Совсем недавно ваш покорный слуга совершенно случайно узнал, что в конце прошлого года минюст ликвидировал Духовное управление мусульман РТ «Совсем недавно ваш покорный слуга совершенно случайно узнал, что в конце прошлого года минюст ликвидировал духовное управление мусульман РТ» Фото: dumrt.ru

«ИСЛАМСКИЕ ИЕРАРХИ В БОЛЬШИНСТВЕ СВОЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЖАДНЫ ДО РЕГАЛИЙ»

Совсем недавно ваш покорный слуга совершенно случайно узнал, что в конце прошлого года минюст ликвидировал духовное управление мусульман РТ. За этим весьма забавным казусом, ускользнувшим от внимания широкой общественности, стоят не какие-то юридические маневры наших духовных иерархов, а совершенно другой нелицеприятный факт: чалмоносцы – источник раскола в обществе.  Все дело в том, что ДУМ РТ, почившее в бозе, – это отголосок давнего противостояния среди мусульманских лидеров Татарстана, которое в конце минувшего века было преодолено отнюдь не их собственным стремлением, а стальной рукой государства, когда оно буквально заставило исламских духовников сесть за общий стол и объединиться-таки в рамках одного республиканского муфтията. Второе ДУМ РТ, которое ныне прекратило свое существование, – отрыжка тех бурных времен.

Во многих российских регионах такой сильной региональной власти, как у нас, нет. Как следствие, исламские священнослужители разбегаются там на два или три муфтията. Рекорд в этом отношении принадлежит Свердловской области. В ней на шестьдесят с небольшим общин действует шесть (!) независимых друг от друга муфтиятов. И это при том, что семь мечетей из общего числа живут сами по себе и не входят ни в одно из этих духовных управлений. Забавно было наблюдать, как на прошедшем недавно всероссийском форуме татарских религиозных деятелей наши мусульманские иерархи упражнялись в призывах к исламскому единству, но при этом сами продемонстрировать это единство отнюдь не спешат. Поэтому прошедший форум, собравший на своей площадке богатую палитру разношерстных муфтиятов, стал невольной выставкой существующего исламского раскола. Кстати, организаторами форума являются не сами муфтии, а всемирный конгресс татар – считай, что светская власть, светские лидеры...

Многие думают, что исламский раскол обусловлен политическими причинами, мол, исламские князьки рассуждают до неприличия примитивно: «Лучше быть головой у мухи, чем хвостом у слона». В этом есть большая доля правды. Исламские иерархи в большинстве своем действительно жадны до регалий и потому борются за место под солнцем, поближе к власти предержащей.  Вот почему они органически не способны создать единое духовное управление, хотя простые мусульмане их постоянно и призывают к этому. Впрочем, в последние годы разговоры об объединении духовных управлений уже особо не ведутся: все махнули на наших муфтиев рукой. Однако такое видение – лишь половина проблемы.

Когда в 2010 году на законодательном уровне в России установили государственную дату Крещения Руси, Минтимер Шарипович Шаймиев поспешил собрать за одним столом российских лидеров ислама «Когда в 2010 году на законодательном уровне в России установили государственную дату Крещения Руси, Минтимер Шарипович Шаймиев поспешил собрать за одним столом российских лидеров ислама» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«КТО В НАШЕЙ СТРАНЕ БОЛЬШЕ РАДЕЕТ ЗА ИНТЕРЕСЫ МУСУЛЬМАН – МУФТИИ ИЛИ ШАЙМИЕВ?»

На самом деле, исламские руководители не способны объединиться в принципе. Недавно я перечитывал Карла Фукса, и он в своей известной книге, посвященной казанским татарам, пишет, что при нем «между здешними двумя ахунами произошел сильный спор»: они не могли прийти к согласию в вопросе о том, как следует начинать отсчет Рамадана. Это первая половина XIX века. Изменилось ли с тех пор что-нибудь в наших исламских реалиях? Отнюдь. Казалось бы, достижения астрономической науки сегодня доступны уже в каждом смартфоне, но нет. Не было еще ни одного года, когда мусульмане не  разногласили бы о дате празднования Ураза-байрама или Курбан-байрама. Перефразируя классика, можно сказать: «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в исламе, я отвечу: спорят и ругаются».

Нескончаемое фрондерство муфтиев бьет по интересам простых мусульман. Когда в 2010 году на законодательном уровне в России установили государственную дату Крещения Руси, Минтимер Шарипович Шаймиев поспешил собрать за одним столом российских лидеров ислама. Как политик от Бога, наш бабай прекрасно понимал, что стоит за такого рода решением и к чему оно может привести, и потому он предложил муфтиям объединиться и инициировать в России введение другой не менее значимой даты – Дня принятия ислама. Наверное, не надо объяснять, как в политическом отношении был важен подобный ответный ход. Вопрос заключался в  том, что́ считать началом отсчета внутрироссийской истории ислама: время появления арабских военных гарнизонов на Северном Кавказе, случившееся чуть более 1400 лет тому назад, или 922 год, когда в Волжской Булгарии ислам был принят на государственном уровне. Я был участником тех совещаний и собственными глазами видел, как наши муфтии извивались друг перед другом подобно ужам на сковороде. Конечно же, никто из них в открытую не шел на конфронтацию, но, обсуждая вопрос, они так  запутывали мысль, что в итоге ни к чему и не пришли. Как следствие, день принятия ислама в качестве официальной даты в России принят не был, ограничились только Татарстаном. И здесь мы вправе задаться вопросом: кто в нашей стране больше радеет за интересы мусульман – муфтии или Шаймиев? Лично для меня ответ очевиден.

Исламская традиция, начатая еще в Средневековье, внушает верующим мысль, что раскол мусульман неизбежен, ибо такова воля Аллаха «Исламская традиция, начатая еще в Средневековье, внушает верующим мысль, что раскол мусульман неизбежен, ибо такова воля Аллаха» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РЕЛИГИЯ ЧАЛМОНОСЦЕВ» ВСЕХ МАСТЕЙ НЕСЕТ В СЕБЕ ПОТЕНЦИАЛ НЕСКОНЧАЕМОГО РАСКОЛА»

Исламский раскол – это фундаментальная проблема. Все дело в том, что исламская традиция, начатая еще в Средневековье, внушает верующим мысль, что раскол мусульман неизбежен, ибо такова воля Аллаха. Например, это делается через возводимый к Пророку хадис о том, что иудеи якобы раскололись на 71 группу, христиане на 72, а мусульмане, дескать, должны непременно распасться на 73. Из этих 73 частей исламской уммы, убеждают нас, 72 будут гореть в аду и только одна, самая верная, спасется. Естественно, данный хадис, который, надо полагать, в изначальной своей версии служил противоположным целям и защищал принцип религиозного плюрализма (в некоторых сохранившихся его изводах говорится, что из 73 групп спасут 72, а погибнет только одна), был переиначен в угоду политическим задачам – нужно было создать легитимное обоснование преследования противоборствующих групп, то есть инакомыслящих.

Как следствие такого мировосприятия, ислам постоянно дробился и продолжает дробиться по сей день. Он будто пребывает в состоянии полураспада. С каждым новым витком истории внутренние трещины фрагментируют исламскую умму на все большее число кусков. Приостановить  этот нескончаемый процесс могут только две вещи: внешняя угроза и светская власть.

Пример последнего мы уже видели: в Татарстане имамы объединены в рамках одного муфтията не потому, что они сами того захотели, а только потому, что руководство республики пинками под зад заставило их это сделать. В мусульманских странах, по сути, та же картина: мечети скреплены там в единый конгломерат исключительно стальной цепью соответствующих министерств.

А что же до внешней угрозы? Ярким примером такого объединяющего фактора является ваххабизм. Так, в наши дни четыре мазхаба суннитского ислама объявляют себя равно каноническими. Другим словами, они не сливаются в одну конфессию, но, по крайней мере, уже допускают взаимное признание. Но были времена, когда ханафиты и шафииты шли друг против друга, вооруженные камнями и дубинами. Веками они не читали намаз вместе и отказывали выдавать девушек замуж за представителей другого мазхаба. Только когда на исторической сцене появились ваххабиты, идеология которых грозила обратить все четыре мазхаба скопом в реликт истории, они объединились. Однако это лишь временный союз перед лицом общего врага – и не более того.

Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что расколу подтверждены не только мусульмане, но и представители других религий. Посмотрите на количество христианских деноминаций, и вы поразитесь их огромному числу. У нас в России помимо РПЦ и старообрядцев существуют еще пять православных церквей, не говоря уже про остальные христианские конфессии, коих огромное множество.

Все бы ничего, но, к сожалению, верующие склонны выяснять, кто из них правильнее исповедует истину. И если не сдерживать подобные порывы, то в скором времени такие споры оборачиваются в кровопролитные столкновения. Вдумайтесь: мы в Татарстане неустанно говорим о том, что у нас царит межрелигиозное согласие и что для его упрочнения в республике многое делается. Это все верно. Но что это значит по существу? А только одно: межрелигиозный мир мы, наученные горьким опытом истории, воспринимаем не как само собой разумеющееся, а как некое достижение, которое составляет предмет нашей гордости, нашу великую ценность, наш культурный код... Проще говоря, все мы в той или иной степени понимаем, что «религия чалмоносцев» всех мастей несет в себе потенциал нескончаемого раскола и страшных войн. И так будет всегда. Так всегда будут люди, которые считают, что обладают монополией на истину, и для которых искренняя вера во Всевышнего будут вторичны перед искушениями этого мира...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции