Этносоциологи со всей России в Казани обсудили «языковой вопрос» и возможности изучения родных языков в новых реалиях. Обсуждение прошло в рамках секции «Языковая политика и языковая ситуация: междисциплинарный подход» на III всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию первого этносоциологического исследования в СССР.

По словам ученых, языковой кризис показал, что политика в сфере образования становится политикой идентичности. Готовых идеальных моделей функционирования языковой политики в образовании нет, проблема нигде не решена полностью, заявила кандидат социологических наук Екатерина Арутюнова из Кабардино-Балкарии, которая рассказала о европейском опыте развития языков коренных народов.

Стратегия двуязычия в Татарстане поддерживается не только элитами и руководством республики, но и всеми жителями республики, отметила доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ Лилия Низамова со ссылкой на исследования, проведенные учеными КФУ этим летом. Так, более 70% опрошенных ответили, что Татарстан должен быть двуязычной республикой.

В конференции, которая проходит в эти дни в Казани, принимают участие ведущие этносоциологи страны, в числе которых руководитель центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева, доктор исторических наук Михаил Губогло и другие. Дробижева, приветствуя участников конференции, обратилась ко всем на татарском языке: «Бергә, бергә — гомергә» («Вместе, вместе — навсегда!»)! А Губогло отметил, что Татарстан является родиной этносоциологии.

Конференция является юбилейной: она посвящена 50-летию первого в СССР этносоциологического исследования, проведенного в Татарской АССР в 1967–1968 годы. При этом тема традиционных и современных ценностей, влияния на современные межэтнические отношения и идентичности особенностей культурного развития народов России в историческом аспекте, выносится на конференции впервые. Организаторы конференции отмечают, что значимость этнокультурной, языковой тематики проявилась в конфликтных ситуациях в ряде республик, связанных с мерами федерального правительства по урегулированию преподавания русского и государственных языков республик после поручения президента РФ Владимира Путина.