НЕ ТАМ ПИОНЕРЫ

В конце ноября Госсовет РТ на скорую руку, сразу в трех чтениях, принял закон «Об установлении единой даты начала применения на территории Татарстана порядка определения налоговой базы по налогу на имущество с физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения». Таким образом, налог за свою недвижимость у некоторых собственников возрастет в разы. По сути, этот закон затрагивает каждого жителя нашей республики. Но мы видим почему-то очень большую спешку, с которой он принимался. До сих пор к реализации нового порядка взимания налога есть много вопросов.

Конечно, никто не отрицает сегодня необходимость укрепления финансовой базы местного самоуправления. По данным минфина РТ, за 9 месяцев 2014 года только 27% налогов осталось в консолидированном бюджете, то есть в муниципалитетах и в бюджете самой республики. 73% ушло в федеральный бюджет. Конечно, особенно обделено в условиях действующего законодательства именно местное самоуправление, которое ближе всего к людям и знает их проблемы. И КПРФ последовательно многие годы требовала перераспределения доходов из федерального бюджета на уровни ниже: в регионы и на уровень местного самоуправления. Это был бы хороший путь решения проблем, но, к сожалению, федеральный законодатель пошел по другому пути — по сути, пополнять бюджеты муниципалитетов предлагается за счет увеличения налоговой нагрузки на граждан.

И власти республики, конечно, понять можно. С одной стороны, есть много обязательств без соответствующего финансового обеспечения, которые были переданы с федерального уровня на уровни ниже, на уровни субъекта РФ, на уровни муниципалитета. С другой стороны, не надо сомневаться даже, что граждане вряд ли отреагируют положительно на этот рост налоговой нагрузки. Таким образом, у Татарстана в соответствии с федеральным законом, по сути, нет выбора, по какому пути идти. Но у нас был выбор, когда начать этот путь. Как к нему подготовиться, чтобы минимизировать негативные последствия для граждан.

В Татарстане проведена большая подготовительная работа по введению нового порядка определения налоговой базы. Тем не менее на момент принятия закона новую кадастровую оценку еще никто не видел. Мы привыкли, что Татарстан является первопроходцем во многих отраслях и по многим направлениям. Но мне кажется, это не тот вопрос, где нам надо быть пионерами в РФ. Многие регионы, а точнее абсолютное большинство, откладывают введение этого порядка. Федеральный закон дал возможность субъектам до 1 января 2020 года определить, когда ввести новый порядок. Например, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, касаясь введения этого налога, сказал: «Какой бы сложной ни была текущая ситуация, мы не имеем права любой ценой добиваться пополнения доходной базы бюджета». Конечно, никто не говорит, что надо откладывать до последнего. Но можно было бы отложить хотя бы на год и посмотреть на реакцию в других регионах, внимательно проверить кадастровую оценку, которая была произведена, исправить ошибки в спокойном режиме. За это время можно было бы провести широкую разъяснительную работу с муниципалитетами, с гражданами и избежать ту ситуацию, когда после потенциально тяжелого 2015 года в экономическом смысле, граждане получат сюрприз в виде повышения налога на имущество и этот сюрприз им вряд ли понравится. Однако наши аргументы так и не были услышаны.

НЕБОГАТЫХ ВЫСЕЛЯТ ИЗ ЦЕНТРА

Как минимизировать негативные последствия для граждан? Порядок определения налоговой базы определен статьей 403 Налогового кодекса. Если гражданин не оспорит кадастровую оценку до 1 января 2016, то в 2016-м году оспаривать 2015 год уже бесполезно. А ведь люди получат документы на оплату только в октябре 2016, года и в этот момент уже поздно будет что-либо оспаривать. Вроде бы есть возможность рассчитать кадастровую стоимость своей недвижимости с помощью сайта министерства земельных и имущественных отношений РТ. Но я что-то сомневаюсь, что подавляющее большинство займется этим в течение следующего года. Люди спохватятся только тогда, когда обжаловать будет уже поздно. Конечно, если это просто техническая ошибка, то ее можно исправить. К примеру, вместо 50 «квадратов» вам написали 500. Но ведь кадастровая оценка, как любая массовая оценка, априори будет содержать ошибки. К примеру, возьмем два дома в центре города — один ветхий, а другой новый. Если по площади они совпадают, то получается, что оценка будет близкой. Это несправедливо. Но оспорить в 2016 году вы эту оценку уже не сможете, вот почему важно говорить об этом именно сейчас.

Еще один момент касается налоговой ставки (статья 406 НК) в отношении жилых домов. Муниципалитеты могут варьировать налоговую ставку от 0 до увеличения ее в три раза. Как себя поведут муниципалитеты в этих условиях? В условиях, когда у них есть постоянное недофинансирование по многим необходимым, действительно необходимым направлениям, не получится ли, что они сразу поднимут по максимуму эту ставку в рамках своих полномочий? И какова будет в этом случае реакция граждан? Третий момент. Дифференциация налогов, то, что позволяет статья 406 Налогового кодекса, здесь также муниципалитеты могут проводить дифференциацию. То есть, о чем я говорил раньше, место нахождения объекта налогообложения. Если здесь не быть осторожными, мы фактически открываем дорогу выдавливанию небогатых граждан из центра городов. Очевидно, что бездумное применение вот этих полномочий может обернуться проблемой.

Следующий момент касается порядка исчисления суммы налога. Статья 408 НК накладывает ограничения на рост налога в первые пять лет, ограничивая его 20% от суммы прироста в первый год, 40% во второй и так далее. Но важно понимать, что ограничение не на рост на 20% всего налога, а на 20% от суммы прироста. То есть если кадастровая стоимость вырастет в 5 - 6 раз, например, то соответственно гражданин получит ставку налога, точнее, платеж налога в два раза больший уже в первый год. Следующий год в три раза больший. А это реально для центра городов. Особенно для старых квартир, потому что у старого фонда инвентаризационная стоимость намного ниже.

Конечно, в нынешних очень непростых экономических условиях бюджеты муниципалитетов требуют средств, но непроверенное лекарство, как говорят, может оказаться хуже болезни. Не получится ли так, что такое повышение обернется еще большими проблемами? Тем более федеральный законодатель определил, что мы можем до 2020 года не вводить такую систему оценки. Возможно, стоит начать переход позднее. Все равно переходный период для граждан, в течение которого прирост разницы между старой и новой системой оценки, будет происходить по 20% в год те же 5 лет с момента введения.

Артем Прокофьев