Весьма быстро прошло сегодня очередное заседание комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству в компании вице-спикеров татарстанского парламента Юрия Камалтынова (крайний слева) и Татьяны Ларионовой (справа)

«ПАРК МАЛОГО РЕЧНОГО ФЛОТА СОСТАВЛЯЕТ ЛИШЬ 17 ЕДИНИЦ»

Весьма быстро прошло сегодня очередное заседание комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству в компании вице-спикеров татарстанского парламента Юрия Камалтынова и Татьяны Ларионовой. Форсируя ход событий, председатель комитета Рафис Бурганов начал обсуждение еще до назначенного времени. Объяснил это депутат авралом, творящимся в залах руководства республики, — завтра управленческая элита посвятит себя «учебе» и репетициям в связи с предстоящими мероприятиями Кубка конфедераций. Но даже постоянное броуновское движение парламентариев, периодически уходящих с заседания по своим делам, не помешало провести долгожданную для многих встречу. Первым в повестке значился вопрос, посвященный обсуждению проблем и перспектив развития туристической отрасли Татарстана, а вместе с тем и обширная тема «О развитии детского туризма и осуществление перевозок детей в РТ». Дело в том, что еще в прошлом году в Арске заседал президиум парламента, который дал несколько поручений и рекомендаций госкомитету РТ по туризму. Сегодня для председателя комитета Сергея Иванова настало время для отчета по выполненным наказам. «МВД подошло. Это же к нам! — прервал всех Бурганов, завидев заблудившегося представителя ГИБДД. — По перевозкам, наверное, как раз подошел».

Без лишних проволочек Иванов начал докладывать строго по пунктам наказов, первым из которых значилось поручение по развитию водного туризма в Татарстане. Эта тема в последнее время неоднократно становилась камнем преткновения для республиканских властей, особенно на фоне происходящих с водным транспортом пертурбаций. Поддержать градус опасений за судьбу татарстанского флота решил и Иванов. «В настоящее время парк малого речного флота составляет лишь 17 единиц, средний возраст которых — 40 лет», — с досадой в голосе отметил глава госкомитета РТ по туризму. Оптимизм внушало лишь то, что совсем недавно из их числа два скоростных теплохода типа «Метеор» прошли глубокую модернизацию, включавшую в том числе замену двигателя на иностранные, более современные и экономичные. Сегодня эти суда обслуживают туристов по маршруту Казань — Великий Болгар. В этом году ожидается модернизация еще одного судна. «Двух», — поправила Ларионова. «Татьяна Петровна поправляет, что даже двух, которые будут работать также на линии Казань — Великий Болгар», — внес правки в свой доклад Иванов.

Но до решения глобальных проблем речных перевозок еще очень далеко, признался глава госкомитета РТ по туризму. Татарстан, а именно туристическая отрасль, по его словам, нуждается в наращивании мощи речного флота. Но дальнейшая модернизация и строительство речного флота тормозятся из-за отсутствия федеральной поддержки и федеральных целевых программ по строительству новых судов. Стоимость постройки новых судов слишком высока, так что для их эксплуатантов нерентабельно работать в условиях ограниченной сезонной навигации и снижения эффективности эксплуатации флота из-за ряда инфраструктурных ограничений. К тому же издержки для них постоянно растут. «Например, цены на дизельное топливо за последние три года выросли почти на 70 процентов», — посетовал докладчик, отметив, что это неизбежно приводит к росту сроков окупаемости новых судов.

Иванов призвал депутатов разработать федеральную программу по поддержке этого направления, не преуменьшая и заслуги действующих мер. В рамках федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма РФ» уже заложен один из механизмов поддержки строительства новых судов в части финансирования, точнее, субсидирования авансового платежа лизинговыми компаниями. Однако все доводы и мысли чиновника на эту тему, казалось, не были услышаны в зале — депутаты переглядывались друг с другом и устремляли взоры в свои телефоны.

В своем докладе Сергей Иванов галопом по Европам прошелся по основным достижениям туриндустрии республики за последние годы

СНИЖЕНИЕ ТУРПОТОКА И «НЕДОСТУПНОЕ» НАСЛЕДИЕ ТАТАРСТАНА

В следующей части своего доклада галопом по Европам Иванов прошелся по основным достижениям туриндустрии республики за последние годы. Прошлый 2016 год продемонстрировал весьма успешные показатели — турпоток в Татарстан составил 2,9 млн. человек — на 7,4% больше, чем в 2015-м, а оборот отрасли превысил 11,6 млрд. рублей, что на 3,4% больше показателей годом ранее. Однако до желаемых к 2020 году 3,8 млн. туристов еще далеко. Кроме того, не радуют негативные тенденции первого полугодия 2017 года — турпоток по основным «жемчужинам» Татарстана упал, рост демонстрируют только Великий Болгар и Тетюши. Причин этого несколько: возвращение в обиход россиянина турецкого направления, уменьшение количества выходных в новогодние праздники и ужесточение правил детских перевозок, сказано в документе постановления президиума Госсовета, с которым ознакомился корреспондент «БИЗНЕС Online». Меньше стали приезжать в Татарстан и европейцы, что, однако, компенсируется притоком гостей из Азии. Всего же за первые три месяца 2017 года республику посетило 44 тыс. иностранных граждан — на тысячу меньше, чем годом ранее. А объем платных услуг в сфере туризма в первом квартале упал на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

«По ситуации с Татфондбанком две туркомпании — „Мир без границ“ и „Тройка-Плюс К“ — получили микрозаймы по программе поддержки», — между делом отметил Иванов.

Тезисно куратор туротрасли Татарстана решил остановиться и на вопросах санаторного обеспечения. В 2016 году в республике была запущена рекламно-информационная кампания «Отдыхай в Татарстане». Чтобы популяризировать санаторные комплексы, была запущена система онлайн-бронирования отдыха в данных учреждениях. «Но надо признать, что на сегодняшний день у многих санаториев отмечается отрицательный результат финансово-хозяйственной деятельности по итогам 2016 года. Соответственно, с этими проблемами в этом году мы будем разбираться», — отметил докладчик. И определенные успехи уже есть — земельный налог для некоторых местных курортов снизился с 1,5% до 0,1%.

Значительную часть выступления глава госкомитета РТ по туризму посвятил проблемам туристов с ограниченными возможностями. Он посетовал на то, что в Татарстане на сегодняшний день нет туристического продукта, отвечающего полностью всем требованиям инвалидов. На самых главных туристских маршрутах видны многочисленные недостатки: недоступные объекты, отсутствие специальных уборных и парковок. Из 396 отелей республики только 10 имеют специализированные номера для инвалидов. Социальный туризм в Татарстане далеко не на высоте в силу, прежде всего, недостаточного внимания федеральных органов, с горечью признался позже Иванов, отвечая на вопросы участников совещания. В пример он привел Башкортостан, который славится своим отдельным финансированием на эти цели. В Татарстане такого пока нет — только на уровне отдельных программ минтруда РТ. Ларионова же позже лишь рекомендовала в этой части наладить тесное сотрудничество с минкультуры РТ, чтобы улучшить доступ разных социальных групп к историческим памятникам.

Не радуют негативные тенденции первого полугодия 2017 года — турпоток по основным «жемчужинам» Татарстана упал, рост демонстрируют только Великий Болгар и Тетюши©

«ВПЕРЕДИ ЖЕ У НАС ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ...»

С нетерпением и некоторым трепетом депутаты дождались следующего пункта программы заседания — тему детских перевозок. «В настоящее время школьники действительно формируют значительную часть турпотока в основные туристские центры республики, — рассказал Иванов. — По результатам первого квартала 2017 года мы отмечаем снижение турпотока на объекты Татарстана. Для примера — поток в Казанский Кремль сократился почти на 20 процентов, с 486 тысяч до 391 тысячи человек. Причина этого — снижение посещаемости объекта основной аудиторией Казанского кремля школьниками». Объясняется такая негативная тенденция госкомитетом РТ по туризму достаточно просто: снижение турпотока связано с фактическим запретом на детские перевозки после резонансной
трагедии в Ханты-Мансийске, что привело к ужесточению правил организации школьных туристических поездок
. Тогда, 4 декабря, на трассе пассажирский автобус, перевозящий школьников, врезался в грузовик. Жертвами ДТП стали 11 детей, более 20 получили ранения. Позже выяснилось, что перевозку детей не организовали по всем правилам, автобус ехал без обязательного сопровождения.

На сегодняшний день в реестре аккредитованных компаний, которые могут заниматься перевозками детей, числятся всего 22 турфирмы. Зачастую компании, а также родители, на плечи которых, по сути, и ложится организация детских перевозок, сталкиваются с такими жесткими и сложными процедурами, что принимается единственное решение — никуда не ехать. Обратная сторона медали ужесточения процедуры согласований — рост «теневых» перевозчиков, которые не соблюдают простейшие правила перевозок, что периодически и приводит к печально известным последствиям.

Татарстан решил всерьез озаботиться проблемой. Результатом стало постановление кабмина РТ «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия в процессе согласования в системе электронного документооборота выездов обучающихся и воспитанников на мероприятия и в туристических целях», которое призвано максимально упростить для всех заинтересованных сторон исполнение федерального законодательства. По этому документу, а точнее, пока еще только проекту постановления, согласование детских перевозок будет идти в системе «Электронный Татарстан», то есть в режиме онлайн. Сейчас этот документ находится на стадии согласования со всеми ведомствами. «Надеемся, что уже в ближайшее время внесем его на подпись премьер-министра», — заключил Иванов.

«Вопрос по детскому туризму возник не случайно. Его очень озабоченно подняли все туроператоры, перевозчики. И вот пожалуйста — на сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма, — заметил после выступления Бурганов. — Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике. Впереди же у нас летние каникулы...» Глава профильного комитета отметил, что сам лично сталкивался с проблемой, когда детей невозможно вытащить в тур из-за сложных административных организационных препонов. Он предложил еще раз всем посидеть и подумать, сформулировать конкретные предложения президенту РТ Рустаму Минниханову во время следующего заседания совета по предпринимательству, которое запланировано на 17 июля.

Cнижение турпотока объясняется фактическим запретом на детские перевозки после резонансной трагедии в Ханты-Мансийске, что привело к ужесточению правил организации школьных туристических поездок

КАК ЭХО ТРАГЕДИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКЕ ОТОЗВАЛОСЬ НА ПЕРЕВОЗКАХ В ТАТАРСТАНЕ

Еще перед новым, 2016-м годом представители некоторых музеев республики жаловались на то, что у них отменяют школьные экскурсии, запланированные заранее. Замгендиректора по развитию елабужского музея-заповедника Танзиля Агишина это подтверждала. «Несмотря на то, что Набережные Челны находятся в 20 километрах от нас, школьные экскурсии запрещают в наш музей, хотя дорога хорошая, федерального значения, — объясняла Агишина. — Директора школ во избежание несчастных случаев не разрешают подобным группам покидать город».

При этом замдиректора музея утверждала, что запрет наложен только на детей из Татарстана, группы из соседних регионов вполне свободно передвигаются на туристических автобусах, и среди этой категории отмен в заказах нет. Некоторые туроператоры также заявляли, что в Татарстане ужесточение правил перевозки детей соблюдаются особо рьяно.

Для резиденции татарского Деда Мороза новые правила стали полной неожиданностью. От поездки в сказку Кыш Бабая и Кар Кызы отказалось около 300 детей — таким образом, организаторы культурно-туристического пространства недополучили 400 тыс. рублей.

По информации «БИЗНЕС Online», в новых договорах, которые предоставил минобразования, есть пункт, который предполагает ответственность директора школы за жизнь учеников, отправляющихся на экскурсию в другой город. Однако директора учебных заведений не горят желанием подписывать это соглашение, а некоторые туристические компании убирали данный пункт и давали заведомо ложную информацию в РОНО. С проблемами столкнулись и перевозчики. Мало того, что транспорт должен за 10 дней до предполагаемой поездки пройти техосмотр, — согласно диагностической карте, нужно получить разрешение в местном РОНО, а после этого нужно ждать около недели, чтобы управление образования поставило штамп на разрешении к выезду. Кроме того, транспортная компания должна сообщать в минтранс списки детей, и любая замена одного на другого грозит штрафом. Естественно, многие не захотели иметь дело с такими проблемными клиентами.

Для резиденции татарского Деда Мороза новые правила перевозки детей стали полной неожиданностьюорганизаторы культурно-туристического пространства недополучили 400 тысяч рублей Для резиденции татарского Деда Мороза новые правила перевозки детей стали полной неожиданностью: организаторы культурно-туристического пространства недополучили 400 тыс. рублей

«НАДО, ЧТОБЫ СОГЛАСОВАНИЕ ПРОХОДИЛО В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, А НЕ С
БУМАЖКАМИ БЕГАТЬ В ИНСТАНЦИИ...»

Эксперты рассказали «БИЗНЕС Online», как трагедия под Ханты-Мансийском отразилась на туристическом бизнесе, и указали на схему ухода от бюрократизации, к которой вынуждены прибегать родители детей.

Юлия Таланова, владелец казанской компании «Трэвэл-Эндвок», создатель «Резиденции Кыш Бабая» в Арском районе:

— Проблема с ужесточением перевозок детей возникла неожиданно перед детскими каникулами. У нас один за другим стали отменяться выезды детских групп. Процесс сильно забюрократизировался. Транспортная компания делает кучу бумаг, мы делаем кучу бумаг. Три договора на 25 листах — это ужас. Если внутри Татарстана поездки еще более-менее осуществимы, то за пределы [республики] из-за огромного количества согласований ездить со школьниками стало нереально. Хотя часто и из Бавлов школьные группы не могут приехать в Казань. Естественно, это влияет на доходы.

Мне кажется, частично решить эту проблему можно с помощью «единого окна». Все письма, которые необходимы для разрешения, переходят автоматически в нужные ведомства: Минтранс, управление образования, ГАИ и прочим. А то сейчас получается, как лебедь рак и щука: каждое ведомство тянет на себя.

Рамиль Мифтахов, президент ассоциации туристских агентств РТ:

— Прямых потерь у туркомпаний нет. Просто многие компании, которые занимаются перевозкой детей, и турфирмы, которые занимались организацией детского отдыха, перестали брать эти группы и стараются не связываться с этим. Фактически люди не зарабатывают. Требования завышены. Мы раньше всю жизнь перевозили детей: и ремней хватало, и в автобусе пристегивали. Сейчас многие перевозят детей смешанными группами, где родители и дети. Не показывают, что это чисто детские группы. Родители сами заказывают автобус. Семья заключила договор с транспортной компанией, указав, что это просто семейная перевозка. Это, наверное, единственное исключение, как можно обойти данную проблему.

Надо упрощать процедуру перевозки детей. Многие директора школ не хотят лишний раз сталкиваться с этой проблемой. Комитетом по туризму РТ были разработаны положения совместно с другими министерствами и ведомствами, где прописан алгоритм упрощения работы при заказе автобусов с детскими группами. Речь идет об автоматизации процесса через портал электронного правительства. Чтобы согласование происходило в электронном виде, а не с бумажками, приходилось бегать в различные инстанции. Но на сегодняшний момент по тем или иным причинам это не реализовалось.