Для китайского клуба «Куньлунь» наступивший сезон в КХЛ станет третьим по счёту Для китайского клуба «Куньлунь» наступивший сезон в КХЛ станет третьим по счету Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ЗАРОЖДАЛСЯ «КУНЬЛУНЬ»

В 2015 году Пекин получил право на проведение зимней Олимпиады – 2022. В КНР многие зимние виды спорта непопулярны, единственная хоккейная команда, выступающая в Азиатской хоккейной лиге, представляет удручающее зрелище. Кажется, у Китая нет надежд даже отобраться на хоккейный турнир Игр. Но перед глазами уже был опыт Южной Кореи. Международная федерация хоккея на льду (ИИХФ) допустила сборные на домашнюю Олимпиаду без какого-либо отбора. Корейцам нужно было только представить программу развития хоккея.

К этому же времени КХЛ окончательно расстроилась в попытках более глубокой экспансии на Запад. Теперь же, в эпоху санкций, не помогали даже ресурсы «Газпрома» и лига развернула свою стратегию на 180 градусов, обратив взор на Китай. Тем более что уже давно многие грезили паназиатской лигой, тихоокеанским дивизионом или чем-то таким же грандиозным. Важной вехой на пути к азиатскому рынку стало создание форпоста в виде «Адмирала», в конце концов, им с «Амуром» было тут довольно одиноко. К тому же при работе над проектом могли бы помочь традиционно сильные связи России с КНР в сфере энергетики.

25 июня в Пекине во время визита президента России Владимира Путина был подписан договор об участии «Куньлуня» в чемпионате КХЛ. В присутствии глав обоих государств, Путина и Си Цзиньпина, документ подписали председатель совета директоров КХЛ Геннадий Тимченко и председатель совета директоров «Куньлунь Ред Стар» (КРС) Билли Ян Ю Нгок. Как видим, проект продвигали на самом высоком уровне.

Ротенберг в феврале 2016-го, а затем и Тимченко в марте того же года, заявили, что финансирование «Куньлунь Ред Стар» будет осуществляться без российского участия Ротенберг в феврале 2016-го, а затем и Тимченко в марте того же года заявили, что финансирование «Куньлуня» будет осуществляться без российского участия Фото: ©Игорь Руссак, РИА «Новости»

КТО РУЛИТ «КУНЬЛУНЕМ»

Владельцем КРС называют миллиардера Нгока — основателя China Environmental Energy Holdings (CEE Holdings). За несколько лет до появления «Куньлуня» он начал вести дела с российским бизнесом и познакомился с Романом Ротенбергом. В хоккейных кругах говорят, что именно ФХР, а не КХЛ курирует китайский проект.

«Все началось примерно четыре-пять лет назад. Я вел бизнес с Россией, и у меня появились друзья, которые любят хоккей. Например Роман [Ротенберг] — сейчас он по-прежнему нам продолжает помогать и советовать», — говорил Нгок.

В 2014 году компания CEE вместе с Газпромбанком и «Сибуром» обеспечивала финансовую поддержку гала-концертов звезд русского балета в Пекине. Впоследствии Нгок через Ротенбергов подружился и с Тимченко, который стал одним из инвесторов КРС.

Как писала канадская газета The Globe and Mail, Нгок хотел заниматься бизнесом с Тимченко, на что российский олигарх якобы сказал: «Хорошо, но я хочу, чтобы вы создали у себя в Китае хоккейный клуб». Об этом изданию рассказал Ин Да, китайский режиссер и актер, чей сын, Руди, играл за «Куньлунь». Когда на горизонте КХЛ замаячил китайский клуб, многие первым делом задались вопросом: а на чьи деньги? Менеджмент поначалу был российским. Спортивным директором КРС назначен Владимир Кречин. На первой пресс-конференции владельца клуба с первого раза он назвать не смог, зато, когда спросили, кто финансирует клуб, с ходу, без запинки ответил: «Российских денег в его бюджете нет ни копейки».

Симптоматично, что до этого еще Ротенберг в феврале 2016-го, а затем и Тимченко в марте того же года заявили, что финансирование «Куньлуня» будет осуществляться без российского участия. В феврале 2017-го Тимченко внезапно признался, что он совладелец КРС. И пазл сложился.

Ведь бизнесмену Тимченко, входящему в российско-китайский деловой совет, принадлежат доли в компаниях «Новатэк», «Сибур», «Стройтранснефтегаз» и «Стройтрансгаз». В крупнейшем проекте «Новатэка» «Ямал СПГ» участвуют китайские инвесторы — Китайская нефтехимическая корпорация (CNPC) и фонд Шелкового пути. CNPC и тот же фонд — акционеры группы «Сибур», а «Стройтрансгаз» и «Стройтранснефтегаз» тянут газопровод «Сила Сибири» в Китай.

Пресс-служба «Куньлуня» заявляет: «Тимченко не является совладельцем клуба. Финансирование и управление — полностью китайские». Хотя среди спонсоров на китайской версии сайта все еще присутствует логотип «Сибура».

Так имеет ли какое-то влияние на «Куньлунь» Тимченко? Косвенно на это может указывать резонансный переход из китайской команды в СКА вратаря Магнуса Хелльберга. Президент «Куньлуня» Райтис Пилсетниекс, работавший ранее в пражском «Льве» и рижском «Динамо», которые также связывают с российским бизнесом, как-то неудачно прокомментировал продажу шведа в том ключе, что, мол, у СКА были проблемы, они попросили, мы могли сказать нет, но лучше «не создавать напряжения».

Затем, правда, вышел пресс-релиз от «Куньлуня», в котором говорилось, что комментарий был дан финскому изданию на английском языке, потом переведен на финский, а после этого — на русский. Якобы не так поняли.

В целом складывается логичная картина: России нужны международные гуманитарные проекты, КХЛ надо развиваться, Тимченко (и России) необходимо делать деньги на энергоресурсах, китайцам нужна программа развития хоккея, которую не стыдно предъявить ИИХФ. Высокие договаривающиеся стороны приходят к консенсусу. Почему ответственным от России назначили господина Тимченко? Во-первых, он председатель правления КХЛ. Во-вторых, у него в Китае бизнесов было больше остальных.


КАКИЕ ПРОЕКТЫ НХЛ РАЗВИВАЕТ В КИТАЕ

В отличие от КХЛ американцы не понеслись в Китай сломя голову. НХЛ заходила в страну очень осторожно, с долгосрочной бизнес-стратегией.

Первыми потенциал китайского рынка стала раскрывать НБА. В начале нулевых лига занялась активным продвижением своего бренда в Китае через выставочные матчи, а в 2008-м уже открыла там свой офис — NBA China. Число подписчиков аккаунта НБА в социальной сети Weibo перевалило далеко за 30 млн человек, а в позапрошлом году лига через NBA China заключила пятилетний договор на трансляцию своих матчей с одним из китайских интернет-лидеров, Tencent Holdings, на сумму $700 миллионов. Это стало крупнейшей сделкой для НБА в диджитал-сегменте. Средняя аудитория матча НБА — 2 млн зрителей, а главные игры собирают по 10–20 миллионов.

НХЛ двинулась в том же направлении, что и НБА, в 2005 году. Тогда совладелец «Нью-Йорк Айлендерс» Чарльз Ван запустил программу «Проект Надежда». Именно она послужила началом отношений между Китаем и НХЛ. На деньги «Айлендерс» на севере страны строили и ремонтировали катки, помогали оборудованием и экипировкой, проводили кэмпы, обучали детей и местных тренеров. Также «Айлендерс» стал спонсировать два клуба — из Харбина и Цицихара, которые приняли участие в Кубке Белл Кэпитал в Оттаве — первом для китайцев международном молодежном турнире.

В 2007-м на китайский рынок вторгся «Сан-Хосе». «Акулы» создали в Китае фарм-клуб «Чайна Шаркс». Конечно, фармом в полном понимании этого слова клуб не стал, но один игрок все-таки смог пробиться оттуда в основу «Сан-Хосе» — это четырехкратный обладатель Кубка Стэнли Клод Лемье. «Акулы» проиграли почти все игры в Азиатской лиге и просуществовали всего два года. В дальнейшем свои проекты в Китае развернули «Бостон», «Ванкувер», Монреаль», «Торонто» и «Вашингтон».

Прошлой осенью НХЛ провела два выставочных матча между «Лос-Анджелесом» и «Ванкувером» — в Шанхае и Пекине. «В Китае много потенциальных поклонников НХЛ и много потенциальных игроков, — сказал тогда заместитель комиссионера НХЛ Билл Дейли. — Наша цель в Китае — создать постоянное присутствие, построить хоккейную инфраструктуру и культуру хоккея».

Китайско-американское взаимодействие уже носит взаимный характер. НХЛ запускает курсы для всех возрастных групп и собирается готовить тренеров. Лига работает с местными правительственными агентствами, включая пекинское спортивное бюро, чтобы ввести хоккей в учебные планы физического воспитания местных школ. Также НХЛ очень аккуратно намекает, что не против своего участия на Олимпиаде в Пекине в 2022 году. В Пхенчхан, напомним, лига своих хоккеистов не отпустила. В выступлениях функционеры постоянно дают понять, что воспринимают Китай совсем не так, как Южную Корею.

В Поднебесную команды НХЛ приезжают по соглашению с китайской Bloomage International Investments Group, председателем которой является мадам Джао Ян. Кроме биотехнологических предприятий Bloomage инвестирует в строительство и спорт. Группа построила и владеет спортивными сооружениями пекинской Олимпиады – 2008, а сейчас реконструирует арены к Олимпиаде зимней. Компании, в частности, принадлежит и «Леспортс-Центр», который сейчас называется Huaxi Live, — номинально домашняя арена «Куньлуня», откуда клуб постоянно гонят на время проведения других мероприятий. Bloomage имеет связи не только с НХЛ, также компания сотрудничает с международной федерацией баскетбола.

O.R.G. Packaging — вторая китайская компания, которая организует поездки НХЛ в Китай. Она заключила партнерство с «Бостоном» до 2020 года. Отдельный пункт включал сотрудничество с Давидом Пастрняком — компания делала благотворительное пожертвование за каждое набранное им очко.

Кстати, на церемонии, где Bloomage и O.R.G. вместе со спортивными функционерами КНР и Гэри Беттмэном на «Леспорте» анонсировали приезд команд НХЛ, присутствовал Джон МакКаллум. Посол Канады в Китае знаменит тем, что входит в тайный совет королевы. В бытность министром обороны он убедил НАТО взять под свой контроль миссию безопасности в Кабуле, а также постарался, чтобы ее возглавила Канада. Такой лоббист может обеспечить принятие почти любого решения.

СТРУКТУРА КРС

Переговоры о вступлении китайского клуба в КХЛ шли быстро. В лиге были готовы закрыть глаза на многое. Не было арены, инфраструктуры, даже название появилось не сразу. За месяц до официального принятия команды в лигу генеральный секретарь китайской федерации хоккея Лисинь Тун почему-то заявил: «В ближайшем будущем мы не вступаем в КХЛ. Может, к данному вопросу стоит вернуться позже». И это возвращает к вопросу о лоббировании.

В итоге клуб приняли в лигу без состава, тренера и арены. К началу сезона все утряслось. «Куньлунь» набрал неплохих легионеров и нашел этнических китайцев, игравших до этого в Северной Америке. Многие игроки с китайскими фамилиями, впрочем, никогда не принимали участия в официальных матчах. На следующий год их стало еще больше. В основном китайцы просто тренировались с основным составом, перенимая опыт. В этом сезоне «Куньлунь» обзавелся двумя командами Высшей хоккей лиги (ВХЛ), кто-то отправился играть туда. К слову, ВХЛ минувшим летом сменила название на «ВХЛ – Кубок Шелкового пути». Пока это лишь смена вывески, из новаций — вручение победителю регулярного сезона одноименного кубка. Но в стратегических планах — создание на базе ВХЛ международной хоккейной лиги, куда пригласят команды из Японии, Северной Кореи, Китая и других стран Азии. Об летом 2017-го заявил Ротенберг.

Появилась у «Куньлуня» и молодежная команда «КРС Юниор» в МХЛ. В сезоне 2017/18 она базировалась в Риге, что, в общем-то, не такая дикость для дальневосточных команд, учитывая, что «Тайфун» и «Амурские Тигры» также выступают в Западной конференции. Ныне молодежка переняла имя у своего собрата из ВХЛ — «КРС Хэйлунцзян», а также обосновалась на его базе в Харбине. «Юниор» в первом сезоне тренировал Александр Барков. В нынешнем пост главного тренера занял Стив Каспер — первый канадский тренер в истории МХЛ. Каспер провел в НХЛ 13 лет в качестве игрока, а потом некоторое время тренировал. Он успел поиграть с Уэйном Гретцки и Филом Эспозито. Когда в клубе запускали программу U18, его порекомендовал Бобби Карпентер — на тот момент помощник Майка Кинэна.

Майк КинэнФото: «БИЗНЕС Online»

В вышке «Хэйлунцзян» заменила другая команда — «КРС Оэрджи» (KRS-ORG), созданная в Пекине. Вам не показалось: ORG означает ту самую компанию Чжоу Юндзе, которая также спонсирует «Бостон» и организует матчи НХЛ в Китае. Сюрприз-сюрприз.

В дебютном сезоне основная команда «Куньлуня» добилась неплохих успехов, выйдя в плей-офф, но в следующем сильно сдала и закончила чемпионат уже в январе. В МХЛ и ВХЛ открытий тоже не произошло. Правда, «Ценг Тоу», в отличие от «Хэйлунцзяна», вышел в плей-офф, да и по посещаемости обгонял даже команду КХЛ. В целом ни одна китайская команда не опускалась на дно, результат вполне сносный.

Также в прошедшем сезоне «Куньлунь» выставил две команды в Канадской женской лиге (CWHL): «КРС Шэньчжэнь» (Shenzhen Kunlun Red Star) и «Шэньчжэнь Ванке Рэйз» (Vanke Rays). При этом обе базировались в Шэньчжэне и за год налетались больше команды КХЛ. Писали, что зарплатный бюджет китайских клубов пробил потолок зарплат. Женский КРС при сильном бюджете собрал отличную команду с олимпийскими чемпионками вроде Норы Рэти, которая кроме основной работы вратаря еще и тренировала китайских девушек, и едва не завоевал Кубок Кларксона, уступив в финале. Дома девушки играют на арене «Шэньчжэнь Дайун» (Shenzhen Dayun Arena), которая вмещает до 18 тыс. зрителей, а их реклама украшает здание Nasdaq в Нью-Йорке.

Со следующего сезона команды будут выступать как одна — «Шэньчжэнь КРС Ванке Рэйз» (Shenzhen KRS Vanke Rays). Спонсор — компания Vanke, крупнейший застройщик и оператор жилой недвижимости в Китае.

«Куньлунь» – не просто клуб КХЛ, а оператор нацпроекта, единственный клуб, у которого есть соглашение с китайским спортивным бюро о создании нескольких хоккейных команд одновременно «Куньлунь» — не просто клуб КХЛ, а оператор нацпроекта, единственный клуб, у которого есть соглашение с китайским спортивным бюро о создании нескольких хоккейных команд одновременно Фото: «БИЗНЕС Online»

В ИНТЕРЕСАХ СБОРНОЙ

«Куньлунь» — не просто клуб КХЛ, а оператор нацпроекта, единственный клуб, у которого есть соглашение с китайским спортивным бюро о создании нескольких хоккейных команд одновременно. На данный момент «Куньлунь» — это целый холдинг, аффилированный с правительством КНР и включающий в себя команды КХЛ, ВХЛ, МХЛ, CWHL, мужскую и женскую U-18. Юноши базируются в Торонто, девушки — в Бостоне. Есть команда Beijing Shougang Eagles, которая выступает в USPHL — самой крупной студенческой лиге США. Кстати, клуб почти полностью составляют игроки из Харбина и Цицикара, где до недавнего времени действовала программа развития хоккеистов в интересах национальных команд. Сейчас эта программа закрыта, а весь персонал уволен.

Теперь программы подготовки и сборные курирует «КРС Групп», а китайская ассоциация хоккея фактически лишилась какого-либо контроля за сборными и программами развития. Всем хоккеистам, у кого есть контракты с другими частными клубами, дорогу в сборную закрыли. Основная задача холдинга «КРС Групп» — подготовка национальных команд к Пекину-2022.

Создавая команды в различных лигах, КРС преследует сразу две цели. Во-первых, руководство стремится повысить популярность самой игры среди населения, во-вторых, подтянуть уровень игры своих хоккеистов.

В Китае очень сложная и продолжительная процедура натурализации. Спортсмен обязательно должен иметь корни в двух ближайших поколениях. Но и при этом условии сама процедура занимает долгое время. К тому же КНР не признает двойного гражданства. На данном этапе участие в Олимпиаде натурализованных игроков не рассматривается. Тем более сборные Китая уже демонстрируют успех, хотя заслуга в этом «Куньлуня» неоднозначна. На последнем чемпионате мира в Нидерландах мужская сборная показала лучший результат за 9 лет, впервые сохранив прописку в Дивизионе IIA.

КНР проиграла Нидерландам (0:7), Сербии (1:3), Австралии (1:3), зато победила Исландию (3:1) и Бельгию (5:2). Два года назад китайцы также играли с этими командами в групповом турнире (не было только австралийцев) и проиграли всем. При этом средний возраст команды составил 22 года, тогда как у остальных он был в пределах 24–27 лет.

Женская сборная Китая и вовсе относится к середнякам, а тот факт, что многие ее представительницы играют в сильнейшей женской лиге мира CWHL, может сделать ее одним из претендентов на медали. В итоге ИИХФ допустила обе сборные на Олимпиаду без отбора. Перед мужской командой поставили задачу попасть в восьмерку сильнейших, а женщинам нужно стараться взять «золото».

ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ДЛЯ БИЗНЕСА?

Пока «Куньлунь» бесконечно далек даже до границы рентабельности. Главным образом это связано с плохой посещаемостью. В прошлом сезоне на матчи «Куньлуня» приходили в среднем 2319 человек — худший показатель в лиге. Первый сезон был немногим лучше, так как картину выправил Пекин. В Шанхае же, где все болеют футболом, матчи посещали в среднем 1280 зрителей. После особенно непопулярных игр менеджеры жаловались, что им за матч удалось продать три сникерса и три стакана попкорна.

Главный исполнительный директор команды Эмма Ляо надеялась на господдержку: «Правительство должно обеспечить соответствующие и справедливые субсидии, и я думаю, что они это сделают. В конце концов, развитие хоккея в Китае — это отчасти правительственная миссия. Мы не просто глупые люди с деньгами, которые будут работать ни за что». Бюджет команды КХЛ в первом сезоне составлял около $40 миллионов.

Своей арены у команды до сих пор нет, она играет на двух арендуемых. «Леспортс-центр», построенный в Пекине к летним Играм – 2008, — многофункциональный стадион, и в основном там проводят баскетбольные матчи, концерты и шоу. Все это несравнимо популярнее КХЛ. Арена рассчитана на 18 тыс. мест, в хоккейном варианте их становится 14 тысяч. Даже такое количество заполнить нереально. В итоге в нынешнем сезоне с сентября по ноябрь приоритет на «Леспортс-центр» будет отдан баскетболу, НХЛ и концертам, а КРС вернется лишь в декабре. До этого времени ареной «драконов» выступит все тот же дворец «Фэйян» в Шанхае на 4,8 тыс. зрителей.

Несмотря на вопросы с ареной, клуб укрепил позиции в рейтинге КХЛ, опередив, например, «Северсталь». На этот счет КХЛ заявила: «Клуб не использует государственного финансирования при формировании бюджета, а также вовремя расплачивается со своими игроками. „Куньлунь“ получает максимальную оценку по параметру „расходы на оплату труда хоккеистов“, у них лучший показатель среди клубов, находящихся за пределами топ-20 рейтинга. Единственным параметром, который ухудшился у клуба, стала вместимость арены. Это связано тем, что команда провела весь сезон в Шанхае на небольшой арене. При этом выросла средняя заполняемость арены, а также произошло незначительное улучшение TV-индекса. Все это обеспечило улучшение рейтинга клуба».

Про государственное финансирование опустим — вопрос политический. Но мимо посещаемости пройти никак нельзя. Ведь это же гениально: ходила раньше тысяча зрителей на 14-тысячник, а теперь та же тысяча — на пяти. Вот и вырос процент заполняемости, причем весомо. Вопрос о несоответствии арены требованию технического регламента уже никто не поднимает. Между тем статья вторая указывает, что количество индивидуальных зрительских мест (кресел) на спортсооружении должно составлять не менее 5,5 тысячи. Вспомните, сколько лет «Ладу» не пускали в КХЛ, потому что в Тольятти был маленький дворец.

Зарабатывает ли что-то КХЛ? У Дмитрия Чернышенко на этот счет есть мнение. В интервью 2017 года президент лиги рассказал, что наблюдает рост интереса в Китае к КХЛ, что в первую очередь отражается на контракте по продаже телевизионных прав. До этого китайцы транслировали только НХЛ, а после первого сезона «Куньлуня» в контрактах заложен существенный рост доходов на азиатском направлении.

«Я думаю, что этот процесс пойдет быстрее, как только на китайском рынке сформируется восприятие продукта КХЛ, как сейчас там есть восприятие продукта НБА, которая очень серьезно вкладывалась в Китай. Так же раскачивали и НХЛ. Тогда к нам подтянутся и китайские спонсоры, и партнеры», — отметил президент лиги. На вопрос, сколько китайцев смотрят КХЛ, Чернышенко ответил: «Около 60 миллионов. Но данная цифра не совсем корректна, так как это технический охват телеканала, который транслирует матчи КХЛ в Китае».

Технический охват. Сколько же смотрят? В среднем за тот сезон, о котором в интервью говорил Чернышенко, в России матчи КХЛ собирали аудиторию около 0,5% телезрителей, или что-то около 250 тыс. человек. Какой был технический охват у КХЛ ТВ и «Матча» в нашей стране?

КХЛ ПРОИГРЫВАЕТ БОРЬБУ ЗА «КУНЬЛУНЬ»

Для любой профессиональной лиги новый рынок — это шанс увеличить доходы за счет трансляций, мерчендайзинга и рекламных контрактов. Если хоккеем увлечется всего одна десятая процента населения Китая, это все равно будет 1,4 млн человек, а если один процент — 14 млн, что больше суммарной телеаудитории решающих матчей финалов Кубка Гагарина и Кубка Стэнли вместе взятых. К тому же предстоящая Олимпиада, на которой выступят китайские команды, должна дать толчок популярности этого вида спорта.

Последней новостью стало соглашение с Гретцки, который теперь будет глобальным послом КРС. Его задачей станет помощь в продвижении хоккея на территории Китая. Также в партнерстве с великим хоккеистом откроют школу «Куньлунь – Гретцки», где будут заниматься дети от 8 до 17 лет. Два первых филиала школы откроются в Шэньчжэне и Пекине в сентябре. Сам Гретцки с 12 по 18 сентября посетит Пекин, Шэньчжэнь и Шанхай. Через пять лет китайская сторона ожидает появление 20–30 хоккейных школ по всей стране и более 20 тыс. игроков. До этого Гретцки был советником «КРС Групп», как и другой прославленный хоккеист — Эспозито.

Также «Куньлунь» совместно с хоккейной ассоциацией Пекина создал международную школу для детей из разных регионов Китая. Прошлой весной КРС выкупил канадскую программу обучения детей хоккею. В пресс-релизах китайской версии сайта говорится, что американская и канадская системы хоккея откроют большое будущее для юных спортсменов и вовлекут детей в хоккей. Одним из партнеров школы выступил KFC.

«Куньлунь» планирует обучать детей в школах в каждом из пяти крупных городов и, как посоветовала НХЛ, ввести уроки хоккея в обычных школах. Уже сейчас есть специальные хоккейные классы, где кроме прочего изучают правила ИИХФ и НХЛ. «Куньлунь» также спонсирует строительство школ в Канаде, США и Финляндии, где китайцы будут играть в хоккей.

Холдинг сотрудничает с NCAA, китайские девушки и юноши ездят по обмену в университеты США и играют в Лиге плюща. Принстонский университет проводит летние лагеря, на которые приглашает лучших тренеров из американских университетов. В будущем КРС планирует позаимствовать систему американского университетского спорта.

Китаю нужно все передовое. Раньше вопросы решались промышленным шпионажем. Сейчас Китай может просто купить то, что его интересует. Поэтому при поддержке НХЛ в Китае открывают школы, туда едут амбассадоры из числа бывших игроков, китайцы интегрировались с NCAA и CWHL. Что-то Илья Ковальчук или Павел Дацюк до этого не ездили в Пекин и Шэньчжэнь с мастер-классами. Хотя теперь Кови, вероятно, и сможет приехать.

В итоге ответить на вопрос, какой рынок развивают и осваивают Тимченко и Чернышенко по результатам второго года существования КРС, непросто. Да, работает логика «если бы не [вставьте нужное событие], там бы уже были танки НАТО». Поэтому создание китайского клуба и его вовлечение в орбиту российского хоккея, безусловно, можно считать успехом Тимченко и Ротенбергов, как и то, что на этапе становления без материальной помощи российской стороны этот процесс представлялся маловероятным. Но не надо думать, что мы будем нужны Китаю, когда он в хоккейном плане встанет на ноги. Уже сейчас видно, что часть менеджмента в «Куньлуне» ориентируется на Запад. Люди, занимающие высокие посты в холдинге, получили образование в университетах США и хорошо представляют, что такое бизнес. Юниорское и женское подразделения уже встроены в североамериканские лиги, молодежное — вопрос одного-двух сезонов. Понятно, что команда КХЛ никуда не денется: пока о том, чтобы встроиться в систему НХЛ, речи быть не может. Но, когда условия позволят это сделать, китайский рынок навсегда будет потерян для КХЛ.

Александр Приндин, Никита Лихачев