Рифнур Сулейманов возглавит создаваемый сейчас Единый расчетный центр, который объединит в себе сбор платежей, как за электроэнергию, так и за другие коммунальные и жилищные услуги, кроме газоснабжения Рифнур Сулейманов возглавит создаваемый сейчас единый расчетный центр, который объединит в себе сбор платежей как за электроэнергию, так и за другие коммунальные и жилищные услуги, кроме газоснабжения

ЕРЦ: СРЕДСТВА НЕ БУДУТ СЛИВАТЬСЯ В ОБЩИЙ КОТЕЛ, А СТАНУТ «ОКРАШЕННЫМИ»

Сбор платежей за ЖКУ в Татарстане собирают в один мощный кулак Рифнура Сулейманова, главы «Татэнергосбыта». Он возглавит создаваемый сейчас единый расчетный центр, который объединит в себе сбор платежей как за электроэнергию, так и за другие коммунальные и жилищные услуги, кроме газоснабжения. Таким образом, Сулейманов будет отвечать за солидный кусок пирога экономики республики весом примерно в 33 млрд. рублей в год. Об этом в среду стало известно в ходе заседания штаба по подготовке к новому отопительному сезону с участием президента РТ Рустама Минниханова. Глава республики дал неоднозначно понять, что саботажа от управляющих компаний и ТСЖ не потерпит.

«Сразу предупреждаю, что это решение принято. Если у кого-то есть конструктивные предложения, вы должны [информацию] об этом сообщить», — сказал президент РТ и подчеркнул, что работать с ЕРЦ будет не правом, а обязанностью для всех УК, ТСЖ и ЖСК республики.

Однако, как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ Михаил Застела, законодательной подпорки данной инициативы на данный момент нет. Действительно, в настоящее время деятельность расчетных центров законодательно не регулируется ни Жилищным, ни Гражданским кодексами. Как считает Застела, если крупные УК гарантированно будут работать с новым ЕРЦ, то мелкие ТСЖ и ЖСК могут и отказаться от этой идеи, поскольку, по его мнению, опасаются стать слишком прозрачными. Сегодня средства жителей поступают напрямую управляющим компаниям, и жилищники сами занимаются расщеплением средств — за тепло, электроэнергию, за уборку мусора и так далее. Однако, считает общественник, порой руководители УК начинают тратить средства жителей не по назначению, задерживать оплаты ресурсоснабжающим организациям, а если платят, то не полностью. Да и что скрывать, порой просто воруют средства жителей. Расстаться с такой бездонной кормушкой добровольно мало кто захочет.

Новая система сбора и расщепления средств будет похожа на казначейскую. Средства не будут сливаться в общий котел, а станут «окрашенными». Деньги, поступающие за оплату ЖКУ, после расщепления будут зачислять на три группы счетов: за жилищные услуги — на счета подрядных организаций, которыми подрядчики смогут воспользоваться только после подписания актов выполненных работ; за поставленные коммунальные услуги — на счета ресурсоснабжающих организаций, которыми они смогут воспользоваться только после подписания актов сверки с управляющими организациями. Управляющие же компании получат только те средства, которые полагаются им по праву за услугу по управлению домами.

По логике создателей нового ЕРЦ, это позволит решить проблему целевого использования средств собственников, лишить недобросовестных работников УК интереса совершения нарушений при начислении за ЖКУ, а также повысит качество самих жилищных услуг, поскольку штрафы, которые будут начисляться управляющей компании за нарушения, будут списываться со счетов УК из средств, полученных на управление МКД.


«ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА НАСЕЛЕНИЯ НЕ 100 ПРОЦЕНТОВ. УК — ЗАЛОЖНИКИ ЭТОЙ СИТУАЦИИ»

Тем не менее возникает масса вопросов. К примеру, кто возьмет на себя тяжкий груз неплатежей жителей? По данным минстроя РТ, процент собираемости платежей за ЖКУ с населения составляет 98,6%, получается, что только за 2016 год граждане недоплатили за услуги около 460 млн. рублей. А с учетом долгов, накопившихся с 2005 года, общий ком неплатежей в Татарстане составляет 5,4 млрд. рублей. Сейчас УК выходят из положения, понемногу недоплачивая ресурсоснабжающим организациям за их услуги, объясняя это плохой платежной дисциплиной татарстанцев. Но как будет работать данная система, если у руля распределения средств жителей встанет профессиональный сборщик платежей ресурсоснабжающей организации «Татэнерго», который заточен в первую очередь на покрытие убытков поставщиков ресурсов?

Ответил на этот вопрос «БИЗНЕС Online» первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов. «Сегодня ресурсоснабжающие организации имеют преимущественное право (получения средств), и с управляющих компаний они берут максимально. Тот же „Татэнергосбыт“, у которого собираемость почти 100 процентов. При этом платежная дисциплина населения не 100 процентов, — признал замминистра. — УК — заложники этой ситуации. И чтобы они не были таковыми, они должны правильно расщеплять денежные средства, собранные с населения, всем поставщикам ресурсов».

Фролов заверил, что убытки, полученные от неплатежей населения, будут распределяться пропорционально между всеми поставщиками услуг, будь то коммунальные или жилищные услуги. Это должно снять вечный конфликт между УК и ресурсоснабжающими организациями.

«Акт поставки ресурсов должен загружаться в систему, и она должна от объема полученных платежей потребителей автоматически расщеплять средства всем поставщикам ресурсов», — пояснил он. Это еще одна задача новой системы — чтобы оплата шла только за реально поставленные услуги, подчеркивает Фролов. «Цель именно в том, чтобы на инфраструктуре „Татэнергосбыта“ создать реальную систему, которая позволит максимально правильно и честно расщеплять средства, которые поступили от населения», — говорит замминистра.

Ирек Файзуллин дал понять, что существующие ЕРЦ ликвидироваться не будут, они станут филиалами новой структуры Ирек Файзуллин дал понять, что существующие ЕРЦ ликвидироваться не будут, они станут филиалами новой структуры

СУДЬБА 47 РЦ ПОД ВОПРОСОМ: «СМЫСЛА ДЕРЖАТЬ ТАКУЮ АРМИЮ НЕТ»?

Второй вопрос — что станет с 47 расчетными центрами, в которых по республике работают 949 человек, рассчитывающие 1,269 млн. лицевых счетов. Кроме того, существует более тысячи ТСЖ и ЖСК, которые осуществляют расчет платежек самостоятельно или через коммерческие расчетные центры. Когда эти РЦ сольются в едином порыве с 56 офисами «Татэнергосбыта», неизбежны сокращения.

«Смысла держать такую армию нет: они же все на шее населения находятся. Так что переход к единому республиканскому расчетному центру — это вопрос поэтапного совершенствования системы платежей», — отметил министр строительства РТ Ирек Файзуллин на вчерашнем совещании. Вместе с тем он дал понять, что существующие ЕРЦ ликвидироваться не будут, они станут филиалами новой структуры. Минниханов также дал задание по максимуму использовать работников РЦ на местах.

«Изменений больших мы не предполагаем, те ЕРЦ, которые работают, и фронт-офисы для населения должны остаться», — заочно успокоил их накануне Фролов. Также больших перемен не предвидится в способах оплаты для населения. Как считает чиновник, они в настоящее время достаточно удобны для потребителей ЖКУ, есть различные способы оплаты, в том числе и мобильные приложения, и система автоматических платежей.

Третий вопрос — какой банк станет уполномоченным на то, чтобы аккумулировать на своих счетах платежи от населения и расцеплять их по поставщикам услуг. Название его пока не известно, в минстрое поясняют, что будет проведена конкурсная процедура по его отбору. Хотя по всей логике это должен стать «АК БАРС» Банк, имеющий разветвленную сеть отделений по республике, к тому же в ряде районов РТ именно этот банк занимается платежами ЖКУ. Но, с другой стороны, в Казани в этом направлении работает Банк Казани, который также не захочет расставаться со внушительным денежным потоком.

Фролов заявил, что теоретически может быть выбрано несколько уполномоченных банков. «Они сегодня заинтересованы в этой задаче, у нас есть предложения от Сбербанка в части того, чтобы привлечь эти денежные потоки, — говорит Фролов. — Но если отдельный город захочет свой банк поддержать, как, например, Банк Казани, если банк даст нормальные конкретные условия для поддержания этой системы — почему нет? Основная задача для нас — это сформировать единый банк данных всех лицевых счетов в республике, чтобы было единообразное начисление для всех граждан в республике».

При этом Фролов дал понять, что банки едва ли не приплачивать готовы за возможность собирать средства населения за ЖКУ. «Банк какие затраты несет? От объема денежных средств, которые от населения поступают, банк получает для себя только плюсы. Это достаточно серьезный денежный поток, который ему дает соответствующие показатели. То есть банк сегодня не должен просить денежные средства на элементы эквайринга, операционные расходы. На мой взгляд, банк, наоборот, должен давать преимущества с точки зрения депозитных процентов, если он участвует в этом процессе», — говорит Фролов.

БАНК КАЗАНИ: ЕСТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБСЛУЖИВАТЬ ЕРЦ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РТ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» банки также заверили, что готовы работать с платежами населения. Илья Вельдер, управляющий директор дирекции стратегического развития и корпоративных коммуникаций «АК БАРС» Банка, сообщил, что сервисы регулярных платежей, в том числе за ЖКХ, являются одними из наиболее востребованных на сегодня. «Банк постоянно совершенствует систему приема платежей, делая этот процесс простым и удобным для своих клиентов. Так, в интернет-банке „АК БАРС Онлайн“ платежи за ЖКХ можно провести в два клика, только по номеру лицевого счета, без комиссии», — говорит Вельдер.

Он считает, что его банк имеет для участия в новом проекте ЕРЦ максимальные преимущества — это полный территориальный охват республики и широкая филиальная сеть в России, а также успешный опыт сотрудничества со всеми поставщиками услуг ЖКХ и ресурсоснабжающими организациями. Банк осуществляет поддержку инфраструктуры электронных платежей для госуслуг и имеет удобные дистанционные каналы обслуживания клиентов.

В то же время и Банк Казани заявляет, что готов обслуживать своими силами платежи ЖКУ со всего Татарстана. «У Банка Казани есть все возможности обслуживать ЕРЦ на всей территории Республики Татарстан. Как современнейшая IT-платформа, так и выстроенные технологии обслуживания, а также моментальное исполнение платежей позволяют это делать качественно и оперативно. У нас большой накопленный опыт в этой сфере, нареканий к нашей работе нет и никогда не было. Немаловажным положительным фактом является и то, что контрагенты ЕРЦ в общей своей массе тоже обслуживаются в Банке Казани. Но в любом случае вопрос обслуживания счетов казанского ЕРЦ и любого другого лежит в плоскости конкурентного предложения», — сообщили нашему изданию в пресс-службе Банка Казани.

Для населения важно одно — не вырастет ли плата за формирование самих платежек? На данный момент размер платы за услуги расчетных центров по республике отличаются разительно: от 50 копеек до 82 рублей за один лицевой счет. В среднем жители платят от 2 до 4% от суммы своего платежа. Накануне чиновники заверяли журналистов, что новый ЕРЦ будет брать уж точно не больше этого уровня, но пока никакой конкретики сообщить не могут.

. По данным минстроя РТ, процент собираемости платежей за ЖКУ с населения составляет 98,6%, получается, что только за 2016 год граждане недоплатили за услуги около 460 млн. рублей
Фото: ©Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«ДОБРОСОВЕСТНЫЕ УЧАСТНИКИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТ ЭТОГО ТОЛЬКО ВЫИГРАЮТ»

Напомним, что Сулейманов, представляя новую систему ЕРЦ, заявлял, что она принесет массу плюсов всем участникам рынка ЖКУ. По мнению энергетика, появление ЕРЦ позволит достичь единого ценообразования на услуги ЖКХ в республике, введения общего стандарта работы с населением, формирования единого платежного документа, ухода от субъективности при распределении платежей, прозрачности начислений и передвижения денежных средств для всех заинтересованных сторон. Он пообещал переход на электронный документооборот и внедрение мобильного приложения.

«Добросовестные участники жилищно-коммунальных отношений от этого только выиграют. Население получит удобное и качественное обслуживание, ресурсоснабжающие организации приобретут единую базу данных, которая не будет зависеть от смены УК, своевременное зачисление всех поступивших от населения денежных средств и эффективный механизм работы с неплательщиками, УК снизят свои издержки на организацию работы, у них будет больше времени на свою хозяйственную деятельность, а муниципалитеты получат инструмент контроля за состоянием расчетов населения за поставленные ресурсы», — заявил Сулейманов.

Минниханов пояснил, что «Татэнергосбыт» выбран координатором создания нового ЕРЦ, поскольку он имеет разветвленную сеть офисов в республике и опыт по сбору платежей с населения. Собираемость платежей в «Татэнергосбыте» высока и составляет 99%. Перейти на новую систему планируется уже с 1 января 2018 года, но в пилотном режиме она должна заработать уже в четвертом квартале этого года.

Аналогичные расчетные центры уже создаются или будут создаваться в других регионах РФ после соответствующего поручения правительства России и президента РФ Владимира Путина. В 12 регионах единый расчетный центр представлен дочерними организациями Сбербанка, в Московской и Ленинградской областях единые расчеты координирует компания «ИнтерРАО».

Также известно, что минстроем России подготовлен проект поправок в Жилищный кодекс РФ, которые прописывают принципы создания регионального ЕРЦ для расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Но на данный момент он не внесен в Госдуму, пояснил «БИЗНЕС Online» депутат ГД РФ от Татарстана Александр Сидякин, курирующий сферу ЖКХ. «Было много дискуссий, была отдельная позиция у Москвы, и принятие решения немного сдвинулось. Сейчас все в стадии подготовки к внесению документа в Госдуму», — пояснил депутат. Сидякин считает, что законопроект о единых расчетных центрах необходим для увеличения прозрачности платежей. «У регионов будет право создавать такие расчетные центры либо переводить все на прямые договоры потребителей с поставщиками услуг. Если такие расчетные центры будут созданы, то, конечно, поставщики и УК обязаны будут заключить с ними договоры», — считает депутат. Он отмечает, что сегодня существует множественность субъектов, в результате чего «возникает неразбериха, двойные квитанции, неправильное начисление и все что угодно». По его мнению, проект закона может быть внесен в ГД в осеннюю сессию.

Александр Сидякин считает, что законопроект о единых расчетных центрах необходим для увеличения прозрачности платежей Александр Сидякин считает, что законопроект о единых расчетных центрах необходим для увеличения прозрачности платежей

«ЦЕНТРЫ НАПЛОДИЛИ ЗА СЧЕТ НАШИХ СРЕДСТВ. УВЕЛИЧАТ ТАРИФЫ И БУДУТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ЕЩЕ ОДИН РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР»

«БИЗНЕС Online» спросил у участников рынка ЖКХ и экспертов, в чем плюсы и минусы новой системы и готовы ли они сотрудничать с новым ЕРЦ.

Михаил Застела — председатель центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ:

— От создания единого расчетного центра выиграют все честные люди. Это будет прозрачная система, работающая по единым правилам и позволяющая контролировать отклонения любой управляющей компании. Вообще ЕРЦ — это бухгалтерия. Если организация большая, обслуживает всех, и деньги там будут распределяться, а не сваливаться в общий мешок с платежами, то у управляющих компаний будет меньше возможностей для злоупотребления. На качество ЕРЦ не повлияет, конечно. Бухгалтерия же что есть, то и посчитает. Если нельзя будет отправить себе в карман на зарплату деньги те, которые не использовали на осуществление жилищных услуг, то, значит, придется выполнять и оказывать жилищные услуги. Вообще, я считаю появление ЕРЦ положительным явлением, это не городская, а республиканская организация, подконтрольная правительству РТ.

Шамиль Хайруллин — председатель ТСЖ «Гаврилово»:

— Лучше, конечно, если работа с единым расчетным центром будет нашим правом, а не обязанностью. Сейчас есть единственная государственная система ЖКХ. Если бы расчетный центр брал меньше в банке, то все с удовольствием туда бы пошли платить. Было бы хорошо, если бы расчетный центр поставил определенные условия, изучил бы рынок оплаты, сделал бы скидки. Допустим, не тот 1 процент, который сейчас почти повсеместно (Сбербанк берет 2 процента, если нет договора с ТСЖ), а 0,75 процента. Многие платят через почту, но там информацию дают с опозданием. К расчетным центрам отношусь настороженно, потому что не мог объяснить людям, как проходят начисления, в отличие от того случая, когда начисляем сами.

Марат Гимадиев — председатель ТСЖ «Меридианная, 14»:

— Нам, наверное, единый расчетный центр не грозит. У нас свой счет в ТСЖ. Если бы нам предложили работать с ЕРЦ, то я бы отказался. Проще работать самим, как мы, — мы рассчитываем сами. И людям проще. Если вдруг возникают какие-то вопросы, то общаются со своей бухгалтерией. Практические сразу можно посмотреть все документы, на основании которых происходит начисление, сразу сверить приборы учета. Честно говоря, сомневаюсь, что выйдет такое постановление, где все ТСЖ и жилищные организации будут привязаны к одному какому-то банку или к одной организации. Если бы это было бесплатно, то тогда бы это было возможно. А если за счет собственников, то как можно заставить...

Геннадий Сомов — председатель союза домовых комитетов:

— Я категорически против, расчетные центры незаконны. Должна быть управляющая компания, бухгалтерия, а не расчетный центр. Центры наплодили за счет наших средств. Увеличат тарифы и будут обеспечивать еще один расчетный центр. Если нам нужна прозрачность, то нужно ликвидировать управляющие компании — этих страшных посредников, а также расчетные центры при них. Не нужны и проценты. Необходима одна нормальная обслуживающая организация, которая работала бы напрямую. Тогда это будет эффективно. Кроме того, деньги уходят на коммерческий счет, а оттуда их можно куда угодно направить. Со специального счета деньги никто не снимет. А денег уходит много... В Нижнекамске за 5,5 лет переплатили почти 6 миллиардов рублей только за теплоснабжение, а казанцы за 9 лет — 10,5 миллиардов рублей. При этом нет никакого закона, чтобы воздействовать на неплательщиков.