СТАЧКИ ВОДИТЕЛЕЙ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ

Сегодня в преддверии начала действия новых дорожных сборов по всей России состоялась массовая акция протеста дальнобойщиков. В некоторых городах возле выездов на федеральные трассы были организованы несанкционированные стихийные митинги, другие дальнобойщики поддержали своих коллег, двигаясь по трассе — они снижали скорость до минимума, создавая огромные пробки.

В Подмосковье акция протеста прошла в районе деревни Федюково Подольского района. На автотрассе М4 «Дон» встало на обочине около 50 грузовиков. По данным сервиса «Яндекс.Пробки», на этом участке трассы скорость движения в момент стачки не превышала 15 км/ч. В Липецке у гипермаркета «Ашан» собрались десятки дальнобойщиков — фуры выстроились вдоль дороги, а водители собрались на импровизированный митинг. И пермские дальнобойщики присоединились к массовой акции протеста: их большегрузы выстроились за Лобаново вдоль федеральной трассы М5 «Урал». В Приморье дальнобойщики устроили акцию протеста в селе Вольно-Надеждинское. Рязанские дальнобойщики организовали акцию протеста на трассе М5. Липецкие дальнобойщики для акции гражданского неповиновения выбрали трассу Липецк — Лебедянь. Аналогичные акции водителей прошли в Екатеринбурге, Белгороде, Санкт-Петербурге, а также в Башкортостане, Кабардино-Балкарии и других регионах.

В Татарстане на этом фоне — относительная тишина. Хотя намерения провести акцию протеста были у дальнобойщиков республики, подтвердил «БИЗНЕС Online» источник в правоохранительных органах. Детали забастовки водители фур обсуждали по рации, однако представители спецслужб связывались с ними и порекомендовали от акции протеста воздержаться. «Мы ребят отговорили, напомнили им о том, что их затея предусматривает административную ответственность в виде штрафа в 10 тысяч рублей, — рассказал «БИЗНЕС Online» источник. — Несмотря на то что у них есть свое мнение, его надо высказывать в установленном законодательством порядке, а не стихийно. В противном случае ваши требования будут выражены нелегитимно, в ответ будут применены административные санкции».

Собеседник «БИЗНЕС Online» пообещал, что в случае стихийной стачки поводы для применения мер воздействия на их участников так или иначе будут найдены. Дальнобойщиков могут привлечь за нарушение требований дорожных знаков или движение в нелегальной организованной колонне.

«НЕРУБЛЕВАЯ МИЛОСТЬ» ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА

Против чего бунтуют перевозчики? Еще в июне 2013 года правительство выпустило постановление, согласно которому фуры массой 12 т будут платить за езду по федеральным трассам. Размер тарифа — 3,5 рубля за 1 км с ежегодной индексацией. Цель — возмещение вреда федеральным трассам. Весной кабмин решил отсрочить введение платы до 15 ноября, уточнив в новом постановлении и новый тариф — 3,73 рубля в связи с инфляцией. При этом сборы в бюджет оценили на уровне 60 - 70 млрд. рублей. Вчера же кабмин РФ в преддверии акции простеста опубликовал документ за подписью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, дающий существенную скидку перевозчикам. Тариф снизили: с 15 ноября и вплоть до конца февраля 2016 года роскошь прокатиться по трассам вроде М7 обойдется дальнобойщикам по 1,53 рубля за километр. С 1 марта 2016 года и до конца февраля 2018 года — 3,06 рубля. Сократить тариф еще ниже также предполагалось: в июне минэкономразвития предлагало снизить его до 1 рубля, но тогда затея лишилась бы смысла: денег хватило бы только на расчеты с оператором системы сбора денег, а на дороги не осталось бы.

При этом до 15 ноября — то есть до конца этой недели — всем владельцам фур необходимо поставить устройства, передающие информацию об оплате. Впрочем, если нет устройства — можно купить маршрутную карту. Купить ее можно через личный кабинет или, скажем, мобильное приложение. Но устройство все-таки удобнее, поскольку карта ограничивает маршрут поездки. В случае поломки или изменения маршрута обменять ее нельзя — можно только отменить до начала рейса, после чего оформлять новую...

Развитием системы сбора денег, которая получила название «Платон», занимается компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая за свои услуги получит 10,6 млрд. рублей в год

«ПЛАТОН» ОТМЕЧАЕТ ВЫСОКУЮ АКТИВНОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКОВ В ТАТАРСТАНЕ

Автоматизированная система взимания платы в счет возмещения вреда работает на основании федерального закона №68 от 2011 года. Она распространяется на 50 774 км федеральных автотрасс. Под «колпак» попадают российские грузоперевозчики — владельцы порядка 2 млн. грузовых машин, а также зарубежные логистические компании, более 400 тыс. автомобилей на территории РФ.

Развитием системы сбора денег, которая получила название «Платон», занимается компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Компания на паритетных началах принадлежит фонду «РТ-Инвест» (аффилирован с «Ростехнологиями») и сыну Аркадия Ротенберга Игорю. По данным «Ведомостей», компания за свои услуги получит 10,6 млрд. рублей в год. Система «Платон» полностью готова к запуску, считают в компании «РТ-Инвест», говорится в ответе на запрос «БИЗНЕС Online». Она прошла все комплексные испытания, и в данный момент федеральное дорожное агентство принимает объекты системы у оператора — ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». После создания и приемки система станет собственностью Российской Федерации. Собранные деньги поступят в федеральный дорожный фонд.

Вместе с тем на 10 ноября в системе «Платон» было зарегистрировано 30 956 владельцев 295 797 грузовиков — это 16% от плана. В Татарстане за сбор платежей и работу «Платона» отвечает концессионер «РТ-инвест Транспортные Системы». Как сообщили «БИЗНЕС Online» в представительстве компании, в системе взимания платы по состоянию на 5 ноября было зарегистрировано более 8,6 тыс. транспортных средств массой свыше 12 тонн.

«Из клиентов категории «более 300 машин в парке» зарегистрировано 100 процентов, из клиентов категории «100+» — 96 процентов, «50+» — 80 процентов, — говорится в ответе компании. — Среди перевозчиков категории «менее 50 машин в парке» зарегистрировались порядка 50 процентов». В Татарстане концессионер отмечает высокую активность перевозчиков. В частности, центр обслуживания «Платона» в Набережных Челнах — в десятке самых загруженных офисов в России (всего их 138).

На 10 ноября в системе «Платон» было зарегистрировано 30 956 владельцев 295 797 грузовиков — это 16% от плана

ШТРАФЫ — ДО МИЛЛИОНА

Регистрация в системе перевозчиков с парком свыше 50 грузовиков стартовала в августе. С октября массовая предварительная регистрация открыта через личный кабинет на сайте системы. Бортовое устройство «Платона» будет выдаваться государством в безвозмездное пользование. «Оператор системы уже получает запросы на необходимое количество и места получения бортовых устройств. Исходя из этой информации, бортовые устройства развозятся по офисам системы по всей стране. Бортовое устройство можно будет получить в любом офисе системы, независимо от места регистрации компании», — отмечают представители РТИТС. Всего в стране — 138 центров обслуживания. Адреса — на официальном сайте.

Чтоб неповадно было ездить без «Платона», разворачивается система контроля. По трассам начнут курсировать 100 автомобилей мобильного контроля, говорится в ответе на запрос «БИЗНЕС Online». К 15 ноября только на федеральных дорогах Поволжья дальнобойщиков любезно встретят 14 контролирующих автомашин и 83 рамные конструкции. Для сравнения: в Московской области стоит 20 рамок. Далее по всей России в течение 20 месяцев в 5 этапов будет построена еще 461 рамка стационарного контроля. Штрафы огромны: 450 тыс. рублей за первый проезд без оплаты, 1 млн. рублей — за второй, пишут «Ведомости». Правда, 16 октября было решено снизить их до 100 и 200 тыс. соответственно.

РОСАВТОДОР: ОПАСАТЬСЯ ЗАМЕТНОГО ПОДОРОЖАНИЯ ПРОДУКТОВ НЕ СТОИТ...

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) накануне попыталось вступиться за «Платон», опубликовав пресс-релиз с красноречивым названием «7 развенчанных мифов перевозчиков о системе «Платон». В частности, в нем говорится, что опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров в 2016 году не стоит. На 12-тонники приходится лишь 8,5% таких перевозок, а основная доля перевозимой по дорогам продукции — около 83% — это навалочные материалы. Если пакет молока в среднем стоит 60 рублей, то с новым сбором его стоимость увеличится меньше чем на 2 копейки (1,7 копейки), и то если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок грузоперевозок высококонкурентный.

Второй миф — об угрозе рынку грузовых автоперевозок — также пытаются развенчать: «Перемены ощутят прежде всего компании, которые работают напрямую с грузоотправителями в обход налогов и установленных государством весогабаритных нормативов для фур. С запуском системы владельцы большегрузов, которые раньше демпинговали на рынке за счет серых схем оказания услуг, теперь столкнутся либо со штрафами, либо с необходимостью увеличивать затраты на транспортировку, что нивелирует их преимущества перед легальными перевозчикам.

Непрозрачность расходования сборов тоже, по мнению чиновников, абсолютный миф, придуманный водителями. «Согласно Бюджетному кодексу России оператор системы ежедневно перечисляет полученные средства в федеральный бюджет. Деньги пойдут на содержание и строительство дорог. Сейчас на рассмотрении правительства РФ находится предложение минтранса России об использовании этих денег для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Благодаря этому появится возможность построить обходы крупных городов и мосты с привлечением частных инвестиций. Обнуление тарифа или отсрочка запуска системы отменят и планы дорожников по строительству и ремонту дорог».

В Росавтодоре также утверждают, что иностранные перевозчики будут оплачивать проезд по федеральным трассам России наравне с отечественными коллегами. Для этого на 35 пограничных пунктах пропуска развернуты офисы оператора системы «Платон».

Чиновники уверяют, что система не обязывает перевозчика покупать карту туда-обратно и возвращаться тем же маршрутом, как считают водители.

«Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, можно докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути. Перевозчик может купить карту через интернет и тут же отправляться в путь, никаких задержек система взимания платы не оказывает», — говорится в сообщении пресс-службы Росавтодора.

Леонид Штейнберг: «Мы говорим: давайте в тестовом режиме поработаем, четко определимся. Надо годик дать, отработать пока по 50 копеек, а потом постепенно увеличивать, а у нас стараются — все и сразу!»

«ЧТО ДЕЛАТЬ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ПОНИМАЮТ — ЗАВТРА ОНИ ОСТАНУТСЯ БЕЗ РАБОТЫ!»

«Это приговор отрасли, трагедия», — так кратко описал «БИЗНЕС Online» ситуацию в отрасли грузоперевозок в связи с введением платы за проезд по федеральным трассам для большегрузов генеральный директор ТКФ «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг. «Мы написали письмо в ТТП России, нам отвечают, что нас поддерживают, мы написали письмо в комитет по транспорту Госдумы, провели круглый стол — нас там тоже поддержали. Но в целом идут отписки. А что делать людям, которые понимают, что завтра они останутся без работы?» — недоумевает он. По его словам, единственное, что пока сделано, — это вышедшее 3 ноября 2015 года постановление правительства РТ №1191, которое делает повышение платы постепенным: до 1 марта 2016 года плата за проезд будет 1,5 рубля, с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года — 3,06 рубля, а с 1 января 2019 года — 3,73 рубля за 1 километр.

Сама система платежей, как считает глава «Кама-Тракс», неправильная. «Они (создатели законаприм. ред.) обманули руководство страны, сказав, что каждый грузовой автомобиль ездит порядка 7,5 - 8 тысяч километров в месяц, а у нас машины ездят в среднем при нормально поставленной организации порядка 18 тысяч в месяц! Вот умножьте это на 1,5 рубля и на 12 месяцев. А у нас есть автопредприятия, у которых по 20 - 50 - 60 машин. Это огромные деньги! Когда мы пришли в банк, чтобы попросить кредит на предоплату, нам сказали: если вам нужно на приобретение машин, то дадим, а на эти «цацки» никто вам не даст. А денег у самих предприятий нет сейчас, потому что в условиях кризиса оплата идет в пределах 30 - 60 - 90 дней — после выполнения работы».

В целом введение с 1 ноября платности проезда, а также огромных штрафов Штейнберг считает преждевременным, поскольку система платежей «Платон» еще не отработана, это приведет к множеству штрафов и в конечном итоге к краху для грузоперевозчиков. «В газете «Транспорт России» статья вышла — «Платон поставит заслон» — тем перевозчикам, которые не хотят платить за испорченные дороги. Да, мы хотим платить, но давайте создадим систему, но такой системы нет!» — возмущается он.

Просто физически нет бортовых устройств, которые, по задумке создателей системы «Платон», должны отслеживать передвижение машин. «Завод, который выпускает бортовые устройства, может делать в год 100 тысяч таких устройств. 7 лет потребуется, чтобы только обеспечить татарстанские транспортные предприятия, а по России миллионы предприятий, когда они там успеют?» — недоумевает перевозчик.

Как работать с маршрутными картами, которые должны заменить недостающие бортовые устройства, в ассоциации перевозчиков тоже не до конца понимают. «Допустим, наш перевозчик уехал на Север — где он, представитель малого среднего бизнеса, на трассе может положить деньги? Или другая ситуация: водителю поступает информация, что продукцию надо везти в другое место, потому что там, в том месте, продукция еще есть, а в другом — завод остановился, — срочно надо. И он должен ехать за тысячу километров, а у него деньги кончились. И терминалов оплаты вокруг нет. Это задача со многими неизвестными, которые мы сами себе создали и ждем, что теперь получится, — сетует он. — Нам всегда говорят, что надо поддерживать малый и средний бизнес. Говорим... и уничтожаем его. Считаю, что персонал, обслуживающий эту транспортную систему, больше денег кушает, чем зарабатывает».

Компания Штейнберга «Кама-Тракс» также попала в прокрустово ложе этого нововведения. 19 лет она сотрудничает с «Нижнекамскнефтехимом», перевозит огромное количество продукции нефтехимического гиганта. «Они («Нижнекамскнефтехим» — прим. ред.) не могут изменить условия: у них долговременные контракты — они продали свою продукцию еще в декабре прошлого года! Ситуация сложнейшая, мы пока не отказались, ищем варианты».

Введение платы за проезд, по мнению Штейнберга, неизбежно приведет к повышению стоимости продукции для конечных покупателей — от продуктов питания до оборудования для предприятий, поскольку транспортники, вложившие огромные личные средства и купившие транспорт в кредит, безусловно, будут «драться» за свой бизнес.

Регионам от такой затеи, по словам Штейнеберга, одни головные боли. Так как все средства будут уходить в федеральный бюджет, а перевозчики, чтобы сэкономить деньги, наоборот, будут стремиться выбирать участки «бесплатных» региональных дорог, так что разбиваться они станут быстрее.

Также Штейнберг вкратце описал систему штрафов, как она будет действовать на практике. По его словам, компания «РТ-Инвест» («У них денег же немерено!») намерена закупить 500 легковых автомашин, которые будут курсировать по трассам и проверять — оплатил или не оплатил. «Запустят их по трассам, и будем смотреть — бортовое устройство в машине не установлено, маршрутной карты нет. Ну-ка иди сюда. Составили протокол — отправили в ГАИ».

Штейберг считает, что еще не все потеряно. Он готов к диалогу с властями. «Мы говорим: давайте в тестовом режиме поработаем, четко определимся. Надо годик дать, отработать пока по 50 копеек, а потом постепенно увеличивать, а у нас стараются — все и сразу!»

«НЕЖДАННО-НЕГАДАННО ЗА ДВА МЕСЯЦА МЕЖДУ СОБОЙ РЕШИЛИ И УЖЕ ВВОДЯТ...»

С ним солидарен и Вячеслав Лаврентьев, генеральный директор НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков»: «Любое повышение платы ведет к подорожанию услуг. Со стороны введение этой платы за проезд по федеральным трассам кажется вещью незначительной. Даже если мы работаем исключительно в рамках Казани, волей-неволей иногда приходится проезжать по федеральной трассе. И неважно — проехал ли ты 1 километр или несколько, плата с тебя все равно будет взыматься. И вроде бы это копейки, с другой стороны, это ничем не обоснованная позиция штрафов — суммы неоправданно огромные! Но мы ведь платим транспортные налоги, делаем разрешение на перевозку тяжеловесных грузов, проходим весовые контроли и платим в случае перевеса. Получается тройная оплата! Платим втройне, а результата никакого нет!» — возмущается он.

Лаврентьев недоумевает, почему введение платы за проезд по федеральным дорогам не обсуждалось с участниками рынка: «Нежданно-негаданно за два месяца между собой решили и уже вводят. Некоторые до сих пор о грядущих нововведениях не знают! Бортовую технику — так называемые трекеры — вроде бы заказали. Но на всех этих приборов не хватает. Но мы теперь будем как привязанные на цепи, хотя представители «Платона» нас и заверяют, что погрешность GPS может составлять 10 - 15 метров. Но кто знает, как на практике будет работать эта система? 15 ноября внедрять ее, предварительно не обкатав, совершенно неправильно! Как минимум полгода нужно на ее апробирование. Потому что в случае возникновения спорных ситуаций в суды будет обращаться бесполезно — дороже выйдет».

Суммы, которые будут платить те, кто занимается межрегиональными перевозками, он оценивает в 350 - 400 тыс. рублей дополнительных затрат в год на одну единицу транспорта, что, по его мнению, очень большая нагрузка на перевозчиков.

«Мы писали письма Рустаму Минниханову, в Госдуму, Дмитрию Медведеву. Ответы есть, но это скорее отписки. Хотя надо признать, что нет у нас сплоченности среди перевозчиков, каждый работает сам на себя. Разумеется, бóльшая часть перевозчиков на фоне этих нововведений собираются закрывать транспортный бизнес, переходят на малотоннажный транспорт. Потому что рентабельности практически никакой!» — резюмирует Лаврентьев.