Марат Нуруллин
Марат Нуруллин

НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ

Открывая вчерашнее заседание, председатель комиссии горсовета автограда по экономической политике и бюджету Марат Нуруллин предложил предельно сжатый регламент — все 10 пунктов повестки дня обсудить в течение 30 - 40 минут. И действительно, поначалу так и было. Вплоть до 9-го вопроса за все пункты голосовали почти без обсуждения. Но вот дошли до внесения изменений в положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций, и нашла коса на камень.

Заместитель руководителя исполкома Набережных Челнов Ильдар Ахметгареев обосновал необходимость внесения изменений в положение тем, что изменился и федеральный закон «О рекламе». Чиновник предложил внести в упомянутое положение соответствующие технические пункты. Кроме того, он заявил, что надо в документ ввести и такое понятие, как «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки». По его мнению, это необходимо, чтобы решения о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию билбордов (а также отказы в выдаче) принимались обоснованно. Далее, считает Ахметгареев, надо более подробно описать типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать в Челнах, так как были судебные прецеденты, когда из-за отсутствия данных подробностей исполкомы проигрывали процессы участникам рынка.

Ну и в-третьих, чиновник вынес на обсуждение депутатов и вопрос об изменении правил проведения конкурса на право установки и эксплуатации рекламной конструкции: разрешить включать в один лот более одного щита. Это, по его мнению, даст «максимальное пополнение бюджета». «Практика проведения торгов, — обосновал Ахметгареев, — показывает, что этим путем пошли и Казань, и Москва, и Питер. Формируют именно лоты, а не отдельно продается право на эксплуатацию конкретной рекламной конструкции. Это позволяет формировать пул из нескольких рекламных конструкций. В противном случае может получиться так, что самые хорошие и вкусные участки уйдут самым богатым. Самые плохие уйдут самым бедным или вообще не продадутся».

«ДВА ГОДА ВОЗДУХ ПИНАЛИ! БЫЛО МНОГО ШУМА, ПАРА, ВОНИ, А НА ВЫХОДЕ — НОЛЬ»

Нуруллин попросил чиновника дать ситуации оценку с экономической точки зрения: «Много мы об этом говорили, с большими спорами принимали это самое положение. Что в итоге оно нам принесло в первую очередь в денежном выражении? Что проведено было через аукционы? Сколько заработали? Или весь пар в свисток вышел?» В ответ Ахметгареев напомнил историю вопроса. По его словам, в 2013 году была проведена инвентаризация, которая установила, что в городе 946 единиц рекламных конструкций, 863 из них имели действующие разрешения на установку и эксплуатацию. На остальные 83 вынесли предписания на демонтаж. Далее была сделана схема размещения рекламных конструкций в городе, которую утвердили постановлением исполкома и согласовали с министерством строительства. В нее вошли только 720 единиц. Остальные, пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Ахметгареев, будут снесены. «Согласно закону, — продолжил чиновник, — все размещения рекламных конструкций должны проходить через торги. На сегодня провели аукцион на одну рекламную конструкцию. 8 августа это было, реализовали право на эксплуатацию за 382 тысячи рублей, срок действия договора — 5 лет. Так что мы теперь должны проторговать еще 719 конструкций, включенных в схему».

Ахметгареев напомнил, что 21 ноября было выписано предписание УФАС РТ, которое обязывает исполком аннулировать 863 выданных разрешения на установку или эксплуатацию рекламных конструкций. «То есть речь идет о вообще всех действующих разрешениях, — пояснил чиновник. — Решение УФАС есть, у нас нет выбора — надо его исполнять». Ахметгареев также сообщил, что сейчас в городе проводится новая инвентаризация рекламных конструкций, формируется конкурсная документация на проведение торгов, приводится в соответствие с федеральным законом местное положение о порядке установки и эксплуатации рекламной конструкции, после чего можно будет приступать к проведению аукционов. Лоты он предложил создавать по 10 - 15 билбордов в каждом.

Нуруллин подвел итог: «Получается, что мы два года ходили, пинали воздух, будем считать. Потому что за два года ни черта не сделано! Шумели много, пара много, вони, извините, много, а реализовали на аукционе один щит. Сейчас мы идем по второму кругу. Будем заново все рассматривать, оформлять, то есть мы уходим еще на пару лет. А все те, кто эксплуатировал эти щиты, втихую получают деньги, делясь каким-то образом... я не знаю с кем...»

Что же касается решения УФАС, то депутаты поинтересовались, почему такая ситуация сложилась только по Набережным Челнам. «В Казани же продали? — задал вопрос Нуруллин. — Чем она отличается от нас?» Ахметагареев ответил: «Продали. Три года назад, до Универсиады. Нам нужно было делать тогда то же самое. Там не продлили действующие договоры, а у нас продлили. Потому теперь эти договоры нас и обязывают аннулировать. И мы теперь идем тем же путем, что и Казань. Только они его начали раньше».

«КАК БЫ НАМ СИРЫХ И УБОГИХ РЕКЛАМЩИКОВ НЕ ОБИДЕТЬ?»

Не понравилось Нуруллину и объяснение Ахметгареева о необходимости объединять разные билборды в один лот: «Мы тут о социальной справедливости говорим? О том, чтобы сирых и убогих рекламщиков не обидеть? Или же о том, чтобы получить максимальный экономический эффект для пополнения бюджета? Я не понимаю формулировки: вот здесь будут богатые побеждать, а здесь бедные. Да, можно в кусок икры бросить заплесневелый хлеб, и пусть это будет одинаково для всех. Но я не думаю, что это верный ход, потому что он имеет очень серьезные коррупционные риски». Ахметгареев парировал этот выпад тем, что есть несколько причин для укрупнения лотов. Первая: формирование грамотного рынка. Второе: экономия бюджетных средств при проведении торгов, ведь есть же разница — разыгрывать 719 лотов или, допустим, 100. «А коррупционную составляющую мы исключаем, — бодро заявил докладчик. — Торги, скорее всего, будем проводить в электронном виде, чтобы ничего такого не возникло. Это по опыту Казани». Однако эти объяснения совсем не убедили Нуруллина: «Я категорически не согласен, что введение электронных торгов снижает коррупционные риски. Сама форма аукциона не несет ни плюсов, ни минусов. Все это делается до того, как выносится на торги».

Еще одна претензия Нуруллина касалась предложения ввести такое понятие, как «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки». «Что это вообще такое? — возмутился депутат. — Это же абсолютный субъективизм! Если прописать, что зеленого должно быть столько, желтого столько, а круг должен быть квадратным, тогда еще можно о чем-то говорить. Но тут ничего этого нет! Это тоже несет большие коррупционные риски». Нуруллина, кстати, поддержал и депутат Абдулхак Батюшов, добавивший: «Это только для того, чтобы не дать разрешения». Ахметгареев, отвечая, вернулся к самому началу разговора. Дескать, потому и просим депутатов более конкретно прописать в положении требования к типам и видам используемых рекламных конструкций, а также к местам их размещения.

Затем масла в огонь подлил тот же Батюшов: «Вот у меня есть многомодульная конструкция, такое понятие впервые вводится в наше положение. Это был 2007 год. Обратился ко мне Халиков (ныне премьер-министр РТ, в то время мэр Набережных Челновприм. ред.). Говорит: «Придумай что-нибудь, чтобы этот бардак возле проспекта закрыть. Я и придумал. Сам построил, потратил 4 миллиона рублей. Потом это стали тиражировать. А сейчас конструкцию отдадут в эксплуатацию победителю торгов. Если я не выиграю, я же ее не отдам никому, лучше демонтирую и продам. Есть экран Фаниса (Фанис Харисов — гендиректор ООО «Реклама-Центр»прим. ред.). Он тоже миллионов 6 стоит. Он тоже наверняка не захочет кому-то его отдавать, лучше демонтирует».

Спор, наверное, продолжался бы еще долго. Но закончился он вопросом Ахметгарееву: сколько времени ему нужно на завершение всей работы в целом вплоть до проведения аукционов. Он честно ответил, что если разыгрывать по одному билборду в лоте, то дело может затянуться еще на год. А если их укрупнять, то есть шанс завершить торги в марте. Перспектива навести порядок в сфере за три месяца понравилась депутатам. К тому же Нуруллин заметил, что вопрос этот уже «навязший» и его уже давно пора решать. «Не секрет, что рынок рекламы просаживается одним из первых, а сейчас как раз тяжелые времена и неизвестно, что будет дальше. Но порядок в этой сфере должен быть. Пусть это принесет нам копейки, пусть не сейчас, а в будущем, но делать надо сейчас», — резюмировал он. После чего депутаты обеих комиссий проголосовали за то, чтобы вынести данный вопрос на сессию горсовета, которую планируется провести 25 декабря.