своими обидчиками, позвонить родителям и сказать, что конфликт исчерпан.

Обсуждение этой ситуации вскрыло еще один слой проблемы.

Как отметил Анатолий Венедиктов, это явление было, есть и будет. Проблема в том, что с каждым годом издевательства подростков становятся более жестокими Как отметил Анатолий Венедиктов, это явление было, есть и будет. Проблема в том, что с каждым годом издевательства подростков становятся более жестокими

ПЕДАГОГИ — УЧЕНИКАМ: «ТВОЯ ПРОБЛЕМА, САМ И РЕШАЙ»

Эксперты в один голос говорят, что изменилась реакция общества на буллинг: если раньше подобные факты активно обсуждались, с ними пытались бороться, осуждали, то сегодня предпочитают замалчивать.

«Школа идет по пути сокрытия фактов насилия среди учеников, — заявила профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования КФУ Лилия Фахрутдинова. — И дети, которые были зачинщиками буллинга, за чьей спиной стоят влиятельные и богатые родители, представляли ситуацию с точностью до наоборот. Я знаю очень много фактов, поскольку консультирую пострадавших детей. Вообще изменилась вся система реагирования. Учителя часто стали говорить ребенку, которого травят, что это его проблемы, которые он должен решать сам. А как подросток может их решать?.. В одной из школ психолог спрашивает у ребенка, подвергшегося травле, не чувствует ли он вину за то, что пинали его портфель: „Ведь, возможно, ты сам в этом виноват?“ А потом подключается весь педагогический состав. И я не удивляюсь тому, почему так выросло количество суицидов среди школьников».

Лилия Фахрутдинова: «Школа идет по пути сокрытия фактов насилия среди учеников» Лилия Фахрутдинова: «Школа идет по пути сокрытия фактов насилия среди учеников»

По словам Фахрутдиновой, результаты исследований, которые проводились ее командой последние 12 лет, неутешительны: ни в одной казанской школе нет благоприятного климата для учебы. Более того, многие дети находятся в состоянии экстремального выживания. И нет никаких различий: обычная это общеобразовательная школа, элитная гимназия. Порой в престижных учебных заведениях психологическая обстановка гораздо хуже, чем в обычной школе на окраине города.

«Мало того, обвиняют ребенка, который подвергается буллингу, и его родителей, решивших предать огласке этот факт, что он наносит урон репутации школы, — рассказывает Фахрутдинова. — Педагоги говорят им, что из-за них они опозорились. Делают виноватыми именно жертв буллинга. Вот какая сейчас тенденция. Учителя старой советской школы занимались и с классами, и детьми, а сейчас заняты в основном статистической работой». Было отмечено, что школьники настолько запуганы, что боятся проходить анкетирование: даже минимальный риск «засветиться» приводит их в ужас.

К слову, советскую школу добрым слово помянули все эксперты дискуссии и указали на то, что в наше время учитель снял с себя функцию педагога.

Елена Скобельцына: «Да, в любом обществе есть зачатки буллинга, но их можно купировать на корню» Елена Скобельцына: «Да, в любом обществе есть зачатки буллинга, но их можно купировать на корню»

РАЗВИВАЕМ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА — ЛОГИКУ, А ПРАВОЕ — СПИТ

Одной из причин повышенной жестокости подростков, их «эмоциональной холодности» участники телеклуба назвали специфику нынешнего стиля преподавания и воспитания в целом. «В основном акцентирование идет на развитие левого полушария мозга, которое отвечает за логику и расчет, — констатировала Невоструева. — Мы учим детей только точным наукам — математике, физике, химии. Зачем? В результате где наши эмоции и чувства? Правое полушарие почти спит. Рисование, театральные кружки — их нет! Оказывается, они нам не нужны. Они забыты. Никто о чувствах не говорит. У многих подростков нет эмоционального тепла даже к родителям! Страшно слушать старшеклассника, который спокойно говорит, что сдаст родителей в дом престарелых. Вместе с тем он готов унижаться перед учителем, чтобы ему пятерку поставили».

Директор лицея им. Лобачевского КФУ Елена Скобельцына заявила о том, что знает, как исправить эту ситуацию: «Мы создали систему воспитания эмоциональной чувствительности и сострадания. Наши дети четыре раза в год выезжают большим составом с концертами в Кайбицкий дом престарелых и едут туда с удовольствием, стали там почти родней. Также ездим к детям, которые проживают в коррекционных заведениях интернатного типа. Регулярно проводим „Ярмарки добра“, а  все вырученные средства перечисляем в фонд Анжелы Вавиловой. Да, в любом обществе есть зачатки буллинга, но их можно купировать на корню».

В Татарстане разработана методика, позволяющая по общению с ребенком понять, подвергается ли он буллингу и ликвидировать конфликта В Татарстане разработана методика, позволяющая по общению с ребенком понять, подвергается ли он буллингу, и ликвидировать конфликт

И такой интересный момент. Оказывается, в Татарстане разработана методика, позволяющая по общению с ребенком понять, подвергается ли он буллингу, и ликвидировать конфликт. Но в республике, где систему тестировали в трех учебных заведениях, она не прижилась, зато ее на ура приняли в Европе. Как рассказала «БИЗНЕС Online» одна из авторов программы, научный сотрудник научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО Елена Семенова, на следующей неделе разработчики едут внедрять свою методику в Швейцарию: «После профильной конференции в Германии к нам за помощью в искоренении буллинга обратился директор одной знаменитой и элитной швейцарской школы. Все расходы взяла на себя принимающая сторона. Там к решению этой проблемы подходят очень серьезно».

Конечно, вчера при обсуждении темы не обошли стороной и влияние родителей. Порой, ставя в приоритет работу, многие даже не замечают явных изменений в поведении ребенка.